Удар под днищем, потом еще. Знаете, как звучит спущенное колесо: это не звук — проклятье. Удар, снова удар. Машины одна за другой отъезжают в сторону — подбили. И в ту же западню мгновенно попадают новые — просто никто не успел сориентироваться, что-то предпринять. Пятеро водителей собрались на проспекте Жукова, пятеро потерпевших от его железной хватки. Запоздавший знак аварийной остановки, ГАИ, поиск виноватых — не им первым идти этой проторенной дорожкой.
Город Минск, проспект Жукова. Едем со стороны проспекта Дзержинского в направлении улицы Аэродромной, четыре полосы движения. Путепровод над железнодорожными путями знаете? Старая водонапорная башня из красного кирпича — хороший ориентир.
Все произошло в четверг, 21 мая, около 17:00. Начинался час пик, транспортный поток уплотнился. Погода для мая так себе: сильный ветер, временами дождь.
Пользователь нашего форума с ником GGood-LucK так описал увиденное на путепроводе: «Проспект Жукова примерно в 17 вечера. Ужас: покрытие вылетело — дорожники попали на бабосик. Машин шесть насчитал с пробитыми шинами».
На проезжей части, явно не на своем месте, находился довольно большой металлический фрагмент конструкции путепровода. Поблизости стояли его жертвы — подбитые автомобили. У большинства были пробиты колеса, кому-то досталось посильнее.
На этом участке путепровода, разрезая все полосы, тянется «зубастая» полоса из таких вот металлических элементов — инженерный прием, сейчас не об этом. Трудно сказать, была ли закреплена конкретно эта часть, как именно она вылетела с посадочного места: может быть, грузовик проезжал да приподнял ее за собой — мы не знаем. Так или иначе, но «капкан» оказался в полосе движения (предположительно, третьей справа) и был готов разрушать.
Первым потерпевшим, которого нам удалось установить, был Евгений на автомобиле Mercedes.
— Сначала я залетел: левое заднее колесо под замену, диск сломан. За мной буквально через секунду там же напоролся какой-то фургон. Бух! И все... — рассказал водитель.
По его словам, всего за минуту на металлический фрагмент налетели пять автомобилей. Водители просто не успевали как-то предупредить друг друга об опасности.
— Образовался заторчик, потому что справа и слева на «аварийках» стояли машины. Дважды мимо проезжали милицейские экипажи, но даже не остановились. Потом по вызову примчалась ГАИ: написали рапорт, этот железный фрагмент установили на место. К моей машине никто не подходил, инспекторы осматривали повреждения красного авто, которому досталось больше всего. Я спросил, мол, а мне что делать? Ответили: «Пишите претензию». Что и кому писать — непонятно, — добавил Евгений.
Мужчина не собирается доводить дело до суда, хотя готов выступать свидетелем, если подобный иск все же будет рассматриваться. Сам он в успех не особо верит, говорит, что с государством судиться опасно.
Анатолий попал в неприятности сразу вслед за Mercedes, говорит, все произошло за доли секунды. К слову, Mercedes напоролся на железяку в третьей полосе справа, а Volkswagen — в крайнем левом ряду.
— Вообще, эта штуковина должна была находиться в третьей полосе, там ее место. Наверное, выскочила, — рассуждает Анатолий. — В машине взорвалось колесо, диск погнуло — однозначно под замену.
Водитель рассказал, что инспекторы выдали справку с места ДТП.
— Бус оформлен на юридическое лицо. Полагаю, организация попытается добиться возмещения ущерба, — предположил водитель.
Василий на Audi наехал на металлические зубья в третьей справа полосе. Он видел, что слева остановился бус, видел Mercedes на «аварийке» справа.
— Как было догадаться, что именно произошло? Полоса была свободна, этот элемент на асфальте трудно было разглядеть: незаметная вещица, еще и дорога сама по себе не особо ровная. Когда увидел — стал тормозить. Может быть, зря, может быть, если бы просто ехал, то и переехал бы ее. А так вышло, что при торможении задними колесами как бы подцепил этот элемент: правое колесо порвало, защиту снизу побило — серьезный такой был удар. Проехал немного вперед, остановился. Смотрю, а у меня уже колесо спущено, — описал произошедшее водитель.
Кто-то вызвал ГАИ.
— Инспектор спросил: «От нас вам что-нибудь надо?» Я даже не нашел что толком ответить: ну как, вообще же непонятно, что делать в такой ситуации. ДТП это или нет, с кем решать вопросы? Сотрудники спросили про каско — его нет. Тогда, говорят, только через суд, — рассказал Василий.
Ущерб он оценивает рублей в 70.
— За такую сумму я, конечно, в суд сам не пойду.
— Другое дело, что последней на железяку напоролась Toyota — вот там все серьезно, радиатор, видно было, потек, прочие повреждения. Если владельцу этой машины нужна будет моя помощь, дать показания в суде или составлять коллективный иск — я готов содействовать, — говорит мужчина.
После Audi была Honda, ей управляла Татьяна. Она так же, как и остальные, не поняла, откуда на проезжей части взялся металлический фрагмент путепровода. Наезд — минус шина.
— Муж приехал и колесо заменил.
— Разумеется, из-за одного колеса я ни с кем не собираюсь судиться, — она говорит то же, что и остальные водители.
Но так вышло — чистая случайность, конечно, — что после наезда Honda «зубастая» штуковина подскочила. Поэтому следующая встреча — с автомобилем Toyota — была куда разрушительнее.
В Toyota ехали супруги — Николай и Надежда — с годовалой дочерью и домашним питомцем. Надежда вспоминает, что было примерно 16:50.
— Мы получили «навесной» удар металлической пластиной с шипами, которая выполняет функцию соединения моста с дорогой. Впереди двигающийся автомобиль подскочил на этой пластине, чем привел ее в состояние левитации: железяка на некоторое время повисла в воздухе, повредила наш автомобиль и, как выяснилось позже, четыре других, — рассказала она.
— Я остановился, вышел из машины, выругался и достал знак аварийной остановки, пошел ставить. Проезжавший по случайности мимо экипаж ГАИ поставил конусы на стыке моста, после чего уехал. Я же позвонил на линию 102, — вспоминает Николай.
Но если у других машин повреждения ограничивались колесами, то у Toyota под раздачу попал передний бампер, радиатор охлаждения и тормозной шланг (педаль провалилась). Это только то, что заметно с первого взгляда, спустя несколько дней полный ущерб оценит специалист.
— Скорее всего, мы еще отделались малой кровью, потому что столкновений с другими транспортными средствами чудом не произошло. Все повреждения автомобиля лишь от столкновения с летающей металлической штуковиной весом в 200 кг, — говорит Надежда.
Женщина вспомнила другую похожую историю, которая произошла в 2015 году. Тогда на МКАД кусок рессоры грузового автомобиля прошил лобовое стекло Renault и на огромной скорости влетел в салон. Тогда чудом никто не пострадал.
— Страшно представить, что летающие штуковины с такой легкостью и неотвратимостью повреждают автомобили. Но ведь они еще могут и принести вред жизни и здоровью человека, — отметила собеседница.
— Полностью виноватыми считаем службу, которая не закрепила данную пластину должным образом. Если в крепеже этого элемента нет нужды, то почему он вдруг подлетает над дорогой?
Супругам сказали, что их случай не является страховым, так как виновников ДТП среди водителей нет. Тем не менее хозяева поврежденной Toyota твердо намерены добиться компенсации, если потребуется — через суд. Они собирают необходимые документы, заручились поддержкой других водителей.
— Я разговаривал с потерпевшими, собирал данные, заручился их согласием на подачу иска. Согласны трое из четверых, а водитель Mercedes готов выступать только в качестве свидетеля, — рассказал Николай. — Дальше будет оценка, досудебная претензия, суд с надеждой на лучшее.
Супруги просят откликнуться других возможных потерпевших или свидетелей происшествия, в частности, оказалась бы полезной видеозапись, на которую попал инцидент. Связаться с Николаем и Надеждой можно по телефону +375 29 631-69-14.
— Связываться можно по любому каналу связи, но желательно по возможности написать, — попросили они.
Давайте вспомним формулировку из Правил дорожного движения:
Транспортные средства находились в движении и причинен вред имуществу. Значит, на путепроводе проспекта Жукова произошло ДТП либо серия ДТП — разобрались.
Происшествия, подобные описанному, случались и случаются нередко. То автомобиль влетит в яму, которой в теории на дороге быть не должно, то в машину вот так вот прилетит посторонний предмет.
Каждый инцидент рассматривается в индивидуальном порядке. Случалось, что массовые наезды на ямы на кольцевой приводили к серьезному разбору полетов на уровне исполкома, а водителям выплачивали компенсации. А бывало, что у ГАИ возникал вопрос к действиям автомобилиста: имел ли он возможность предотвратить наезд на препятствие? Если имел, значит, нарушил правила дорожного движения:
В этой истории, по крайней мере, на данный момент об ответственности водителей речи не идет. У автомобилистов, в свою очередь, могут быть претензии к ответственной организации.
Начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Александра Попова подтвердила корреспонденту Onliner, что в четверг, 21 мая, около 17:00 в ОГАИ Октябрьского РУВД Минска поступила информация о том, что на путепроводе проспекта Жукова произошло разрушение металлической секции стыка.
— На момент прибытия сотрудников ГАИ было установлено, что несколько автомобилей были повреждены. На место была вызвана бригада обслуживающей организации, и все недостатки были оперативно устранены, а движение автомобилей — восстановлено, — сообщила Александра Попова.
В настоящее время дается правовая оценка действиям должностного лица, ответственного за содержание указанного участка, устанавливаются обстоятельства случившегося.
За состояние путепровода отвечает коммунальное ремонтно-эксплуатационное унитарное предприятие «Горавтомост». Нужно отметить, что в организации не стали отмалчиваться, а с готовностью прокомментировали корреспонденту Onliner возникшую ситуацию.
— Мы знаем о случившемся, но у нас как у государственного предприятия нет другого механизма реагирования на подобные происшествия. Водители, разумеется, придут с претензией, и только тогда руководство будет принимать решение. В случае, если претензия не будет удовлетворена, иск будет рассматриваться в суде в рамках гражданско-правовых отношений, — пояснили на предприятии.
Там также подтвердили, что один из водителей (очевидно, это был Николай на Toyota) уже связывался с организацией и получил по телефону подробные разъяснения.
Есть и еще один момент. Объект, то есть путепровод, застрахован. И было время, когда дорожные организации страховали и свою ответственность как раз на непредвиденные случаи: водитель в яму попал или прилетело что-то в машину. Но в последнее время ответственность страхуется далеко не всегда. И связано это, по слухам, с теми суммами, которые выставляют страховые компании дорожным организациям.
Теперь к юридической стороне вопроса. Поскольку от подобных неприятностей никто не застрахован, водители должны понимать, на что они имеют право и какие действия следует предпринимать.
Поскольку, как мы уже выяснили, наезд на какой-либо объект (препятствие) с последующими повреждениями будет считаться ДТП, это должно оформляться с вызовом сотрудников ГАИ. Оформление происшествия в соответствии с требованиями закона в данном случае является важным условием для последующего предъявления претензий по возмещению причиненного транспортному средству ущерба.
— В соответствии с ч. 8 ст. 10.13 ПИКоАП, инспектор может составить протокол осмотра места происшествия, где будет зафиксирован участок дороги, на котором произошел наезд на препятствие, форма, размер проезжей части, характеристика дорожного покрытия, другие существенные моменты, а также характер механических повреждений транспортного средства, полученных в результате ДТП. При отсутствии протокола последствия ДТП могут быть зафиксированы (фото, видео) водителем самостоятельно с привлечением свидетелей, — пояснила юрист Татьяна Ревинская.
Затем следует обратиться в специализированную уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять оценку поврежденных транспортных средств, для определения размера причиненного ущерба, а далее — предъявить письменную претензию (с указанием в ней обстоятельств причиненного ущерба, суммы ущерба и требования о возмещении ущерба) к обслуживающей дорогу организации.
Будет два варианта: либо организация признает вину и выплатит компенсацию (на этом конфликт считается исчерпанным), либо не признает. Что делать тогда?
— При получении отказа следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (ст. 933 Гражданского кодекса). Однако если судом будет установлено, что повреждение автомобиля не связано с ненадлежащим обслуживанием и нет вины организации, причинившей вред, то в возмещении вреда может быть отказано (п. 2 ст. 933 ГК), — отметила Татьяна Ревинская.
Кстати, сумму, потраченную на проведение оценки повреждений, имеет смысл добавить в исковое заявление.
Также следует обратить внимание, что нарушение ПДД не лишает права на возмещение вреда и обращение в суд.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.
Электросамокаты в Каталоге Onliner. Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by