29 051
01 мая 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Не только МАЗ, БелАЗ и Geely. Какие еще автомобили собирали в Беларуси?

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Сколько в Беларуси автопроизводителей? Три флагмана придет на ум, наверное, каждому. Среднестатистический белорус, если призадумается, вспомнит, может быть, десяток предприятий. А что вы скажете, когда узнаете, что за всю историю в Беларуси существовало больше двухсот автопроизводителей? Не ошибка. Больше двух сотен. Мы решили сделать своеобразный дайджест из этого списка.

Кто является автопроизводителем? Официально ими считаются и производители надстроек тоже. Это так называемые «кузовщики», или «бодибилдеры». Вот в основном за счет них количество столь внушительное. Но «бодибилдеров» сегодня рассматривать не будем. Только свои шасси, собственное производство автобусных кузовов и промсборка. Уверены, о некоторых предприятиях вы никогда не слышали.

Грузовики

Своим грузовым автомобилестроением Беларусь знаменита. МАЗ, БелАЗ и МЗКТ знает, думаем, каждый житель, даже не интересующийся машиностроительной отраслью. Потому на флагманах останавливаться не будем, расскажем о менее известных.

Могилевский автомобильный завод в числе белорусских предприятий назовут далеко не все. Многие даже не подозревают, что в Могилеве вообще существует автозавод. А тем временем это предприятие — старейшее в отрасли, старше МАЗа и БелАЗа. Оно было основано еще в 1935 году как авторемзавод. В советские годы завод МоАЗ собирал дорожные скреперы и малыми тиражами всякую внедорожную экзотику штучно. Отдельное направление его деятельности — шахтный транспорт. Сегодня упор сделан на подземники, а сам завод стал филиалом БелАЗа, но торговая марка МоАЗ сохранена. Неудивительно, что многие МоАЗ не знают. Большинство современных его машин работают не просто в удаленных уголках, а глубоко под землей.

Грузовики МАЗ-МАН многие тоже считают «такими особенными МАЗами». Но нет, это отдельная самостоятельная марка и отдельный завод. Да, когда-то это было совместное предприятие МАЗ и MAN. Но MAN давно продал свою долю, МАЗ тоже сейчас партнер по кабинам. Начиналось как производство тягачей для дальнего боя, но в итоге стало специализироваться на внедорожной и специфической строительной автотехнике.

А такое спецшасси с «горбатой» высокой рамой, предназначенное для размещения оборудования аэродромной уборочной машины, изначально было разработано на МЗКТ, но несколько серийных автомобилей собирало другое предприятие — «БелСТАТС», чья производственная база расположена в Таборах под Минском. Эти грузовики несли уже собственную торговую марку BelBroom и являлись именно изделием «БелСТАТСа», а не МЗКТ.

Что за странный МАЗ с отзеркаленной и наклоненной буквой «Е» на эмблеме? Это аэродромная плужно-щеточная продувочная машина компактного типа CS420 (AMK 360) на спецшасси MС320. Компактного типа? Да, по аэродромным меркам это компактный тип. Изготовитель шасси совершенно отдельный и самостоятельный — минское СООО «Евромаш». От МАЗа здесь только кабина. Рама своя, оригинальная, два двигателя Cummins, коробка — Allison, мосты — Kessler.

Пассажирский транспорт

Флагманы автобусо- и троллейбусостроения, такие как МАЗ и BKM Holding, также на слуху, потому расскажем о менее известных и начнем с «преданий старины глубокой».

С 1950-х годов в Борисове действовало очень заметное производство автобусов. Тогда на местном АРЗ собирали капотники ГЗА-651, но мечтали о собственной модели. И в 1954 году сделали такой, причем одними из первых в СССР вагонной компоновки. А застекленные скаты крыши борисовчане произвели вообще первыми в Советском Союзе. Модель даже не получила собственного обозначения, зато имела полностью оригинальный кузов и дизайн. В серию эта машина, к сожалению, не пошла. Однако производство капотных автобусов действовало в Борисове до 1968 года.

В 1966 году попытку сделать собственный белорусский автобус вагонного типа предприняли в Гомеле. Построить достаточно красивую по меркам тех лет машину с гордым названием «Гомельчанин» Гомельский завод торгового оборудования смог, но вот серию не потянул. «Гомельчанин» так и остался единичным опытным образцом. А вот автолавки этот завод вполне себе строил много лет.

В середине нулевых в Гомеле все-таки появилось свое производство автобусов. Гомельский авторемонтный завод, который собаку съел на восстановлении из небытия Ikarus, ПАЗов и ЛАЗов, получил в Украине лицензию на промсборку автобусов А092 «Радзiмiч» из украинских машинокомплектов кузова. Как шасси использовалось японское Isuzu. Собрали таких несколько сотен. Были и другие модели, но меньшим тиражом.

В нулевых пытались наладить сборку автобусов и в Бресте. На два экземпляра польской фирмы Autosan даже поставили минские дизели. Но проект, увы, так и не стартовал. Сейчас в Бресте действует своя автосборка на «Брестмаше», но то производство цельнометаллических фургонов и микроавтобусов — филиал МАЗа.

Мощным центром белорусского автобусостроения в свое время была Лида. Стала она таковым с середины 1990-х, когда по образу и подобию российского ЛиАЗ-5256 здесь начали собирать свои автобусы. В итоге локализация достигла почти 100%, несколько раз менялся дизайн, а из всех потомков ЛиАЗ-5256 лидский продукт продержался в производстве дольше всего, аж до 2018 года. Даже когда завод вошел в состав МЗКТ, «внуков» ЛиАЗа здесь еще собирали. Потом главной специализацией стали микроавтобусы с оригинальным кузов на шасси Iveco. Действует завод и сейчас. МЗКТ сконструировал свое шасси для микриков, есть даже электроверсия. Но подробностей пока не раскрывают.

Собирали в Беларуси и пазики. Когда-то этим занимались в Лиде, но более известен борисовский проект. Пазики из Борисова оснащали минскими дизелями и еще довольно внушительным списком комплектующих белорусского производства. Занималась этим компания «РусАвтоПром».

Вездеходы

Чего только белорусы не придумают, лишь бы дороги не строить! Шутка. Однако сразу несколько производителей вездеходов на шинах сверхнизкого давления действовали в разное время в Беларуси.

Был, например, такой Белорусский завод внедорожной техники. Строил шестиколесные вездеходы «Радиан-1Д». Точный тираж неизвестен, но он, конечно, небольшой. Несколько машин работают в МЧС, используются для поисково-спасательных работ.

Марка была МАС, а моделей сразу несколько. Все названы в честь рек — «Днепр», «Двина», «Березина» и «Ангара». «БелГАЗавтосервис» — не только дилер, но и автопроизводитель. На оригинальном шасси, но с использованием кузовных элементов от газели делали вездеходы.

140-й ремонтный завод из Борисова не только ремонтирует танки, но и является автопроизводителем. Еще в 2011 году здесь разработали вездеход на шинах сверхнизкого давления. Кузов снегоболотохода — симбиоз стандартной кабины МАЗа и алюминиевого кузова. Шасси оригинальное.

Существовали в Беларуси и другие проекты по выпуску вездеходов подобного класса.

Легковые авто

Слышали про Пинский завод средств малой механизации (ЗСММ) объединения «Полесьеводстрой», который был основан в январе 1986 года. А с 1989-го здесь УАЗовские «головастики» переделывали в микроавтобусы. Назывались они АПВ-У-01 на шасси УАЗ-3303 и выпускались, если так можно выразиться, «по псковской лицензии». Родина этих микриков — НПО «Гидроимпульс» из Пскова, там разработали техдокументацию.

Делали их до 1995 года. Но даже 15 лет спустя после остановки их выпуска по Пинску бегало таких еще достаточно. Я даже в конце нулевых специально ездил в столицу Полесья, что «поохотится» на них. Встречались такие машины и в Минске. Сейчас они, конечно, почти все вымерли. Но если встретите где необычный уазик с двумя окошками сзади, знайте, что это пинское изделие.

А вот пикапы «Слоненок» вообще экзотика из экзотики. Строил такие Слонимский авторемонтный завод. Недолгое время в середине 1990-х. Сам завод специализировался на капремонте москвичей, производил много наименований запчастей для них. А пикап мог как построить полностью из новых деталей, так и переделать в грузовичок «клиентский» автомобиль. Техдокументацию на машину разрабатывало минское НПО «Транстехника».

Теперь о промсборке легковых автомобилей в РБ. Вы, например, знали, что у нас собирали запорожскую «Таврию»? Было такое. На базе 124-го АРЗ в Минске действовало ЗАО «Таврия-Минск», которое собирало «инвалидные» версии: в 1996 году — 300 машин, в 1997-м — 350. А про Skoda Felicia, собранные в Дзержинске, слышали? Было и такое. Правда, проект умер после двух собранных экземпляров. Но это тоже был отдельный «автопроизводитель».

А вот «Форд Юнион» должны помнить все. Сборку в Обчаке официально открыли 30 июля 1997 года. Действовало то производство три года. Всего выпустили 3660 автомобилей, из них 2380 Ford Escort и 1420 Ford Transit. Этот Transit на фото тот самый, белорусской сборки был прописан прямо в Обчаке, у дорожников.

Правопреемником предприятия «Форд Юнион» стало СП «Юнисон». В тех же цехах чего только не собирали! Наиболее известными и удачными были проекты по сборке польских Lublin (более 1000 штук), иранских Samand (более 2000) и китайских Zotye. Но еще были Chevrolet Tahoe, Opel Mokka и даже Cadillac Escalade. Собирали здесь также Peugeot и Citroen.

Про Geely вы и так все знаете. Это самый большой проект промсборки в Беларуси и, безусловно, самый успешный за все времена. Об истории легковых автомобилей и кроссоверов этого бренда мы подробно рассказывали.

Прицепы

Автопроизводителями считаются и предприятия, выпускающие прицепную технику. Таких за все время в Беларуси было несколько десятков. Делали они все: от маленьких «дачных тележек» к легковушкам до тяжелых самосвальных. Самым выдающимся следует признать, пожалуй, завод «СпецАвтоТехника» из Бобруйска. Чего тут только не строили! Были даже трехкузовные самосвалы и сверхэкзотические с подвижным полом. Продукцию завод поставлял даже в Африку.

Читайте также:


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by