Ограничить доступ к ресурсу «Яндекс.Такси» и его перевозчиков. С таким предложением выступили транспортники

UPD
05 декабря 2019 в 16:18
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Вчера была глупая шутка, а сегодня, похоже, все серьезно. По данным Минтранса, Транспортная инспекция направила представление о необходимости ограничить доступ к интернет-ресурсу перевозчиков «Яндекс.Такси», а также самого «Яндекс.Такси» и других платформ. Причина — распространение там недостоверной информации. Недостоверность, по мнению транспортников, в том, что пользователь, ставя галочку в поле «согласен с правилами»,  на самом деле НЕ заключает договор аренды авто с водителем. Утверждается, «Яндекс.Такси» и другие подобные приложения — диспетчер такси, машины должны быть соответствующим образом оформлены.

Водители «Яндекс.Такси»: мы не такси

Водители, работающие с мобильными сервисами Uber или «Яндекс.Такси» в Беларуси, заявляют, что не имеют статуса такси. Этот же аргумент используют при отказе в перевозке детей без автокресла. В статье 2017 года, приуроченной к изменению в «Законе об автотранспорте и автоперевозках», юристы утверждали: «Uber по закону не является такси, что постоянно подчеркивают представители сервиса. С правовой точки зрения это сервис по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении. То есть в одно и то же время юридически сохраняется возможность работы сервисов наподобие Uber, перевозчики-партнеры которого не являются автомобилями-такси. Вывод: для Uber все остается по-прежнему — становиться службой такси ему не нужно».

«По состоянию на 2017 год, когда Закон еще не вступил в силу и отсутствовали подзаконные акты, включая Правила автоперевозок, не было четкой позиции регулятора на этот счет, сервисы могли рассматривать себя в таком качестве, — уточнили юристы. — Так как тем же Законом было предусмотрено, что Совмин вправе определить иные виды автоперевозок, которые относились бы к автоперевозкам в нерегулярном сообщении. Однако, как мы видим сегодня, этого не произошло, никакие дополнительные виды, кроме автоперевозок автомобилями-такси, которые сразу были прописаны в Законе, в законодательстве не появились».

Минтранс: подобные компании являются диспетчерами такси

Министерство транспорта распространило сообщение, в котором опровергаются указанные выше слова: «Uber, „Яндекс. Такси“, MAXIM, 7220 и другие указанные компании в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №278-З „Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“ (далее — Закон) являются диспетчерами такси. Автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров под брендами данных диспетчеров такси, являются перевозчиками пассажиров автомобилями-такси. Автомобили-такси и водители автомобилей-такси, осуществляющие перевозки пассажиров, должны соответствовать требованиям Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. №972. Водители такси должны состоять в трудовых отношениях с перевозчиком».

Из этих слов становится понятным, что автомобили, работающие с платформами, должны быть оформлены как такси (с наклейками-полосками, плафоном и прочими атрибутами), а водители должны соответствовать требованиям (например, по стажу). Все, кто не соответствует этим требованиям, — нарушители.

Водители находят выход, чтобы избежать оформлений — «аренда авто с водителем»

С марта 2018 года таксистам разрешили работать без обязательного получения лицензии, желтых номеров. Чуть ли не основным способом вызова такси стали мобильные приложения. Водителю для подключения к базе данных приложения (получения вызовов) нужно зарегистрироваться в компании. Одни требуют при регистрации документы, подтверждающие легальность перевозок (свидетельство о регистрации ИП или о сотрудничестве с транспортной компанией), другие — нет. Нелегалу достаточно подключиться к приложению и принимать заказы наряду с законными таксистами. Любой человек с автомобилем может в свободное от основной работы время подрабатывать извозом.

Как продолжение ухода от требований закона — появление машин, перевозящих пассажиров в рамках услуги «Аренда авто с водителем». Многие автомобилисты, работающие с приложениями, называют свою деятельность именно арендой, а потому могут ездить, например, без шашечек и плафона.

Минтранс: «Аренду авто с водителем» нельзя применять к такси

За 10 месяцев этого года Транспортная инспекция проверила 4333 автомобиля-такси и выявила 3329 нарушений. Установили: во многих случаях агрегаторы размещают на своих сайтах договоры по аренде авто с экипажем. Компании уверяют, что любой человек, сделавший заказ на сайте, заключает этот договор — с помощью присоединения к публичной оферте (по факту, поставив галочку «Согласен с условиями»). Эти сделки в Минтрансе называют притворными. Притворная сделка (по Гражданскому кодексу) — та, которая совершена с целью прикрыть другую. ГК говорит, что такая сделка ничтожна.

Есть несколько причин: договор аренды не предусматривает доставление пассажира в пункт его назначения. Договор по аренде должен быть оформлен в письменном виде (в то время как договор перевозки пассажира в такси является публичным и не требует письменного оформления). Договор аренды нельзя заключить, просто присоединившись к условиям публичной оферты.

То есть, по мнению Минтранса, машины, работающие с платформами, не могут работать на основе договора аренды авто с водителем.

Реакция: ограничить доступ к интернет-ресурсу

Какое-то время доводы министерства оставались неуслышанными или просто игнорировались. Продолжались проверки, выявлялись нарушители. Таксисты, пользующиеся приложением, были в выгодном положении — их машины никак нельзя отличить от «гражданских» (что запрещено). Видимо, поэтому госрегулятор решил действовать с головы.

Из всего перечисленного министерство приходит к выводу: информация на сайтах агрегаторов такси (в стиле поставь галочку — и присоединись к договору об аренде авто с водителем) «противоречива, способна наносить вред интересам широкого круга пассажиров». Размещение такой информации министерство квалифицирует как распространение ненадлежащей рекламы. По закону о СМИ это запрещено. Потому Транспортная инспекция Минтранса направила «в компетентный орган представление о необходимости ограничения доступа к данному интернет-ресурсу».

Об этом мы предупреждали еще в октябре.

В нашем распоряжении оказалось письмо из Минтранса, где упоминается организация, куда именно было направлено представление — в Министерство антимонопольного регулирования.


В Минтрансе пояснили: министерство выступает за ограничение доступа и к ресурсу перевозчиков, и к ресурсу самой платформы «Яндекс.Такси». Позже первый замминистра транспорта заявил, что речь идет не о «Яндекс.Такси», а о другом сервисе-диспетчере. Каком именно, он не сказал.

Комментарий «Яндекс.Такси»: «Рассчитываем, что Минтранс приложит усилия к обелению рынка перевозок»

Иван Запольский, руководитель по развитию бизнеса объединенной компании «Яндекс.Такси» и Uber в России и Беларуси, сообщил Onliner: «Официальных писем или претензий регулятора к нашим сервисам мы не получали. Из увиденного в СМИ сложно понять, о чем конкретно идет речь в письме и кому оно адресовано. В целом можем сказать следующее:

Первое. В тексте письма Министерства транспорта есть важное несоответствие. Если в начале обращения справедливо отмечается, что сервисы „Яндекс.Такси“ и Uber предоставляют информационные услуги, то далее по тексту нашим онлайн-платформам приписывается оказание услуг перевозки, которые, как сказано выше в этом же обращении, предоставляют сотрудничающие с нами перевозчики (а не сами платформы).

Второе. Наши сервисы пользуются доверием пользователей и водителей. Это достигается за счет наших собственных передовых технологий, которые положительно влияют на рынок перевозок: делают его прозрачным, цивилизованным и безопасным.

Третье. Главным приоритетом для нас является безопасность поездок. В настоящее время мы реализуем сразу несколько крупных проектов, включая собственные разработки в области мониторинга внимания водителя, скорости и манеры вождения. Мы готовы внедрять их на рынке Беларуси и открыты к диалогу с госорганами. Только в этом году в Республике Беларусь мы единственные на рынке ввели собственное бесплатное страхование пассажиров и водителей, хотя законодательство не требует этого от сервисов, а также запустили возможность заказать машину с детским креслом в нескольких городах. Мы с нетерпением ждем, когда в Беларуси появится возможность онлайн-проверки водительских удостоверений на предмет их подлинности и валидности. Такую работу в настоящее время ведет МВД Беларуси. Мы в этом тоже заинтересованы и готовы оказывать техническую поддержку.

В заключение отметим, что мы, безусловно, продолжим наращивать инвестиции и вкладываться в развитие IT-отрасли республики. Мы заинтересованы в дальнейшем обелении рынка пассажирских перевозок в РБ и вносим в этот процесс существенный вклад. Рассчитываем, что Министерство транспорта также приложит усилия в этом направлении, будет в диалоге с бизнесом вырабатывать оптимальные модели регулирования и обеления рынка. Уверены, что это способствовало бы повышению безопасности перевозок и качества транспортных услуг».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto. Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!