«Скоро в новостях будем читать „Попал под моноколесо“, „Лыжник на проезжей части врезался в скейт“ или „Подрались электроскутерист и пешеход“», — иронизировал чуть меньше года назад ведущий рубрики Юрий Краснов, рассуждая о новых способах передвижения в городе. А сейчас он стоит недалеко от ЦУМа в Минске и разбирает столкновение моноколесника и велосипедистки. Это происшествие попало на видео, которое дает хорошее представление о том, как все случилось.
Сезон толком еще не начался, а в нашем распоряжении уже оказалась запись довольно серьезного столкновения между моноколесником и велосипедисткой в центре столицы.
— Быў цудоўны дзень, я троху затрымаўся на працы, — рассказывает Алесь, который второй год использует моноколесо для поездок по городу. — Выехаў на веласцежку. Агляд быў добры. Здалёк убачыў дзяўчыну на ровары. Яна ехала злева, я справа. Быў упэўнены, што яна не зменіць кірунак. Але раптам перада мной яна звярнула налева. Адразу не зразумеў, што адбылося. Пасля здарэння, знаходзячыся ў шоку, у першую чаргу стаў пытацца, што з тэлефонам.
Молодой человек рассказывает: долгое время собирался перед тем, как «выехать в люди». Только после основательной подготовки и в полном обмундировании, включающем нагрудный видеорегистратор, отправился в город. В момент происшествия устройство работало. Столкновение оказалось зафиксировано на записи.
Судя по ролику, девушку на велосипеде было видно издалека и до происшествия она двигалась спокойно, придерживаясь правого (для себя) края велодорожки. За несколько метров до автора видео вдруг поехала наперерез.
Моноколесник обращает внимание: справа от него находились прохожие. Возможности объехать велосипедистку у молодого человека не было.
По словам Алеся, он ничего не успел бы предпринять, даже если бы захотел. После удара, как выражается сам моноколесник, он оказался на природной подушке безопасности (пятой точке), что, возможно, уберегло от получения серьезных травм.
Как говорит Алесь, покрышкой велосипед врезался в корпус моноколеса, которое в итоге отлетело на два-три метра. На устройстве остались повреждения — на пластике видны следы протектора и царапины от скольжения по тротуарной плитке.
— Мне здаецца, дзяўчына здолела застацца на нагах, — предполагает моноколесник. — Пасля я спытаўся, чаму яна ўвогуле павярнула налева. Раварыстка адказала, што не ведае. У яе былі акуляры, якія пасля сутыкнення зляцелі.
На шчасце, яны не разбіліся, а сама дзяўчына не паранілася. У мяне таксама ўсё было адносна добра — толькі садраў скуру на пальцах рукі і нагі.
В тот день Алесь был без шлема и считает это в чем-то счастливым совпадением: «Інакш ехаў бы больш хукта, і хто ведае, чым бы ўсё скончылася...»
Придя в себя после столкновения, участники разъехались, предварительно обменявшись номерами телефонов. После этого они пару раз списывались в мессенджерах, чтобы уточнить: все ли в порядке со здоровьем.
Перед публикацией Алесь по нашей просьбе связался с девушкой, однако та от комментариев отказалась.
Ведущий рубрики, который сам ездит на моноколесе уже около месяца и получил определенный опыт, обращает внимание на несколько факторов. Во-первых, лучи вечернего солнца были направлены в сторону велосипедистки. Могли ли они ослепить девушку? Этого исключать нельзя. К тому же у участницы происшествия были очки, что тоже нужно учитывать.
Во-вторых, посмотрите на ширину велодорожки и покрытие: местами видны неровности, лужи, крышки люков... Ну и узковато. Разъезжаться некомфортно.
— При снижении скорости велосипедисту, райдеру на электросамокате или на моноколесе сложнее держать равновесие, — замечает Юрий Краснов. — А если пространство ограничено бордюрами, ограждениями, это действует еще и психологически.
Почему велосипедистка поехала наперерез? Скорее всего, как я предполагаю, девушка, увидев встречного моноколесника, стала замедляться и потеряла равновесие. Произошло это в самый неподходящий момент, когда надо было разъезжаться.
К разговору подключается инструктор по обучению езде на моноколесах Игорь Сущенко (ранее он уже фигурировал в одной из публикаций и даже буксировал на моноколесе автомобиль):
— Моноколесо хорошо тем, что заставляет включать природные инстинкты. Это работает лучше, чем ограничители скорости, например. При падении с устройств такого типа райдер, как правило, летит вперед. Но в данном случае все сложилось благополучно: Алесь хорошо отработал, упав на пятую точку, моноколесо оказалось впереди, и никто серьезно не пострадал. Хотя все могло сложиться иначе, если бы столкнулись, к примеру, два устройства, имеющие руль: велосипеды или электроскутеры, скажем. Ведь в таком случае человек держится за руль, и это более опасно.
По мнению специалиста, девушку на велосипеде корить нельзя: «Задумалась, не справилась с управлением, что-то пошло не так. С каждым может случиться... Однако все участники должны знать, что такое может произойти, прогнозировать негативный исход и предпринимать адекватные меры, например снижать скорость».
Как считает Игорь Сущенко, моноколесники должны пользоваться отдельной инфраструктурой (к примеру, велодорожкой), так как на обычном тротуаре они могут создавать опасность для пешеходов. При этом он призывает райдеров надевать защитную амуницию — шлемы, наколенники и налокотники.
— Что насчет перчаток? В данном случае Алесь слегка поранил руки, — спрашиваем.
— Это тоже будет уместно, поскольку, как я говорил ранее, с моноколеса падают, инстинктивно выставляя руки вперед.
Как подчеркивает Алесь, к «выезду в люди» он готовился основательно: освоил моноколесо, купил регистратор, шлем и так далее. За все время произошло только три случая, достойных публикации на YouTube, причем два из них спорные: «Чалавек выйшаў, я затармазіў, вылаяўся и паехаў далей. А вось гэты выпадак атрымаўся, на мой погляд, відавочным...»
— Мяне выратоўвае моцная шыя, — демонстрирует моноколесник. — Больш за ўсё я пужаюся людзей, якія прымаюць мяне за пешахода. Пару разоў мяне штурхалі, але я не магу так лёгка змяніць кірунак...
— Пока сам не упадешь, не поймешь, где граница опасности, — замечает Юрий Краснов. — Я езжу на моноколесе около месяца. Однажды снял ограничение в 25 км/ч и «продавил» колесо, упав при 30 км/ч. После этого вернул лимит назад и стал кататься аккуратнее. Определил для себя, что среди пешеходов безопасно ехать до 15 км/ч. На ровных участках можно разгоняться до 20 км/ч. А вот 25 км/ч уже некомфортная скорость.
Что касается правовой оценки, то сейчас ее дать практически невозможно. Подобные случаи не регулируются законодательством четко и напрямую. Даже если столкнутся два велосипедиста, крайне сложно будет сказать, кто из них прав, а кто виноват.
— Рассматриваемый случай не относится к ДТП, поскольку велосипед — немеханическое транспортное средство, а моноколесо, хоть технически его и можно подогнать под соответствующее определение, на самом деле вообще вне закона, — объясняет ведущий «Разборов...». — Человек, управляющий моноколесом, скорее относится к пешеходу. Я называю себя в шутку пилотом летательного аппарата. А в проекте ПДД такие устройства хотят отнести к средствам персональной мобильности.
Напомним, в проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.
«К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием приспособлений (кроме велосипедов), имеющих электродвигатель и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч» (проект изменений в ПДД)
— Для разбирательства в подобных происшествиях пока нет такого четкого механизма, как при расследовании автоаварий, — продолжает Юрий Краснов. — Получается, надо звонить в милицию, вызывать участкового, писать заявление. А потом есть вероятность, что вам скажут: «Это гражданско-правовые отношения, разбирайтесь в суде».
Просто представьте, что можно было бы вменить девушке на велосипеде в данном случае? Каким нормам она должна была следовать? Где они прописаны?
Тот случай, когда категоричность правоприменительной практики оборачивается против ее создателей.
— Очевидно, что подобные случаи будут происходить и в дальнейшем, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Тогда чего мы ждем от городских властей и законотворцев? Во-первых, обустройства инфраструктуры для таких устройств. А во-вторых, регулирования подобных случаев. Люди должны на что-то ориентироваться и осознавать ответственность за неправильные действия.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by