После официального объявления льгот для электрокаров все вокруг вдруг опять заговорили про автомобили на электротяге: как это выгодно, современно и экологично. Хотя были те, кто, не дожидаясь послабления, купил себе «электричку» и счастлив. Юрий Краснов предложил встретиться с владельцем Chevrolet Volt (формально это гибрид, но бóльшую часть времени едет без использования ДВС), а тот познакомил с хозяином полностью электрического Chevrolet Bolt, пересадившим на электрокары всю семью: «Использовать автомобили на традиционном топливе слишком дорого: в свою машину 40 литров залей, в авто супруги — 30 литров... А еще масло поменяй, расходники. Накладно!»
По задумке последние изменения законодательства должны стимулировать приобретение электромобилей. На данный момент официальные дилеры в Беларуси не продают машины на электротяге. Для желающих отказаться от автомобиля с ДВС путь один — ввозить «электрички» из-за границы, в первую очередь из Америки. К чему быть готовым? Решили обратиться к тем, кто уже использует EV.
Юрий Краснов договорился о встрече с владельцем Chevrolet Volt. Этот образец автопрома некорректно называть электрокаром, поскольку под капотом здесь установлен также двигатель внутреннего сгорания, передающий крутящий момент на колеса. Тем не менее он в большей степени EV, чем гибрид.
— Данный автомобиль оснащен бензиновым двигателем объемом 1,5 литра, — рассказывает хозяин. — Но он практически не участвует в движении — только если подключить принудительно (такая опция есть) или батарея полностью разрядится. Смотрите, средний расход за последние несколько тысяч километров составил 0,9 литра на сотню.
У Volt два лючка. В задней части кузова, где расположен бензобак, предусмотрена горловина для заправки привычным способом. А спереди — крышка, скрывающая зарядный разъем. Технология plug-in, которая предполагает возможность подзарядки от электросети, применяется все чаще.
Однако при ввозе такого автомобиля рассчитывать на льготы по новому указу нельзя. Машина будет растаможиваться как гибрид. Хотя именно такой вариант на данный момент нам кажется наиболее выгодным компромиссом для белорусов. Бóльшую часть пути едет на электричестве, а в крайнем случае может использовать традиционное топливо, чтобы добраться до розетки.
— Тут все по-честному, — продолжает знакомить нас с автомобилем владелец. — Сколько показано на приборке, столько и проедет. Заряд батареи зависит от погодных условий. Летом запас хода достигал 93 км, в холода же был на уровне 70 км. Полная зарядка при стабильном электропитании через обычную розетку занимает около 4—4,5 часа.
В процессе поездки по городу машина за счет рекуперации энергии подзаряжается еще на 10—15%, делится наблюдениями наш собеседник.
По словам хозяина электрокара, больших инвестиций автомобиль после приобретения не потребовал. За небольшую сумму переделали зарядку с американского на европейский стандарт. Необходимо также было провести кузовной ремонт: в США машина попала в аварию, были повреждены переднее крыло и дверь.
— Я подсчитал, во сколько выросло потребление электроэнергии дома. Оказалось, что траты эквивалентны 1 литру традиционного топлива на 100 км, — уверяет наш собеседник.
— Для города очень удобный инструмент, — считает владелец Volt. — У меня есть и автомобиль с ДВС, но планирую полностью отказаться от него и пересесть в электрокар. Попробовав эти технологии, ты смотришь на мир иначе. Стоишь на светофоре и замечаешь машины, которые в воздух распыляют продукты сгоревшего топлива. В них что-то вращается, крутится, переливается. Зачем? Это все теряет смысл!
Интересный момент: многие, попробовав гибрид или электромобиль, вдруг осознают, какой вред окружающей среде наносят машины, потребляющие обычное топливо. Можно сказать, это переход на новый уровень мышления.
— Сейчас для меня премиум-автомобили с ДВС выглядят как свадебные генералы в отставке, — иронизирует наш собеседник. — Много бижутерии, лоска, декораций, а технологии устаревшие.
Юрий Краснов решает сам испытать, что это такое — ехать за рулем электромобиля. На основной приборке два деления: справа запас хода от ДВС, слева — от батареи. Информацию о режиме работы обоих двигателей можно вывести на экран мультимедийной системы: видно, куда уходит энергия и как возвращается при рекуперации. Как бы приобщаешься к технологиям.
— Разгоняется, конечно, классно, — ведущий рубрики нажимает на педаль газа, и нас ощутимо вжимает в сиденья. — С виду вроде бы обычная машина, но движется тихо, быстро и без передач. Как троллейбус!
— И это еще не спортивный режим, — усмехается с заднего сиденья хозяин. — Владельцы BMW даже не пытаются гоняться...
Он также замечает, что практически все автомобили с ДВС дают разной интенсивности вибрацию, от которой в дальней поездке устаешь. У EV этого нет: только успевай следить за спидометром.
Еще одна «фишка», на которую обращает внимание Юрий Краснов, это рекуперация энергии. У Volt предусмотрен принудительный режим снижения скорости за счет «торможения» генераторами. Достаточно нажать на рычажок, и в зачет начинают идти «заработанные» километры.
— Не трогаю, не трогаю. И вот только сейчас педаль тормоза нажал. Вообще супер! — ведущий «Разборов...» рад как младенец, которому дали любимую игрушку. — Я чуть-чуть проехался, но уже такую машину хочу. Остается построить дом, чтобы было где заряжать.
По словам владельца Volt, он настолько привык использовать «лепесток», что, садясь в обычный автомобиль, ищет рычажок.
Это действие носит дополнительный смысл, когда не просто замедляешь транспортное средство, а «заправляешь» машину на будущее, не заезжая на заправку. Владельцы гибридов поймут...
На наш взгляд, сейчас главный аргумент, который останавливает электродвижение, это отсутствие полноценной сети зарядок. Если в местах долгого нахождения автомобиля нет розетки, человек вряд ли пересядет на «электричку».
Нужно быть до мозга костей энтузиастом и техногиком, чтобы обречь себя на постоянные поиски источника электропитания.
В подписанном на днях указе предусмотрены меры по стимулированию развития сети зарядных станций. Кое-какие меры уже предприняты. Жители Минска, во всяком случае, могли заметить на отдельных парковках зеленые ящики. Едем на одну из таких стоянок.
Итак, улица Лынькова. Типичный спальный микрорайон. Вокруг характерные многоэтажки, купе-дача, используемая как сторожка, лужи и... современные зарядки, предназначенные сразу для семи электромобилей. Вау!
— Есть табличка и знак, указывающие, что эта парковка на семь мест предназначена для электрокаров, — комментирует Юрий Краснов. — В ПДД вы таких обозначений не найдете, но на такой случай есть оговорки...
- «ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях, не оговоренных настоящими Правилами, а также при применении в экспериментальных целях технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных настоящими Правилами и техническими нормативными правовыми актами» (пункт 4 ПДД).
- «Допускается с разрешения ГАИ применение на дорогах табличек, имеющих краткую надпись с однозначным толкованием» (пункт 36 Приложения 2 к ПДД).
У владельца Volt нет необходимости пользоваться общественными зарядками. Говорит, он на них ни разу даже не заезжал и переходник с собой не возит. Но мы все же пытаемся «заправить» гибрид с plug-in. Увы, наши попытки тщетные — ни один разъем не подходит.
Это особенность машин из Америки: кто-то после покупки меняет разъем, кто-то приобретает переходник.
— Честно говоря, у меня больше вопросов вызывает выбор места для электрозарядки, — удивляется ведущий рубрики. — Почему именно тут? Неужели проводились опросы, подсчеты и было определено, что жители ближайших домов в большей степени склонны покупать электромобили, чем обитатели Кунцевщины и Зеленого Луга? Или тут проще было согласовать установку оборудования?
По мнению Юрия Краснова, случайный выбор мест для сети общественных розеток может привести к возникновению конфликтов: «В условиях дефицита парковочных мест их потихоньку начнут занимать обычные машины. А когда появятся „электрички“, то могут возникнуть споры. Мне кажется, правильным было бы устанавливать зарядки по заявительному принципу».
В переходный период споры действительно возможны, однако начинать тоже с чего-то нужно. Эксперты считают, что инфраструктура должна развиваться параллельно с освоением электромобилей.
Не оставляем попытки все-таки воспользоваться общественной зарядкой, предоставленной государством. Владелец Volt вспоминает, что рядом живет его приятель, у которого во владении находится Chevrolet Bolt. Этот хетчбэк имеет шансы стать весьма популярным EV в мире (в Европе известен как Opel Ampera-e).
— Как-то проехал на одном заряде 530 км, — утверждает хозяин электрокара. — Скорость зарядки? Если батарею высадить в ноль, то за ночь она зарядится на 200 км. Если подключить к быстрой зарядке, то, понятное дело, будет шустрее.
По его словам, автомобиль он заряжает дома и возле офиса. Что характерно, общественными розетками тоже ни разу не пользовался: «Мне это просто ни к чему!»
Увы, нас снова ждет фиаско — кабель не подходит и к этой машине.
Тогда владелец Bolt делает ход конем и просит подъехать жену, у которой Nissan Leaf. Оказывается, у мужчины вся семья пересела на электрокары и гибриды с plug-in. Пока ждем супругу, интересуемся, что вынудило.
— Свою машину заправь, потом автомобиль жены, сына, дочери... По копеечке, по копеечке сумма растет. А учтите еще, что нужны расходники, масло поменять и прочее. Это просто накладно! Leaf мы пользуемся около четырех лет. Ничего в нем не делали. Купили и ездим, — говорит собеседник.
Мужчина делится лайфхаком о том, как преодолевать на электромобиле большие расстояния: «Пару раз ездил на Leaf до Бреста. Обратно как получалось? До Барановичей заряда хватало. Потом ловил попутку и просил взять на буксир. Через 5—10 км батарея полностью заряжалась, и этого хватало, чтобы добраться до Минска».
На парковку, которая, наверное, еще не видела столько электрокаров сразу, заезжает Leaf. Ура! Наконец-то один из представленных кабелей подходит к разъему, но зарядка почему-то не идет. Несколько раз проверяем, правильно ли все подключили, но индикатор не реагирует.
В этот момент к нам подходит мужчина и спрашивает: «Неужели включили?» Выясняется, что это хозяин еще одного электромобиля. Сам он тут не живет, но бывает у родственников. Планирует воспользоваться общественной зарядкой, но пока не удается: объект не функционирует...
— Прокатившись на Chevrolet Volt, я сам захотел такой автомобиль, — подытоживает Юрий Краснов. — То, что электрокар — классная вещь, понятно уже давно. Убеждать автовладельцев пересаживаться на «электрички» не надо. Вопрос исключительно в зарядке. Необходимо, чтобы была постоянная возможность «заправиться» в местах длительного нахождения машины. Пока это могут позволить себе те, у кого есть частный дом или место на паркинге с персональной точкой электропитания.
Дополнено
В субботу после выхода статьи с Onliner компания «Белоруснефть» прокомментировала ситуацию.
— Сегодня в стране установлено 264 зарядные станции. Они располагаются с учетом наибольшего комфорта для водителей, ограничений по электросетевой инфраструктуре и потенциала локации. В данном случае станция на улице Лынькова была установлена с учетом поступившего запроса от сервиса каршеринга на запуск в публичное использование электромобилей, — рассказал заместитель генерального директора «Белоруснефти» Андрей Котик. — После размещения зарядной станции наступает стадия ее введения в эксплуатацию. Станция на Лынькова была установлена в декабре 2019 года, и работать она начнет уже на следующей неделе. При этом о времени запуска любой ЭЗС можно узнать по телефону, указанному на корпусе электрозаправки. Все действующие зарядные станции наносятся на карту сервиса plugshare.com, где актуализируется вся информация. Она позволяет спланировать маршрут удобным для водителя образом. Также в будущем мы выпустим свое приложение, которое сделает этот процесс еще удобнее.
Электромобили, как и любое электрическое устройство, выпускаются со своими разъемами и подходящими для них переходниками. Находясь в Европе, ПО «Белоруснефть» устанавливает европейские разъемы, к которым американские модели электромобилей могут подключиться с помощью переходника. В этом случае можно провести аналогию со смартфонами разных производителей ー они требуют подключения разных зарядных устройств. Пользователи к этому привыкли и спокойно относятся. Мы предлагаем водителям также посмотреть и на электротранспорт.
В Минске уже запущено 170 зарядных станций, которые позволяют беспрепятственно пользоваться электротранспортом в городе.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by