Как делают трамваи и троллейбусы нового поколения. Побывали на производстве BKM Holding

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
27 725
12 июня 2023 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Совсем скоро «Белкоммунмаш», ныне именуемый BKM Holding, отметит свое 50-летие. Когда-то небольшой ремонтный заводик превратился в одного из крупнейших изготовителей пассажирского электротранспорта. Как выглядит производство сейчас? Какие технологии применяет? Что нового в модельной линейке? Мы побывали в цехах BKM Holding и узнали много интересного.

Все познается в сравнении. Впервые я побывал на заводе «Белкоммунмаш» в 1998 году. Даже пленка со съемкой того похода сохранилась. Тогда здесь готовились к празднованию 25-летия, а завод как раз активно преобразовывался из «ремонтника» в производителя. Видите на заднем плане древний ЗиУ? Это его на капремонт пригнали. А на переднем плане — заготовка под АКСМ-201. На тот момент это была гордость белорусской промышленности, троллейбус полностью собственной разработки, с еще высокопольным, но оригинальным кузовом.

Сейчас многое изменилось. Если раньше тяговый электропривод (самую сложную часть троллейбуса) просто ремонтировали, а потом, когда занялись производством, закупали у поставщиков, то теперь многое делают сами, даже батареи. Правда, есть нюанс. Энергетические ячейки, основу любой батареи, закупают в Китае и уже из них компонуют батарейный блок нужной емкости и размеров. При таком подходе вариативность выше и ждать конечного изделия нужно меньше по времени. Весь софт для электронной начинки тоже пишут штатные программисты завода.

Большинство европейских комплектующих, как утверждают на производстве, заменили, иначе предприятие не смогло бы работать. Некоторые компоненты из Европы все же приходится покупать — через посредников. Но в BKM Holding заявляют, что постепенно движутся к полной замене на альтернативные. Конечно, многие позиции начали покупать в Китае. Уверяют, есть те, где Китай на шаг впереди. Пытаются найти золотую середину между тем, что закупают и что осваивают самостоятельно. Конкретных названий китайских поставщиков сознательно не приводят — коммерческая тайна.

Производственные мощности до сентября 2022 года были ограничены из-за пропускной способности окрасочной камеры. Новый цех покраски поможет изготавливать до 450 единиц ТС в год при работе в три смены. Сегодня работают в две. А та самая окрасочная камера, размещенная в новом здании, — вот она, на фото. Оборудование — литовское, изготовлено в Каунасе.

Трамваи

Сейчас у BKM Holding ренессанс трамвайной темы. В 2022 году выпустили первый 100% низкопольный трамвай Т811, затем совместно с российскими коллегами создали версию 811-й модели под названием «МиНиН», которая будет окончательно собираться в Ворсме. Но пока абсолютное большинство всех работ выполняют в Минске. Вот как выглядят заготовленные каркасы для «МиНиНов». На заднем плане — тот самый новый окрасочный цех.

А это уже готовый «МиНиН». Под специальным душем крышу и остекление испытывают на герметичность. Уже разрабатывается полностью низкопольный трехсекционный трамвай, который ранее не выпускался. Первые поставки планируются в 2024 году. У трамвая будет и автономный ход.

Если говорить о трамвайных вагонах, то моторная тележка, в том числе для полностью низкопольных трамваев, — это тоже собственная разработка BKM Holding, которая собирается в цехах завода. Кузов, электрооборудование и моторная тележка — самые крупные узлы. Предприятие выпускает и сотни других, более мелких позиций, входящих в состав ТС.

Дебют трамваев новейшего поколения состоялся в Нижнем Новгороде. Первые 10 таких машин полностью собирались в Минске, некоторые из них уже вышли на нижегородские маршруты. В общей сложности будет поставлено 170 трамвайных вагонов: как односекционных модели Т811, так и перспективных трехсекционных модели Т856. Кроме этого крупного проекта, низкопольные трамваи в этом году отправляются в Барнаул и Самару.

А что с троллейбусами?

Семейства «Сябар» сейчас на сборочных стапелях нет. В цехах на данный момент только Olgerd. На предприятии продолжают выполнять питерский контракт по «Ольгердам», собирают также партию для Краснодара. Серая с красным окраска — это как раз краснодарская машина.

Белорусам Olgerd пока знаком только в виде электробусов. Но это еще и троллейбусы. Правильнее сказать, в основном троллейбусы. Серия Olgerd — это Syabar «в новом кузове» после серьезного апгрейда начинки. В ближайшие годы можно ожидать планомерного перехода от производства серии Syabar на серию Olgerd. Обратите внимание — внутри батарейного отсека троллейбуса может поместиться несколько человек. Рядом стоят машины из краснодарской и питерской партий.

Но говорить о том, что Syabar ушел в историю, пока рано. Со счетов это семейство пока не списали. За последние годы «Сябры» отправились в 20 различных городов. Например, этот — из свежей партии для Волгограда. Вполне вероятно, что заказы на них еще будут поступать, так что техдокументацию и конструкцию пока продолжают улучшать.


Контракты на весь 2023 год и первый квартал 2024-го уже подписаны. Основные ориентиры — сохранить позиции на троллейбусном рынке, а трамвайный потенциал всецело развивать. Заказы на экспорт есть, а что насчет поставок для белорусских городов? Пока на 2023 год таковые не предусмотрены. Так что когда белорусы поедут на троллейбусах Olgerd и низкопольных трамваях новых моделей, сказать сложно. Говорят, выделят бюджет — будет и техника. В частности обновить трамвайный парк планируют в Мозыре, но точной конкретики пока нет.

На сегодняшний день известно, что в стадии проработки находится проект поставки электробуса для одной из белорусских компаний для перевозки своих сотрудников. Видимо, по примеру БелАЗа и МТЗ, где уже есть электробусы «внутреннего пользования». О переходе на электротранспорт думают в Шклове. Если дойдет до дела, то BKM Holding поставит туда электробусы и зарядную инфраструктуру. Количество единиц и даты поставок объявят позже. Ну и программу развития электротранспорта в Беларуси до 2025 года никто не отменял. Согласно ей будут обновления за счет госбюджета и в других городах, но пока опять же подробностей пока не разглашают.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by