Долгое время китайским автопромом руководили правительственные комитеты и госслужащие — для инженеров, увлеченных собственными идеями, или предпринимателей вроде Генри Форда и Энцо Феррари места там не было. Ситуация начала меняться на рубеже веков, когда в Китае появились первые частные автомобильные компании. А когда в КНР начался бум электромобилей, именно прозорливые бизнесмены оказались в центре внимания. Наиболее успешный из их числа — основатель компании Nio Ли Бин, известный также под псевдонимом Уильям Ли. Его часто называют «крестным отцом китайской электромобильной индустрии» и «китайским Илоном Маском» — и вот почему.
Ли Бин родился в 1974 году в провинции Аньхой в небогатой семье — родители откладывали деньги на его обучение в колледже. В школьные годы он подрабатывал, помогая дедушке продавать коров, но уже тогда знал, что определенно не собирается провести всю жизнь в маленькой деревушке за выпасом скота. Юный Ли поступил на факультет социологии Пекинского университета, а также изучал право и информатику — приобретенные знания заложили основу его будущих успехов.
Уильяму Ли был 21 год, когда он основал свой первый бизнес — интернет-стартап, благодаря которому молодой человек стал преуспевающим предпринимателем. В 2000 году он вместе с партнерами учреждает компанию BitAuto — это был второй онлайн-проект Ли, который оказался еще более успешным. В 2010-м BitAuto Holdings стала публичной — ее акции начали торговаться на Американской фондовой бирже, а рыночная стоимость достигла одного миллиарда долларов.
В 2013 году китайский бизнесмен, на тот момент человек уже очень богатый и влиятельный, продает BitAuto, а на вырученные средства решает учредить фирму по производству электромобилей. Так в ноябре 2014 года появляется компания NextEV — Уильям возглавляет совет директоров и становится ее генеральным директором. С самого начала стартап задумывался как амбициозный проект, к которому Ли удалось привлечь не только многочисленных инвесторов (среди них крупнейшие коммерческие банки Китая и технологические компании вроде Baidu, Cisco, Motorola и Xiaomi), но и менеджеров из автоиндустрии, прежде работавших на Fiat, Chrysler, Chery, Ford и Tesla.
Новоиспеченная компания начала деятельность с автоспорта — в 2014 году NextEV стала титульным спонсором команды China Racing, принявшей участие в дебютном сезоне «электрической» гоночной серии Formula E. Ее гонщику Нельсону Пике с ходу удается стать первым чемпионом этих соревнований. Позже NextEV приобрела эту команду и разработала для гоночного электрокара собственный силовой агрегат.
Свои наработки в автоспорте компания использовала при создании и первой дорожной модели, презентация которой прошла в ноябре 2016 года в Лондоне. Тогда же, собственно, дебютировал и бренд Nio — первенцем стал гиперкар EP9 стоимостью более миллиона долларов! Купе оснастили четырьмя электродвигателями суммарной мощностью 1360 л. с., позволявшими разгоняться до 100 км/ч за 2,7 секунды и развивать максимальные 313 км/ч. Тираж машины ограничили 20 экземплярами.
Вскоре EP9 громко заявил о себе рекордом Нюрбургринга не только для электромобилей, но и для автомобилей в целом — по легендарной 20,8-километровой «Северной петле» гиперкар промчался за 6 минут и 45,9 секунды. Разумеется, это был маркетинговый ход для привлечения внимания к доселе никому не известной компании, в планах которой значился выпуск более «демократичных» и практичных моделей.
В 2017 году NextEV была окончательно переименована в Nio, развитие компании шло с огромной скоростью. Еще в 2015-м китайцы открыли дизайн-студию в Германии и отделение в США для разработки технологий автономного вождения и программного обеспечения (еще один такой центр не так давно появился и в Сингапуре). В 2016 году было заключено соглашение с государственной компанией JAC об организации выпуска электромобилей на мощностях нового совместного предприятия в городе Хэфэй. Это позволило Nio избежать необходимости в правительственной лицензии на производство — для ее получения требовалась собственная дилерская сеть, которой у стартапа сформировано не было. К слову, отдельной производственной площадки у компании нет до сих пор, а заказы на машины оформляются в основном через интернет.
В декабре 2017 года была представлена первая серийная модель Nio — семиместный кроссовер ES8, подготовка производства которого затянулась до лета 2018-го. Тем не менее всего за три с половиной года совсем зеленому по меркам автомобильной индустрии стартапу практически с нуля удалось освоить серийный выпуск электрокаров, хотя без проблем тоже не обошлось.
В 2019 году Nio оказалась в центре крупного скандала с самовозгоранием ES8, что повлекло отзыв без малого четверти произведенных электромобилей. Бизнес компании застопорился из-за финансовых трудностей, вдобавок карты спутала вспышка коронавируса и начавшаяся пандемия.
Все это привело к тому, что в начале 2020 года Nio балансировала на грани банкротства. На выручку пришло правительство Хэфэя — общий объем вложений в компанию через различные инвестиционные фонды составил немногим более миллиарда долларов. И Nio удалось пережить пандемийный «шторм»: во второй половине 2020-го продажи резко пошли вверх, а к концу года рыночная стоимость компании оказалась выше, чем у концерна SAIC, выпускающего миллионы единиц автомобилей.
Второй массовой моделью Nio тоже стал кроссовер. Речь о ES6, появившемся спустя год после премьеры ES8. Алюминиевое шасси с размещенной под полом салона батареей и электродвигателем на каждой оси было общим с ES8, но «шестерка» получилась компактнее (4,85 метра против 5,02 у ES8) и располагала пятиместным салоном с двумя рядами сидений. Позже компанию ES6 составил купеобразный паркетник EC6.
Модельный ряд Nio, электрокары которой относятся к среднему и высшему ценовому сегменту, становился все шире. Его дополнили седаны ET5 и ET7, прошлым летом фирма представила кроссовер ES7, а в конце минувшего года — второе поколение ES8 наряду с новым купейным паркетником EC7.
Оба оснащаются двухмоторной силовой установкой (653 л. с. и 850 Н·м крутящего момента), позволяющей ES8 разгоняться до 100 км/ч за 4,1 секунды, а EC7 — за 3,8 секунды. Базовый аккумулятор на 75 кВт·ч позволяет проехать на одной зарядке 465 и 490 км в зависимости от модели. У вариантов с батареей на 100 кВт·ч — 605 и 635 км пробега соответственно.
А еще Nio анонсировала перспективные топовые модификации с твердотельной батареей нового поколения емкостью 150 кВт·ч (этим пока не может похвастаться даже Tesla). По китайской методике CLTC, для седанов обещанная паспортная дальность хода составляет около 1000 км, а для кроссоверов — до 850—940 км. Выпуск таких версий начнется позже, так что покупателям придется подождать.
Но едва ли не самая главная фишка моделей Nio — возможность быстрой замены тяговой батареи всего за 3 минуты. Компания активно развивает фирменную сеть станций для замены за считанные минуты севших аккумуляторов на полные — не так давно китайцы показали работу нового поколения таких комплексов. В Китае Nio открыла уже более 1200 точек замены батарей, а план до конца 2025 года — 4000 таких станций, причем четверть из них планируется возвести за пределами КНР.
В частности, строить планируют и в Европе. Первые станции Nio по быстрой замене батарей, производство которых освоено на новом предприятии Nio Power Europe в Венгрии, уже появились в Норвегии, Швеции и Германии. В Норвегии компания запустила продажи в 2021 году, а в октябре 2022-го начались поставки флагманского седана ET7 в Швецию, Данию, Германию и Нидерланды. К слову, электрокар успешно прошел серию краш-тестов Euro NCAP, по итогам которых ему присудили максимальные пять звезд.
В этом году подоспеют младший седан ET5 и кроссовер ES7, которому в Европе присвоен индекс EL7 (на смене обозначения настояла Audi, посчитавшая, что китайскую модель можно спутать с S7), а география продаж расширится — в Nio пообещали вывести свою продукцию на рынки Австрии, Бельгии, Великобритании, Швейцарии и Люксембурга. В 2025 году компания собирается выйти и на американский рынок. Берегись, Tesla?
Компании Илона Маска есть чего опасаться — продажи Nio стабильно идут в гору каждый год. Если в 2019-м компания передала клиентам 21 000 электромобилей, то результат прошлого года — уже 122 486 машин, что на 34% больше по сравнению с 2021-м. А в декабре минувшего года компания, которой нет и десяти лет от роду, отметила выпуск 300-тысячного электрокара. Сам же глава Tesla небезосновательно полагает, что главным конкурентом для его фирмы окажется вовсе не европейский, японский или американский автопроизводитель.
«Смею предположить, что какая-нибудь компания из Китая, вероятнее всего, станет второй после Tesla», — приводит слова Маска Bloomberg. Быть может, он имел в виду Nio?
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by