Борисовская — это не официальное название трассы, так в народе прозвали автодорогу Р53 (Слобода — Новосады), которая ведет из Минска через Жодино и Борисов. Да и не из Минска вовсе, а от Кургана Славы. Разные дороги, разные участки дорог, сделанные по-разному, — так сегодня выглядит борисовское направление, по которому мы и отправились вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению. Когда-то говорили, что на Р53 невозможно не нарушать правила, и сообщения о серьезных авариях поступали регулярно. Теперь ситуация стремительно улучшается.
Трасса М2 уводит с проспекта Независимости за город и почти без поворотов устремляется к Кургану Славы. Там, за Слободой, она свернет направо, к Национальному аэропорту, а дорога, которая ведет от Слободы к Жодино и Борисову, называется Р53 (Слобода — Новосады).
— Трасса М2 имеет огромное значение, поэтому ее всегда поддерживают в хорошем состоянии. По сути, единственное опасное место здесь — светофор между Жуковым Лугом и Королевым Станом: там периодически или пешеходов сбивают, или машины врезаются, — отмечает Юрий Краснов.
На этом участке расположен наземный пешеходный переход. С одной стороны находятся жилые дома, по обе стороны — автобусные остановки. Это единственное такое место на этой трассе, в остальных случаях организованы либо подземные, либо надземные переходы.
— Я как-то ехал, а светофор не работал. Выходит, нужно уступать дорогу пешеходам, которые хотят перейти дорогу, а машины же несутся. Да несутся так, что не каждый успевает перед светофором остановиться, когда следует. Опасное место, — продолжает ведущий рубрики.
В остальном же до самого Кургана Слава тишь да гладь: по две полосы движения в каждую сторону, полосы разгона и торможения, развязки в два уровня, разделительная полоса. С каждой стороны есть места для отдыха, плюс предусмотрены карманы остановочных пунктов. На некоторых уже и автобусы не останавливаются, а карманы есть. В сезон там можно увидеть людей, которые устраивают перекусы в пути.
Краснов поднимался на Курган Славы и считал ступени — 241. Запыхался немного, но оно того стоило: сверху открывается чудесный вид.
— По борисовской трассе я много ездил еще до того, как начали ее реконструкцию. И отсюда, от Кургана Славы, начинался сложный участок: двухполосная дорога, где постоянно встречались те, кому нужно быстрее. Из-за них когда-то и сделали тросовое разделительное ограждение, но они все равно щемились, требовали, чтобы им дали проехать, — вспоминает инструктор.
Люди жаловались, что особенно опасно на этой трассе было в темное время суток, ведь здесь можно встретить и сельскохозяйственную технику, и грузовики, и велосипедистов: дорога узкая, освещения нет, фары слепят — так здесь было еще совсем недавно.
— Я знаю девушку, которая, чтобы добраться из Минска в Смолевичи, ездила по трассе М1: да, крюк, но зато безопаснее, — отмечает ведущий рубрики.
Еще пять лет назад о борисовской трассе говорили, что здесь невозможно не нарушать.
Затем участок трассы Р53 от Кургана Славы до Смолевичей реконструировали.
— Теперь дорога — супер. По две полосы в одну сторону, разделительное ограждение, развязки в разных уровнях, нет никаких выездов с деревень с поворотом налево, никаких разворотов — никто и никому не мешает, — считает преподаватель.
От развязки у Кургана Славы трасса Р53 и начинается. Причем у мемориального комплекса она всегда была широкой, как и М2, а сужалась чуть в стороне. Это место и теперь хорошо различимо, но сейчас там асфальтовое полотно меняется на бетонку.
— Покрытие здесь, как мне кажется, сделано хорошо. Возможно, это первые впечатления, мы же не знаем, как оно будет потом себя вести. Но субъективное впечатление таково: дорога сделана лучше, чем некоторые участки МКАД-2, — говорит Краснов.
Тем не менее в машине сразу появляется характерный шум. И это одна из причин, почему бетон нравится не всем.
И все же обновленный участок Р53 выглядит как прокачанная версия досмотренной трассы М2. Та же ширина, но есть разделительное ограждение. Обочина, развязки в двух уровнях, подземные и надземные пешеходные переходы, полосы разгона и торможения. В районе населенных пунктов установлены шумовые щиты. Автобусные остановки в собственных карманах с полосами для въезда и выезда.
В районе Новой Жизни (так называется деревня), перед распаханным полем, где в последнее время сажают подсолнухи, есть небольшой асфальтированный пятачок вроде зоны для отдыха, который никак не оборудован. Раньше он, наверное, выполнял роль технологической стоянки для дорожных служб при строительстве дороги, а сейчас используется скорее для сельскохозяйственной техники. Впрочем, в период вызревания подсолнухов стоянка заполняется до отказа теми, кто приезжает за красивыми фотографиями для инстаграмов.
С удивлением замечаем километровый столб с цифрой 11. Это мы уже столько проехали от начала трассы?
— Да, вот так. Раньше, помню, едешь-едешь, любуешься красотами. А теперь все: из Минска выехал, Курган Славы увидел — уже в Смолевичах, — отметил наш водитель. — Очень приятно ехать. По-моему, на сегодня это образцовая дорога: современная и удобная.
Сразу за Смолевичами попадаем на участок, где активно ведется реконструкция трассы до Жодино, а это еще 14 км. Видны очертания развязок, насыпи, пешеходные тоннели, работает тяжелая техника. Кое-где уже уложено свежее дорожное полотно. Ранее озвучивалась предполагаемая дата завершения работ — май 2024-го.
В районе Кривой Березы проезжаем участок, где существовал сложный перекресток. Перекрестков на самом деле было два, но многие водители воспринимали их как один и пытались разъехаться правыми бортами. В результате регулярно происходили опасные ситуации. Теперь профиль трассы меняется.
— Смотри, здесь будет большая развязка, уже насыпь готова, — отмечает инструктор. — Проблема решится.
Что примечательно: и на этом участке, где ведется реконструкция, все равно пытаются обгонять.
— Дорого широкая, как бы двухполосная, но разметки особо нет. И она провоцирует, чтобы кто-нибудь кого-нибудь обогнал. Хотя покрытие местами похуже: едешь и ямы высматриваешь, — говорит Краснов.
Под эти слова нас стал обгонять серебристый Nissan: опасно!
— Вот для чего он это сделал? Впереди школьный автобус, он все равно будет за ним плестись. Зачем создавать и себе, и другим опасную ситуацию? Чтобы обогнать одну машину и оказаться на пять метров впереди? — жонглирует риторическими вопросами преподаватель.
Так и ехали, не торопясь и не создавая проблем остальным.
— Если коротко, то до Смолевичей дорога классная, а до Жодино этого пока не скажешь — идет работа полным ходом, — рассуждает ведущий рубрики.
И вдруг мы уперлись в дорожные блоки посреди проезжей части: их просто сдуло туда ветром. Краснов остановился, благо было где, пошел убирать.
— Вот нет у нас стандартной технологии фиксации дорожных конструкций в местах проведения работ: всяких блоков, знаков и так далее. Видно, что фиксируют просто подручными средствами, как придется. В результате едешь и боишься: блоки в любой момент может сдуть под колеса. И ведь случалось такое сколько раз, — с досадой отмечает инструктор.
— В целом же участок от Кургана Славы до Жодино всегда был самым напряженным: именно здесь было много обгонов, много опасных ситуаций. И обновленная дорога быстро устранит эту проблему. А вот от Жодино до Борисова и раньше становилось как-то поспокойнее, трафик сокращался, никто уже особо не торопился, — делится воспоминаниями водитель.
В Жодино трасса Р53 становится проспектом Ленина. Приходится снижать скорость.
— Здесь скоростная трасса упирается в городскую улицу, по сути. Конечно, есть установленные скоростные лимиты, но вопрос в том, как заставить водителей их соблюдать. Самый очевидный способ сейчас — установить камеры фотофиксации. Но и без этого могу сказать, что в Жодино автомобилисты очень четко соблюдают скоростной режим. Предположу, что ГАИ целенаправленно работает в этом направлении, — отметил Краснов.
Есть и еще один нюанс: в городе пока не обновили дорожную разметку, что создает свои неудобства. Так мы едва не оказались на велодорожке, которая вдруг возникла вдоль правого края проезжей части.
— С давних пор есть и еще одна особенность в Жодино: нужно ехать и смотреть, как бы не попасть в полосу, из которой нельзя ехать прямо. Приходится постоянно помнить, что это не трасса, а городской проспект, при этом многие проезжают здесь именно транзитом, — указывает ведущий рубрики.
Между Жодино и Борисовом начинается та самая, старая дорога, где принято требовать, чтобы тебя пропустили, если ты хочешь ехать быстрее.
И вот ситуация: впереди автобус, где-то там же грузовик, который жмется к обочине, по обочине же едет человек на электросамокате, а сзади, за нами, кому-то не терпится пойти на обгон.
— Чего он хочет, куда торопится? Я не могу сместиться на обочину, чтобы его пропустить! Нужно же это понимать, — рассуждает вслух преподаватель.
Еще одна история — уборка дорог. Въезжаем в облако пыли, поднятое уборочной техникой. Как в густом тумане: не видно ничего, в том числе смысла именно таким образом что-либо очищать.
Недалеко от проходной БелАЗа расположена лифтовая парковка. Со стороны она напоминает колесо обозрения для автомобилей: машина становится на площадку, которая затем поднимается вверх, следующая машина занимает следующую площадку — и так по кругу. В рабочее время парковка была загружена: как рассказали нам на проходной, там оставляют свои автомобили даже руководители предприятия — значит, система надежная. К сожалению, испытать парковку мы не смогли: автомобиль Краснова не подошел по высоте.
Проплыл в окне завод «БелДжи». Автовозы загружены машинами — кто ждет свою новую «ласточку»?
Дорога до Борисова, как и предсказывал Краснов, была не загружена, и путь прошел относительно спокойно. Хотя потенциально опасные ситуации возникали.
В одном из эпизодов водитель за нами торопился пойти на обгон в тот момент, когда впереди пешеход начал переходить дорогу. Краснов чуть сместился и включил аварийку: обгоняющий сообразил, что к чему, и ушел назад.
Увидели, как грузовик с полным кузовом кирпичей обгоняет автобус. Кстати, грузового транспорта, в том числе груженых самосвалов, на этом участке трассы хватает. Предположим, что это связано в первую очередь с реконструкцией, проводимой неподалеку.
Краснова даже подрезали! Он ехал, придерживаясь требований разметки, а вот водитель другого автомобиля куда-то очень спешил. Хорошо, что наш опытный инструктор вовремя притормозил.
— И все же по интенсивности движения этот участок не сравнить с тем, что мы видели между Смолевичами и Жодино. Я думаю, причина еще и в том, что для многих ехать в Борисов удобнее по трассе М1. По ней же ездят и в Жодино, и даже в сторону Витебска, кому туда нужно. Там же 120, и нет никаких проблем: вырулил — и пошел. Наверное, если трассу Р53 реконструируют в итоге до Борисова, это может перераспределить потоки, — рассуждает ведущий рубрики.
В Борисове, кстати, повторилась жодинская история, причем на еще большем контрасте.
— Едешь ты по трассе со скоростью под 100 км/ч, раз — и уже Борисов. А дорога еще и шире становится: не две полосы, как было, а уже четыре. По правилам нужно снижаться до 60 км/ч, но мне на глаз кажется, что мало кто это выполняет, — отметил наш водитель.
Трасса Р53 ассоциируется у многих именно с Жодино и Борисовом, хотя она ведет дальше, до самой развязки с М1. Но даже Краснов раньше туда никогда не доезжал: зачем, если и без того есть много вариантов, как вырулить на «олимпийку».
— От Борисова до М1 я сегодня ехал в первый раз. Одно слово: глухомань, никого там особо нет. На перспективу, возможно, реконструируют и этот кусочек, но пока большой необходимости в этом я не вижу, — высказал мнение инструктор.
Мы возвращались в Минск как раз тогда, когда в Жодино на предприятиях закончила работу первая смена. Встряли в пробку, какую в Минске увидишь разве что под Новый год, причем никаких видимых причин затора — аварий или чего-то такого — не было. Трасса Р53 действительно играет определяющую роль в жизни города, и город ждет, когда будет завершен очередной этап реконструкции.
— Да, на участке от Смолевичей до Жодино — понятно — идет ремонт, и о чем-то конкретном говорить пока трудно. Посмотрим, какой будет эта дорога. От Жодино до Борисова трасса относительно спокойная, однако некоторые водители решаются там на опасные обгоны. Мне не страшно. Я вижу эти обгоны, стараюсь контролировать ситуацию. Но ведь на дороге есть люди, которые могут дернуться, испугаться. И они не торопятся уступать, хоть это негласно и принято на этой трассе: не потому, что хотят конфликтовать, а потому, что им недостает опыта, возможно, их что-то пугает. И не нужно от них чего-то требовать. Дайте людям освоиться и сами езжайте спокойнее — тогда все будет хорошо, — подытожил Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by