Astra, Pegaso, Sisu и другие. Экзотические европейские грузовики на улицах Минска

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
33 824
03 октября 2022 в 7:54

Сколько производителей грузовиков в Европе? Вероятно, люди, связанные с темой, вспомнят «большую европейскую семерку»: MAN, Mercedes, Scania, Volvo, Renault Trucks, DAF, IVECO. Есть еще несколько мелких фирм, но на расстановку сил они не влияют. А ведь были времена, когда в Европе было несколько десятков крупных производителей, а общее число «грузовых» фирм исчислялось сотнями. Иных уж нет, а многие вошли в состав крупных концернов «семерки». Пусть редко, но «осколки» былого разнообразия можно было встретить на улицах Минска, а отдельные европейские «суперэкзоты» есть в столице и сейчас. Мы сделали подборку именно таких машин.

Про грузовой автопром стран соцлагеря на минских улицах мы делали отдельный обзор, однако чехословацкая марка LIAZ (Liberecké automobilové závody) тогда в него не вошла. Не стоит путать ее с советским ЛиАЗом (Ликинский автобусный завод), это совершенно разные, никак не связанные друг с другом предприятия. ЛиАЗ успешно существует до сих пор, а марки LIAZ уже почти 20 лет как нет с нами. Последний LIAZ собрали в 2003 году. Однако один такой грузовик был у белорусского телевидения в составе передвижной телестанции. Фото еще прижизненное для марки — сделано осенью 1998 года возле филармонии.

Сразу несколько экзотических грузовиков из Европы появились в Минске в 1990-х благодаря распродажам армейского имущества европейских стран. У этого экземпляра марка вполне привычная — MAN, но сама по себе модель неизвестная у нас, однако эпохальная для фирмы. Когда ФРГ вступила в НАТО, то на конкурсной основе в 1956 году фирма MAN получила контракт на поставку сразу... 30 тысяч таких грузовиков в Бундесвер. Посему модель 630L2A до сих пор остается в истории немецкого производителя чуть ли не синонимом «выгодного дельца». Снимок сделан в Минске весной 1997 года. Узнали улицу Притыцкого в районе тогда еще не существовавшей станции метро «Спортивная»?

Фирму Borgward, возможно, знают любители легковой экзотики. Но она строила и военную технику, а ее модель B2000A была одним из лучших легких грузовиков Бундесвера и европейских сил НАТО. Это победа в том же конкурсе, только в легком сегменте. Такие машины оснащались верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым двигателем (2,3 л, 82 л. с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов. В 1990-х Бундесвер активно распродавал эти грузовики, так они и попали в Минск. Этот экземпляр сфотографирован в одном из дворов по улице Якубовского в 1998 году.

Итальянская фирма Astra Veicoli Industriali S. p. A. существует с 1946 года и за время своей деятельности стала весьма авторитетной в строительной отрасли. Выпускала она в основном тяжелые самосвалы, спецтягачи и военную технику. Этот «бетонокомбайн» — из тех времен, когда Astra еще была самостоятельной фирмой.

Постепенно компанию Astra поглотил гигантский концерн IVECO, однако в знак уважения заслуг фирмы ее торговая марка была сохранена. Даже кабины отличаются от ивековских моделей похожего тоннажа. В Минске есть несколько строительных грузовиков этой марки.

ERF — такая же легенда в мире грузовиков Великобритании, как, например, Jaguar в мире легковых машин. Но фирма постепенно утратила самостоятельность и была поглощена концерном MAN. Одно время автомобили MAN в Великобритании продавались под брендом ERF. Но конкретно этот грузовик относится к серии Professional. Это продукт коллаборации англичан с турецким производителем грузовиков — фирмой BMC. От турков здесь кабина, которую разрабатывала легендарная итальянская Pininfarina. Машина предназначалась только для внутреннего рынка Великобритании, но один экземпляр (обратите внимание на переставленный правый руль) как-то попал к нам и ездит по Минску. Фото свежее, сделано нынешним летом.

А это разве не обычный DAF? Нет, не обычный. Тоже «англичанин» — Leyland-DAF. Фирма Leyland — суперстаринный английский производитель коммерческого транспорта, основанный еще в 1886 году. Но и он не смог выжить в условиях глобальной конкуренции и был поглощен концерном PACCAR, которому принадлежит и голландский DAF. Как дань уважения легенде, на внутрибританском рынке надпись «Leyland» сохраняют рядом с эмблемой продающихся там DAF. Но каким-то образом эта «экс-праворулька» попала и к нам.

У этого грузовика тоже кабина DAF, однако сам он — продукт совершенно отдельной голландской фирмы GINAF, специализирующейся на многоосных строительных грузовиках. А тяжелые пятиосники — вообще один из коньков компании. Машины очень недешевые, но очень производительные. Несколько грузовиков этой марки есть в белорусской столице. Вот один из них поворачивает на проспект в районе магазина «Академкнига».

Terberg — извечный конкурент GINAF. Он тоже из Голландии, но давно и прочно ассоциирован с Volvo. Поэтому и кабина здесь шведская. Специализация у Terberg такая же, как и у GINAF, — тяжелые многоосные строительные шасси. Сейчас связь фирмы с Volvo стала настолько плотной, что голландские спецшасси встречаются уже и под брендом шведского гиганта, без упоминания происхождения. Несколько Terberg в Минске тоже есть.

Испанская Pegaso когда-то была заметным игроком на европейском рынке, но повторила судьбу многих. Компания была поглощена уже упоминавшимся концерном IVECO. Эта бетономешалка работала в Минске еще с тех времен, когда фирма была независимой. Сейчас же о Pegaso напоминает только дополнительный шильдик у некоторых моделей IVECO, выпускаемых для внутреннего рынка Испании. Тем не менее бывший завод Pegaso под Мадридом и по сей день является одним из основных в структуре IVECO.

Был в Минске и совсем экзотический Pegaso — с колесной формулой «chinese six». На самом деле к Китаю он имеет опосредованное отношение, просто в английском языке все необычное, не как у всех, именуют сделанным «по-китайски». Так называются трехосные грузовики, у которых две передние управляемые оси сближены. Некогда такие машины были довольно популярны, в первую очередь в Европе. Данная схема позволяла увеличить полную массу, при этом, в отличие от обычных трехосных вариантов, собственная масса грузовика была меньше. Особенно часто модели с такой формулой встречались в Испании, прежде всего в гористой ее части. Здесь применение этой формулы объяснялось другим соображением — машины с двумя поворотными осями лучше «цеплялись» за асфальт на горных дорогах, особенно при влажной погоде. В Беларуси серпантинов нет, но в 90-х «горный грузовик» экзотической марки сюда кто-то пригнал. Кадр сделан на улице Гурского в 1999 году.

Финская Sisu в наших широтах известна лишь фанатам грузовой экзотики, но один автомобиль этой марки живет в Минске больше 40 лет. Трехосные капотные Sisu-Kontio с коленчатыми подъемниками Bronto еще с 1970-х годов централизованно закупались Советским Союзом для крупных городов, один достался белорусской столице. Сейчас ветеран числится в резерве.


Все эти машины — своего рода памятники ушедшей эпохе, когда слово «глобализация» еще не звучало столь громко, как сейчас, а небольшие фирмы могли сосуществовать с крупными. Но те времена ушли. Мир грузовиков стал в разы менее разнообразным, но с точки зрения перевозчиков это скорее преимущество.

Читайте также:


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by