С чем ассоциируется словосочетание «пожарная машина»? Первая мысль — большой грузовик с цистерной воды или лестницей. Но пожарными (спасательными) бывают не только грузовики. Легковушки тоже служат в МЧС. Прежде всего в качестве штабных автомобилей. Задачи у них самые разные: от доставки руководителей к месту происшествия до дежурных инспекционных поездок. Наиболее универсальны в этом плане внедорожники. О них и пойдет речь.
Самая популярная марка среди штабных внедорожников МЧС РБ, безусловно, УАЗ. Так или иначе уазик найдется практически в каждом городском или районном отделе, а то и не один. В парке ведомства есть почти все модификации УАЗов, которые Ульяновский автозавод выпускал на протяжении последних лет тридцати. Взглянем на основные варианты.
Это УАЗ-31512 с мягким тентом, модернизированный легендарный 469-й. У автомобиля красные номера, как у машин милиции. Такое сочетание встречалось на штабных пожарных автомобилях очень недолго — когда военизированная пожарная служба еще относилась к МВД, а не к МЧС.
Из состава МВД военизированную пожарную службу вывели и присоединили к МЧС в 1998 году. Красные номера с пожарных машин исчезли. Этот УАЗ-31514 с жесткой металлической крышей как раз из тех времен.
Синие элементы в ливрею спецтехники МЧС РБ начали добавлять в 2001 году. Постепенно в такие цвета перекрасили все автомобили.
В 2003 году на смену УАЗ-31514 пришел УАЗ-315195, или, проще говоря, UAZ Hunter. Изменений было довольно много, но самое заметное внешнее отличие — черная пластиковая накладка на решетке радиатора. Естественно, в белорусском МЧС такие тоже появились, но их существенно меньше, чем предшественников.
Модели УАЗ-3160 семейства «Симбир» также имеются, но их еще меньше, чем «Хантеров». А вот UAZ Patriot обосновался в парке наших спасателей весьма основательно. Это, наверное, идеальный с точки зрения политкорректности «начальственный» автомобиль. С одной стороны, речь о достаточно большом внедорожнике (издалека его даже можно спутать с престижной иномаркой), но при этом Patriot — УАЗ. И этим все сказано. Так выглядит UAZ Patriot в улучшенной комплектации Limited. Согласитесь, по сравнению с классическим «Хантером» и его предшественниками это небо и земля:
Пожалуй, самый навороченный UAZ Patriot работает в Минском областном управлении МЧС. Точный индекс этого варианта — УАЗ-3163-349-39. Этой машине сделали тюнинг, включающий дополнительную акваподготовку, усиленные бамперы, шины BF Goodrich Mud-Terrain, дополнительное освещение. Уазик реально преобразился.
Модель UAZ Patriot обновилась в 2015 году. Характерные признаки — измененная форма фар головного света, новая фальшрешетка радиатора и бампер новой формы, который крепится не к раме, а к кузову. Точный индекс автомобиля — УАЗ-3163-305. Первый такой появился в Молодечно, а затем был замечен и в ряде других городов.
После этого были еще один «нанорестайлинг» и еще одна закупка партии штабных «Патриотов» для МЧС РБ в 2018 году. На сей раз речь о версии УАЗ-23632 с кузовом пикап в серебристом цвете. Под пластиковой крышей кузова разместили комплект пожарно-технического вооружения. Дооснащением этих машин занималось борисовское СООО «Пожснаб».
Внедорожников вазовского семейства «Нива» в белорусском МЧС значительно меньше, чем уазиков, но счет точно идет на несколько десятков экземпляров. Базовая трехдверная модификация ВАЗ-21213, собственно, и является самой популярной. В основном это версии «как есть», без доработок, но в некоторых райотделах можно встретить и тюнингованные «Нивы» с «кенгурятниками» и другими наворотами.
Пятидверные модификации «Нивы» у спасателей встречаются гораздо реже, но они тоже есть.
Имеются в парке МЧС РБ и внедорожники самых разных иностранных марок — европейских, японских, американских, корейских, китайских. Но все это, как правило, либо единичные экземпляры, либо закупленные совсем небольшой партией. В целом же получается довольно разнообразный автопарк — от огромного Chevrolet Suburban начала 1980-х и австрийского Puch 230GE 1970-х до Jeep Cherokee, BMW X5 и других. Расскажем о некоторых из них.
Этот Hyundai Tucson примечателен окраской — серебристо-бело-красно-голубой. Сразу четыре цвета. Несколько таких машин впервые появились в Минском городском управлении МЧС.
Затем эту же схему окраски повторили на нескольких Volkswagen Amarok. Служат такие пикапы в Республиканском отряде специального назначения МЧС. В кузовах — спецоборудование, а один из этих автомобилей «начинен» медицинским оснащением, в том числе аппаратом ИВЛ.
Этот Nissan Patrol пятого поколения заслуженно считался флагманской командирской машиной Минского городского управления МЧС. Солидный внедорожник! Но в 2017 году он попал в аварию. К счастью, тогда повреждения получили только автомобили, люди не пострадали. Интересно, восстановили ли после этого Patrol?
Продукция концерна Toyota представлена в МЧС РБ среднеразмерным Land Cruiser Prado четвертого поколения. По крайней мере одна такая машина есть в Бресте. Этот экземпляр появился у нас при европейской поддержке по программе трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина».
Первой маркой внедорожников made in China, появившейся в нашем МЧС, стала... нет, не Geely. Первыми «китайцами» на службе спасателей были Great Wall моделей Safe и Hover. Если Safe был замечен пока только один (в Гродно), то Hover точно есть несколько штук.
Тем не менее «разномарочность» в парке штабных внедорожников МЧС, похоже, если не уходит в прошлое, то по крайней мере сильно сокращается. Доминирует в новых закупках, как нетрудно догадаться, Geely. Первыми такими кроссоверами, появившимися у спасателей, стали компактные Emgrand X7. Дебют этих машин состоялся еще пять лет назад, но тогда они были скорее экзотикой. Любопытно, что в Минск на парад пригоняли автомобиль из Шклова.
Ну а Geely Atlas в МЧС сейчас поступают массово. Вполне вероятно, что не за горами тот день, когда по численности они догонят, а то и перегонят уазики.
Штабные автомобили МЧС крайне редко ездят с включенными маячками. Большинство их поездок связано со спокойными рутинными функциями. Но если увидите такую машину с мигалками и включенной сиреной, то знайте, что случилось что-то очень и очень серьезное, требующее скорейшего прибытия на место происшествия офицерского командного состава. В этом случае, конечно же, не забывайте уступать им дорогу.
Суши в Каталоге Onliner
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by