На прошлой неделе потенциальные покупатели электромобилей получили заверения, что не останутся без поддержки. Если у вас есть деньги на такую машину, вам помогут сэкономить — это обнадеживает. В эти же дни в Минске серьезные затруднения испытывают те, кто пытается хоть как-то сэкономить, не помышляя о покупке дорогого авто. На каждой газовой заправке — в столице их всего четыре, причем только три находятся в рабочем состоянии — нет конца очередям. Главным образом таксисты, а также те, кого случайно намотало на этот газовый маховик, простаивают часами, чтобы просто заправить машину.
АГНКС — это автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. В Минске таких станций четыре, и везде ситуация одинаковая — огромная очередь автомобилей практически в любое время. Мы приехали на заправку в Масюковщине, стали в хвост. Трудно сосчитать, сколько машин впереди. В лучшем случае пятьдесят.
— Вы не смотрите, что колонок вроде как шесть: первая нам не подходит, там только евроразъем. Третья давно не работает, и чтобы ее починить, потребуется остановить всю заправку — на это никто не пойдет. И, я отсюда уже вижу, что-то приключилось на шестой колонке: очередь отправляют на пятую. Так что из шести колонок остаются три — туда, по сути, все и стоят.
Об очередях на газовых заправках нам рассказали читатели. Один из них, Евгений, согласился на собственном примере продемонстрировать, через что ежедневно вынуждены проходить владельцы авто на газу в Минске. У Жени Lada Vesta, он не таксист, но машина нужна ему для работы — много ездит по Беларуси.
— Все стало хуже в начале месяца, когда на ремонт закрылась одна из четырех газовых заправок — та, что на улице Бабушкина. Осталось три. Сами видите, какие очереди, а в выходные дни станет только хуже — подтянутся таксисты из регионов. Живут здесь на съемных квартирах, а кто и прямо в машине, выходят заправляться в тапочках, представляешь? Зарабатывают.
Станция на Бабушкина закрылась третьего марта. Планировали открыть вроде как шестого, но что-то пошло не так, дату перенесли на десятое число. Десятого тоже не вышло, пообещали четырнадцатого, но уже точно. А потом снова перенесли открытие, вроде как на семнадцатое марта. Посмотрим. Заранее праздновать не будем, плохая примета уже срабатывала несколько раз.
— У меня был когда-то Volkswagen Touran с заводским газовым оборудованием, — рассказывает Женя, пока стоим в очереди. — Потом купил Vesta: 20 тысяч поездил на бензине, чтобы обкатать мотор, и поставил метан. Не рассчитывал, что с заправками произойдет такая история.
На метан переходят ради экономии. Литр 92-го бензина стоит сейчас 1 рубль 73 копейки. Стоимость метана — 75 копеек за 1 кубический метр, причем подорожал он на 5 копеек совсем недавно. Дооснащение автомобиля необходимым оборудованием и наладка программного обеспечения обойдутся в 1000—1200 долларов. После этого машина может работать как на бензине, так и на газу — водитель тумблером включает удобный для него режим.
— На пропан переоборудоваться было бы дешевле, и с заправками попроще: им заправляют на многих обычных АЗС по всей стране. Но от пропана нет смысла. Во-первых, он дороже метана (стоит 96 копеек), и расход при этом у него выше на 15—20 процентов. Во-вторых, если уж гробить двигатель, то хоть со смыслом.
Владельцы таких переоборудованных на газ автомобилей признают: ресурс падает ощутимо.
— Когда газ предусмотрен с завода, то все рассчитано. А тот, кто переделывает машины, должен смириться с повышенным износом двигателя. Поэтому чаще всего на это идут таксопарки либо те владельцы, кому автомобиль нужен для работы, — метан позволяет существенно сэкономить, учитывая стоимость бензина.
Женя рассказал, что в багажнике его Vesta установлен баллон на 20 кубов.
— В плохую погоду пробег падает до 160—170 км, по трассе проеду, наверное, 220—230 км. Баллоны большего объема мало кто ставит — они занимают очень много места. У меня съел две трети всего багажника, так у меня универсал. В каком-нибудь Logan места вообще не остается. У заводских машин, того же Touran, баллоны расположены снизу, они меньше, но их там три-четыре. И запас хода в разы больше, и багажник свободен.
— А вы откуда? Onliner? Молодцы, что приехали. Видите, какой бардак творится — и так каждый божий день! — говорят нам водители такси по всей очереди.
Им можно посочувствовать. Смена — 12 часов, пробег соответствующий. На заправку заезжают по два, а то и по три раза за смену — нужно и напарнику оставить полный баллон. Каждый раз по полтора часа простоя, и альтернативного варианта нет.
— У меня было, что и три часа в очереди стоял. Баллона хватает километров на 250—270, в зависимости от того, как ездить, — рассказывает Артем на Renault Logan. — На газу машина сильно теряет в динамике — на треть точно. Если нужно динамично проехать перекресток, то я переключаюсь на бензин. На метане можно в неловкую ситуацию попасть: жмешь на педаль, а она не тянет. Поэтому литров 15—20 желательно в баке иметь тоже.
Просим его открыть багажник, чтобы взглянуть, сколько там свободного места. Ну что сказать — как у лоукоста: ручная кладь влезет, а вот большой чемодан уже нет. Хорошо хоть запаска помещается в свою нишу под баллоном.
— Пассажиры не жалуются?
— А чего ожидать с такими тарифами на такси? Пассажиры все понимают.
Артем говорит, что газ для любого такси — это значительная выгода.
— Установка стоила 1200 долларов. Подсчитывали, что, если работать самому, то месяца за три-четыре окупается.
Как думаете, сколько водитель такси тратит на топливо в месяц?
— У меня на газ уходит более 1000 рублей, — констатирует Артем.
Впечатлены?
У Вадима Nissan Almera. В багажнике после установки баллона осталось чуть больше места, чем у Logan, хотя любой пассажир до аэропорта — и приходится разгадывать ребус.
— Как-то на переднем сиденье чемодан вез, — говорит водитель. — А что делать? В такси метан реально выручает. Если бензин — это работа ради работы с такими расценками.
— Сколько раз в день заезжаете на заправку?
— Два это минимум. Самому заправиться и напарника заправить, чтобы он выезжал на полном. Каждый раз по часу-полтора здесь торчишь — это в лучшем случае. Бывает и по два. Я прошлую неделю ездил на пропане, а сейчас снова сел на метан и уже не рад, что сел. Вот интересное дело: все говорят, что автомобили должны быть экологичными. Очень хорошо: метан — экологичное топливо. Почему тогда не строят больше газовых заправок? В Молодечно новую отгрохали, в Мозыре, вроде в Бресте есть. А в Минске до нас никому нет дела. Одну из четырех станций закрыли — сами видите, что происходит.
— Смотрю, процентов 95 автомобилей в очереди — такси?
— Да больше, все 98!
Удручает то, что конца очереди не видно. Все это напоминает паспортный контроль на курорте в летний сезон: толпа впереди, и не ясно даже, кто в какое окошко стоит.
— Вот что им стоило нормально обозначить, какие колонки не работают, чтобы люди нормально занимали очередь? Потом из-за такой сумятицы возникают конфликты, до драки уже доходило, — мы вернулись в Vesta к Евгению. За то время, что мы болтали с таксистами, он проехал вперед максимум на два корпуса авто.
Ситуацию на газовых заправках в Минске коренным образом изменили именно такси. Произошло это в 2019 году, когда многие автопарки стали активно переходить на газ ради экономии. Теперь в столице по одним оценкам чуть более 10 тысяч машин на газу, по другим — все 20 тысяч.
— И вот представь, на такое количество — всего четыре заправки, в лучшем случае 25 раздаточных колонок, — говорит Женя. — И ситуация не меняется. Сейчас работает три станции — мы потратим на заправку час-полтора, вот увидишь. Когда работали все четыре, на все уходило минут 40. Но это ведь тоже ненормально! Я уже жаловался много раз, мне говорят: приезжайте ночью, тогда очереди меньше. Но почему для того, чтобы просто заправить свою машину, я должен вставать в три часа ночи и куда-то ехать? У меня нормальный график, семья, я сплю по ночам.
Каждый водитель в очереди болезненно реагирует на тему развития электротранспорта, потому что почти никому не понятно, кто может себе такой транспорт позволить.
— Для кого строят все эти зарядки, кому обещают льготы? Разве у нас люди могут, даже с учетом обнуления пошлин, пригнать себе Tesla за 50 тысяч долларов? А Nissan Leaf никто не станет покупать — там запас хода 100 км, куда на нем ездить? — подмечает собеседник. — В то же время никто не развивает сеть газовых заправок, хотя — ты же сам видишь — спрос здесь огромный. И он никуда не денется: такси меньше не становится, плюс транзитный транспорт. Говорят, газовые заправки убыточные. Как они могут быть убыточными, если поток здесь не прекращается? Смотри, за нами в очереди один Mercedes, другой — у них заводское оборудование. И заводятся от газа в любую погоду, и пробег километров 500 — никаких проблем. Я часто вижу здесь иностранцев на таких машинах. Интересно, что они о нас думают, увидев такую заправку?
Вопрос, что экологичнее — электромобиль или машина на газу, по мнению Евгения, также весьма спорный:
— Представляешь, как сложно утилизировать батареи электромобиля, какой это удар по экологии? А у газовой машины тоже никаких выбросов в атмосферу, с ней вообще никаких проблем. И главное, что такие авто доступнее, наши люди могут себе их позволить, в отличие от электромобилей. Конечно, при условии, что появятся нормальные заправки, а не вот это вот...
В будний день в рабочее время мы стоим здесь уже 45 минут и еще даже не первые в очереди. И даже не вторые.
— Ты думаешь, это большая очередь? Бывало и хуже. Поверь, сегодня нам повезло, — смеется Женя.
Да уж, везунчики, чего и говорить. Зато теперь есть возможность вблизи разглядеть заправку, куда мы так долго пытаемся прорваться. Шесть колонок, разделенных перегородками, — это, очевидно, для безопасности. Чуть поодаль будка с окошком — касса. На этом все — больше нет ничего, что стоило бы описывать.
— Все это строилось еще во времена Советского Союза, в 1980-х, когда таких нагрузок, как сейчас, никто не видел. Все станции в Минске выглядят так же. Нет даже элементарного навеса. По технике безопасности водитель во время заправки авто должен отойти на безопасное расстояние. Идешь и стоишь под дождем — никого это не интересует. Кофе, продукты — о чем вы говорите? Туалета нормального и то нет.
Евгений предлагает возможное решение проблемы на ближайшую перспективу:
— Вот смотри: здесь две колонки не работают, а в Минске есть станции на восемь постов, из которых оборудование установлено только на четырех. При этом в Барановичах, например, на станции восемь колонок и почти нет машин. Почему бы не снять оттуда невостребованное оборудование и не установить его в Минске? С совместимостью, уверен, проблем не будет, оно везде такое же старое. Это бы хоть как-то улучшило ситуацию.
— Ровно час. Ну не так плохо, — говорит Женя, глядя на часы.
Процедура заправки баллона несложная и не занимает много времени. Нужно открыть капот, подключить шланг, повернуть кран. И смотреть за происходящим с безопасного расстояния.
— На заправку уходит минут 5—10 от силы. Это же компрессорная станция, газ здесь подается под давлением. И вот от этого давления все может рвануть, если что-то сделать неправильно. Когда заправка заканчивается, оператор сообщает об этом по громкоговорителю. Можно вернуться к машине, закрыть кран, отсоединить шланг и затем пройти к окошку для оплаты. Многие оставляют авто возле колонки и идут оплачивать, хотя это тормозит всю очередь. Водители из регионов часто так делают — им непривычно видеть такие очереди. Хотя сейчас в Минске уже все привыкли — отъезжают, уступая место, и только затем идут к окошку.
Свежий Mercedes из очереди поехал на первую колонку — евро. Там система другая, более безопасная, но переоборудование на нее, как говорит Евгений, стоило бы на 100 евро дороже. Основная масса автомобилей распределяется между тремя оставшимися колонками старого образца.
— Еще один момент: перед тем как начать заправку, нужно предоставить оператору документы, в том числе поверку баллона. Оборудование проверяется, должны стоять печати, иначе в заправке будет отказано.
Подводим итог. Подача документов, подключение оборудования, ожидание, оплата — все это заняло не больше 15 минут. Еще час мы простояли в очереди, и это был не час пик. В чеке сумма — 12 рублей. Топлива Евгению хватит на 200 км, после чего снова придется ехать на заправку.
— Вот и справились? Быстро, а?
Женя не издевается. Больше похоже, что издеваются над ним, так же, как и над остальными водителями, которые вынуждены снова и снова проходить эту процедуру.
— На улице Скорины есть заправка, там помимо прочего заправляют маршрутные автобусы. Так вот они едут без очереди. Раз основной поток на газовых заправках — это такси, почему бы всем остальным водителям не позволить точно так же заправляться через отдельную колонку, чтобы не стоять в таких очередях? Мне ответили, что нельзя, что таксисты тоже люди, такие же, как и все. Хорошо, я согласен. Почему тогда водителям автобусов можно без очереди, они не такие же люди?
Столица остро нуждается в решении проблемы, и лучше бы оно было найдено поскорее. Рано или поздно четвертая заправка вернется в строй, но с учетом состояния оборудования нет никакой гарантии, что внезапный ремонт не потребуется где-то еще.
— В регионах есть много мобильных пунктов заправки: тягач привозит цистерну с газом. Но, во-первых, это же не компрессорная станция, там все происходит очень медленно. Во-вторых, оплату они принимают только по безналу. Не знаю, юрлицам, может, так и удобнее, можно контролировать расходы водителей. Но я обычный человек, у меня наличные. Выходит, заправить машину я уже не могу?
Мы обратились в компанию «Газпром трансгаз Беларусь» с просьбой дать оценку той ситуации, которая сложилась в Минске.
— Действительно, потребление газа резко возросло примерно с 2019 года. Это связано с тем, что многие операторы такси стали использовать метан в качестве автомобильного топлива. Отчасти это стало неожиданностью, — сообщил корреспонденту Onliner начальник службы по связям с общественностью и средствами массовой информации «Газпром трансгаз Беларусь» Дмитрий Костин.
В настоящее время по оценкам специалистов загрузка действующих станций в Минске превышает проектную мощность в три-четыре раза. Компрессоры, которые под давлением закачивают газ, пока выдерживают.
— Нужно отметить, что автомобильные компрессорные газозаправочные станции достаточно дорогие. Мы развиваем заправочную сеть, около года назад открылась новая станция в Молодечно. Были планы и в 2021—2022 годах развивать сеть заправок в регионах. Но сейчас мы видим взрывной рост именно в Минске, поэтому стараемся решить возникшую проблему, справиться с очередями, — пояснили в «Газпром трансгаз Беларусь».
Один из возможных вариантов — подогнать временные газовые заправщики. Но по действующим нормам им нужна безопасная площадка, сравнимая по площади с магазинной парковкой.
— Наши подразделения ведут переговоры с городскими властями для того, чтобы найти какое-то решение. Этот вопрос в процессе, — отметил Дмитрий Костин.
Инициирован ускоренный ремонт заправки на улице Бабушкина. Работы были начаты в связи с износом оборудования, в компании говорят, что это вынужденная мера для того, чтобы обеспечить должный уровень безопасности. После того как ремонт завершится, в Минске снова станет четыре работоспособные станции. В «Газпром трансгаз Беларусь» согласны, что этого недостаточно.
— Большинство станций, кроме той, что находится в Масюковщине, достаточно старые, появились еще в 1980-х. Модернизация была, но давно, и по сути о каком-то современном состоянии говорить не приходится, — признают в компании. — Инициировано строительство новой газовой заправочной станции в Минске — пятой. Пока, к сожалению, это все, чему можно порадоваться в этой ситуации.
При этом необходимо время на подготовку и оформление документов, в том числе для землеотвода, на согласование и само строительство.
— Если традиционную АЗС можно построить достаточно быстро, то в нашем случае требуются технические условия и допуски, которые растягивают строительство практически на год, — поясняют в «Газпром трансгаз Беларусь».
Это означает, что пятая заправка, вероятнее всего, появится в городе не ранее 2021—2022 года. Закрывать на ремонт другие станции пока не планируют — все видят, к чему это приводит.
— Рост потребления вызвал очереди, и, к сожалению, некоторое время придется потерпеть. Технически пять-шесть передвижных заправщиков пригнать в Минск можно, но им нужны площадки.
— Может быть, это подходящий вариант для таксопарков, раз они больше всех заинтересованы в этом виде топлива?
— Нужно отметить, что чаще всего заправщики используют как раз в хозяйствах, где большие парки техники, работающей на газу.
— Мы стараемся максимально быстро решить эту проблему. Нам неприятно понимать, что наши клиенты испытывают негатив от того, что выбрали такой вид топлива. К слову, наши водители, использующие корпоративный газомоторный транспорт, точно так же, наравне со всеми, стоят в очередях.
Очередь как ничто другое на свете сближает людей, но пришло время попрощаться с Евгением.
— Сами видите, что ситуация печальная. И ведь ничего не изменится в ближайшее время, по крайней мере пока не построят пятую заправку и не наведут порядок на остальных четырех, — говорит он с горечью. — Обидно, что такое вообще происходит в XXI веке. Почему я должен страдать от того, что выбрал экономичный и экологичный вариант транспорта? Я переоборудовал машину, чтобы тратить меньше денег, а в итоге только теряю их, проводя время в бесконечных очередях.
Скучно в машине? Портативные телевизоры в Каталоге Onliner
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by