Не так давно, два месяца назад, автобусное производство Минского автозавода отметило 30-летие со дня основания. Обычно к юбилеям принято писать «канонические» тексты, в которых вспоминаются наиболее известные и массовые модели. Массовые машины — это, безусловно, лицо завода и главный источник прибыли. Но своего места в истории заслуживают также мелкосерийные, а то и вовсе единичные опытные экземпляры. Именно о таких и поговорим сегодня.
История появления этих автобусов на свет до сих пор достоверно не восстановлена. Неоспоримым остается тот факт, что самые первые автобусы для потенциального производства на Минском автозаводе появились еще до совместного проекта с Neoplan.
На какой-то международной выставке, проходившей в 1991 году в городе Пловдиве, на стенде фирмы COMCO, болгарского дилера МАЗа, демонстрировались автобусы, созданные вроде как где-то в Австрии. По другим данным, страна происхождения этих машин — Словения. Но в итоге образцы оказались на заводе в Минске для изучения. При нем и остались. Пригородная версия в начале нулевых выглядела вполне бодро.
В 2006 году, в очередной раз перекрашенный, этот автобус еще стоял на заводе, а потом исчез. Видимо, утилизировали. Второй экземпляр был передан в МЧС и, возможно, еще числится в резерве.
Этот необычный МАЗ-104С иногда появлялся на минских улицах с конца 1990-х годов. Над ветровым стеклом красовалась надпись «Автобус работает на экологически чистом виде топлива — природном газе». Но это был не продукт самого завода, а результат «рационализаторства» «МинскТрансГаза», служебкой которого этот автобус и работал.
Пройдет намного больше десяти лет, прежде чем завод наладит выпуск газовых версий. Это сегодня автобусы МАЗ на природном газе — привычное явление, а тогда, в конце 1990-х, машина с батареей из десяти баллонов на крыше выглядела настоящей экзотикой.
Автобус среднего класса МАЗ-106 появился на свет в 2000 году. Он базировался на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370. Получить неплохую бюджетную версию для среднего сегмента — такой была задача. Совместив элементы кабины серийных грузовиков МАЗ-6430 с оригинальным пассажирским кузовом, создали автобус своеобразной внешности, но перспективы ему прочили радужные.
Не сложилось. В серию в итоге пошла совершенно другая разработка, а МАЗ-106 так и остался единичным образцом. Но он — навсегда первый автобус МАЗ среднего класса. Сначала машина работала при автозаводе, а затем была передана в подшефное МАЗу агрохозяйство, где и закончила свой земной путь.
«Арктика» для этого автобуса название неофициальное, но прижилось. Эта «особо северная» версия предназначалась для эксплуатации в одном из самых суровых городов мира — Норильске. Курировал проект дилер МАЗа в этом регионе, компания «Яровит». Именно «яровитовцы» прописывали технические требования. Было сделано довольно много доработок по утеплению кузова.
Самое заметное внешнее отличие — совершенно другое боковое остекление, меньшей площади. Выхлоп был выведен наверх, а двигатель использовали Deutz, популярный на севере. Проект оказался очень удачным, Норильск стабильно заказывал такие автобусы в течение нескольких лет.
А про эти автобусы ходит больше всего мифов и легенд. Очень многие белорусы, посещавшие Питер, возмущались тем, как, мол, там могли надругаться над автобусами, переделав их в общественные туалеты. Но суровая правда жизни заключается в том, что это разработка самого МАЗа, отдельная модель со своим индексом, созданная по спецзаказу питерского «Водоканала» к 300-летию города на Неве.
Официально автобус-туалет именуется «транспортным средством санитарно-гигиенического назначения, предназначенным для сантехнического обслуживания общественных мероприятий с большим скоплением людей». В определении нет даже намека на автобус или общественный туалет. Индекс у «санитарно-гигиенического транспортного средства» собственный — МАЗ-163. Выпускается автобус в двух модификациях — МАЗ-163М и МАЗ-163Ж. Смысл букв М и Ж в расшифровке не нуждается. На фото ниже — М-версия.
Согласитесь, на Дворцовой площади или в Петропавловке припаркованный автобус смотрится лучше, чем ряд синих пластиковых кабинок. А МАЗ-163 еще долго будет самой нестандартной разработкой Минского автозавода.
Первый сочлененный автобус второго поколения готовили для показа на главной автобусной выставке Европы 2009 года в бельгийском Кортрайке. Узлы, агрегаты, электронные системы и даже сиденья в салоне использовались полностью импортные. Автобус получался по тем временам ультрапередовой, но очень дорогой.
В итоге построили всего восемь экземпляров «гармошки» МАЗ-205. Три из них работают в Польше, остальные — в российской Тюмени. Но многие наработки по МАЗ-205 пригодились для минских «питонов городских джунглей» МАЗ-215 и даже для МАЗ-216 с толкающим приводом.
Этот автобус — лучшее, что случалось с системой доставки авиапассажиров в Национальный аэропорт Минск и обратно. Это был тот случай, когда в главную воздушную гавань страны наконец-то стали ходить не приспособленные, а специально спроектированные для этого маршрута автобусы. Запустили их по случаю чемпионата мира по хоккею 2014 года.
Самые главные отличия — в салоне. Появился внушительный стеллаж для багажа. Чтобы загрузить и выгрузить багаж, водителю не надо было выходить из кабины, пассажиры могли делать это сами на любой из остановок. Было очень удобно, но по каким-то причинам эти машины с линий исчезли.
Идея сделать троллейбус на базе самой длинной мазовской «гармошки» лежала на поверхности. И совместно с предприятием «Этон» такую модель в 2014 году сделали.
Тем не менее, в отличие от своего собрата по кузову — автобуса МАЗ-215, сочлененный троллейбус массовым не стал. Было построено всего два экземпляра: один работает в Витебске, другой — в Бобруйске.
Очень необычный автобус марки МАЗ появился в 2014 году в Гомеле. Кузов-то у него стандартный, от пригородной версии, а вот салон полностью другой. Это не модификация, созданная заводом, а, если так можно выразиться, сторонний тюнинг. По заказу Госавтоинспекции Гомельский вагоностроительный завод оборудовал на базе МАЗ-104 передвижной штаб. Сегодня этот автобус единственный в своем роде в Беларуси.
Конечно, вышеприведенный список — не полный перечень необычных автобусов Минского автозавода. Можно вспомнить тот же афробус МАЗ-131, о поставке партии которых в Того мы рассказывали. Среди автобусов первого поколения чуть ли не все первые экземпляры каждой модели чем-нибудь да уникальные, всех не перечислишь. Но с уверенностью можно сказать, что свои новые уникумы в будущем точно появятся.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by