Кортеж приближался, нагоняя отстающих. Проблесковые маячки уже виднелись сквозь пургу, плотно застилающую зимнюю дорогу. Ветер свистал в ушах, принося нарастающий гул. Вдруг из пелены вылетела передовая машина. «2021, прижимаемся вправо, останавливаемся!» — прозвучал властный голос. Пришлось повиноваться: держаться дальше и пытаться удрать уже не было сил. Спустя пару мгновений мимо пронеслись автомобили кортежа. На главной машине удалось разглядеть номер: 2022. Кажется, в салоне за тонированным стеклом празднично мигала гирлянда. «Ну а с вами мы задержимся на разбор полетов, вы же теперь никуда не торопитесь?» — спросил все тот же голос.
На одометре вот-вот будет 365 дней, и отсчет начнется заново. Все эти мгновения 2021-го мы пережили вместе, и новостная лента, будто магистраль, уводит куда-то в прошлое. Завтра будет не до того, на завтра у вас запланированы салаты. Поэтому сегодня все вместе подведем главные автомобильные итоги уходящего года. Чем он запомнился, что передаст преемнику — давайте вспоминать.
2021 год вернул прохождение техосмотра в список обязательных дел для многих белорусских автомобилистов. До этого техосмотр проходить не хотели, точнее, не хотели платить госпошлину, которая была привязана к этой обязательной, вообще-то, процедуре. В начале года пошлину от техосмотра отвязали, заменив ее транспортным налогом, — и народ потянулся на диагностические станции. Уже трудно поверить, что водители в январе — феврале были готовы стоять по 8 часов, чтобы привести документы на авто в соответствие с требованиями законодательства.
— Сделали наконец. И хорошо, что хоть как-то сделали. Порешали бы раньше — люди раньше бы и поехали. А так правительство потеряло в деньгах эти год-два, — рассуждали водители в очередях.
И хоть с течением времени энтузиазм у многих поубавился, все же 2021-й войдет в историю своеобразным возрождением техосмотра в Беларуси. Данных за декабрь пока нет, а вот за период с января по ноябрь этого года, как сообщает «Белтехосмотр», было выдано более 1,5 миллиона разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Теперь сравните: за весь 2020 год водители получили таких разрешений всего-то 726 тысяч с небольшим.
Напомним, что ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, предусмотрена ч. 4 ст. 18.11 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф — до 3 базовых величин (одна базовая величина на сегодняшний день — 29 рублей).
Освободив техосмотр от пошлины, государство нашло способ более эффективно контролировать его прохождение. Камеры фотофиксации, которые прежде работали в основном на выявление фактов превышения скорости, стали отслеживать транспортные средства, не получившие заветный допуск к участию в дорожном движении. Соответственно, владельцы таких авто начали получать так называемые «письма счастья».
Для того чтобы это осуществилось, должен был вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который теперь предусматривает возможность привлечения собственников транспортных средств к ответственности за все нарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основании их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).
В МВД поясняли, что, если нарушение зафиксировано впервые, владелец освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения. А уже со второго раза собственник будет обязан заплатить штраф в размере 0,5 базовой величины (14,5 рубля). Ответственность несет как физическое, так и юридическое лицо — собственник или владелец транспортного средства.
С 1 января 2021 года в Беларуси появился новый налог — транспортный. Он пришел на смену той самой госпошлине, которую надо было уплачивать одновременно с прохождением техосмотра. Сумма налога зависит от максимальной разрешенной массы автомобиля. Минимум — 61 рубль (до 1,5 тонны), максимум — 223 рубля (более 3 тонн).
Многие в этом году уже заплатили аванс в размере 29 рублей, остальное нужно будет внести уже в 2022-м. Если в 2021-м налог начислен не был, значит, не истек срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина. Ожидайте — все будет.
По первоначальным оценкам, с учетом всех исключений и основываясь на данных базы машин, получивших допуск к участию в дорожном движении до 1 января этого года, в Беларуси около 2 миллионов человек должны были внести авансовый платеж по транспортному налогу до 15 декабря.
Существуют льготы и освобождения от этого налога. В частности, он не касается машин, снятых с учета до 1 июля 2021 года; автомобилей, выпущенных не позднее 1991 года, или тех, сведения о годе выпуска которых отсутствуют; электромобилей (до 2025 года); авто, находящихся в угоне. Исключения, правда, случаются. Вспомните историю нашего читателя: 7 лет назад у него угнали Audi, а авансовый платеж за нее все равно пришлось внести. Впрочем, там еще все до конца не ясно.
Существуют пониженные ставки для ветеранов, инвалидов и пенсионеров. Однако это понижение предусмотрено в случае предоставления документов и наличия действующего водительского удостоверения при уплате основной суммы налога. То есть зарегистрировать авто на бабушку и платить меньше не получится.
Осенью был принят новый закон «О дорожном движении». Правда, основные изменения, такие как мониторинг дорог, автоматизация учета ТО, сдача экзамена на авто с АКПП, начнут действовать только в сентябре следующего года. И все же перемены ожидаются весьма существенные. Напомним основные из них:
Необходимо вернуться на год назад — в 2020-й. В марте был принят указ №92 «О стимулировании использования электромобилей», который давал белорусам определенные льготы — нулевые ставки НДС и таможенных пошлин. И в 2021 году ожидали продления его действия.
Пролонгация действительно последовала, но документ был опубликован в новой редакции, где появилось много плюсов для юрлиц и осталось совсем немного для физлиц. И меняются времена, когда благодаря нулевым ставкам НДС и таможенных пошлин одни белорусы смогли пригнать себе относительно доступный электрокар, другие — пригнать и удачно перепродать его в прочие страны ТС.
Во-первых, юридические лица, получающие право работать по новым правилам с 1 декабря 2021 года, не могут ввозить без НДС электромобили старше пяти лет. Во-вторых, с 1 марта их не смогут ввозить без НДС и физические лица. То есть все популярные модели вроде Nissan Leaf, BMW I3 и Tesla первых лет выпуска через несколько месяцев станут «непроходными», что наверняка повлияет на ценообразование вторичного рынка.
Зато указ открыл большие возможности для крупных поставщиков и официальных дилеров, которые уже предвкушают паломничество частных покупателей из России и других стран ТС.
В этом году обновился Кодекс об административных правонарушениях — событие далеко не ординарное. Изменений немало.
Сообщалось, что новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. При совершении административного проступка впервые вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания.
В то же время теперь даже самое незначительное ДТП квалифицируется как нарушение соответствующего пункта ПДД с созданием аварийной обстановки. За это предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых с лишением или без лишения прав до двух лет (ч. 12 ст. 18.13 КоАП). В Госавтоинспекции поясняли: «При наложении взыскания будет учитываться характер правонарушения, личность нарушителя, последствия и другие смягчающие или отягчающие обстоятельства. Напомним, в случае незначительного ДТП водители могут не вызывать ГАИ и оформить европротокол, избежав при этом административного правонарушения, соответствующего штрафа и лишения прав».
Кроме этого, в новом КоАП выделили разные степени опьянения за рулем (ст. 18.15). За слабое опьянение (от 0,3 до 0,8 промилле) штрафуют на 100 базовых величин (2900 рублей) и лишают прав на три года, за сильное (более 0,8 промилле) — наказывают штрафом в 200 базовых величин (5800 рублей) и пятью годами лишения прав. Такие последствия (200 базовых и пять лет лишения) наступают как за вождение в сильном опьянении (в том числе наркотическом), так и за употребление спиртного после ДТП, после подачи сигнала об остановке для прохождения проверки и за отказ от медосвидетельствования.
Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут уголовную ответственность по ст. 317-1 Уголовного кодекса. Кроме того, предусмотрена специальная конфискация транспортного средства (независимо от права собственности).
В Уголовном кодексе появилась новая статья 317-2 — «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления». Прежде за это деяние была предусмотрена только административная ответственность.
Теперь все выглядит следующим образом:
В ГАИ утверждали, что мера направлена на привлечение к ответственности закоренелых нарушителей, постоянно игнорирующих закон в целом и такую меру наказания, как лишение прав, в частности.
Прецеденты уже были: к примеру, мы писали о водителе, который получил 6 месяцев исправительных работ по ст. 317-2 Уголовного кодекса. Все серьезно.
В апреле правительством был определен перечень товаров, запрещенных для ввоза на территорию Беларуси и реализации на ее территории. В перечень, помимо прочих, попали товары групп компаний Liqui Moly, Škoda Auto. До этого в Беларуси продавались пять моделей Škoda: Rapid, Kodiaq, Karoq, Octavia и Superb. Все модели, кроме Superb, поставлялись из России, и только Superb — из Чехии.
Первоначально меры «для обеспечения защиты национальных интересов с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа» были введены на 6 месяцев, но в ноябре запрет был продлен еще на полгода — до 4 мая 2022-го включительно.
И еще один новый налог — на выезд за границу. В этом году Налоговый кодекс разрешил областным Советам депутатов вводить местный сбор в размере не более трех базовых величин за пересечение ТС, максимальная масса которых не превышает 5 т, госграницы Беларуси в пунктах пропуска. Советы выразили готовность претворять идею в жизнь и остановились на сумме в одну базовую — 29 рублей. Оплату нужно произвести до пересечения или при пересечении госграницы. Контроль возлагается на пограничников и таможенников.
Местный сбор распространяется на водителей (независимо от числа пассажиров), пересекающих границу в пунктах пропуска указанных областей. Есть исключения. От платежа освобождаются ТС, в которых едут:
После появления в Беларуси сервиса Uber, а затем аналогичного от «Яндекса» рынок такси не пополнялся игроками сопоставимого калибра. И вот в 2021-м платформа Bolt заявила о новом этапе своей работы в стране с привлечением внушительных инвестиций в несколько миллионов евро.
«Ключевой параметр, который обеспечивает Bolt лидерство на европейском рынке, — это операционная эффективность. Мы хотим предложить клиентам более низкие цены. За счет того что мы эффективнее расходуем наши средства и распоряжаемся ресурсами, мы можем при равных доходах водителей на рынке дать клиентам больший бонус, сделать бóльшую скидку. На самом деле это очень простое предложение: вы получаете то же самое, но за меньшие деньги», — анонсировала компания в большом интервью Onlíner.
Прорыва пока не случилось, и тем не менее Bolt стали воспринимать и упоминать в одном ряду с Uber и «Яндекс Go». Даже налоговая высказалась о работе сервиса, причем весьма недвусмысленно.
«На рынке онлайн-сервисов пассажирских перевозок страны сложился условный треугольник — Yandex/Uber, Bolt, maxim. Так вот, Yandex/Uber — делает; Bolt — пока только много говорит; maxim — скрывает своих партнеров, бездумно пренебрегая законодательством страны пребывания. С первыми будем сотрудничать и корректировать тактические промахи, третьих — лечить. Ну а Bolt должен определиться, а то „ни рыба, ни мясо”. Bolt, выполните требования законодательства, которые мы вам направили почти год назад, и откроются двери переговорных комнат. Для нас все субъекты равны, а уважающие законы — равнее. Ну а пока Bolt и его репутация на уровне маргинального сервиса maxim. Не обижайтесь — на правду не обижаются», — такое мнение высказали в Управлении оперативных мероприятий инспекции Министерства по налогам и сборам.
Что и говорить — с развитием рынка такси в стране действительно становится интереснее.
2021-й съезжал с главной дороги на второстепенную, скрываясь во мгле. Еще немного — и даже тусклый свет фонарей растворится в ночном воздухе. «Теперь — все. Дальше без меня».
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by