Четверть миллиона километров позади, но она не сдается. Как поживает наша Arkana

37 601
15 января 2024 в 8:00

Пока вы читаете эти строки, пробег редакционной Renault Arkana уже перевалил за 252 000 км! Автомобиль эксплуатируется очень интенсивно и в бесконечных командировках пробегает примерно по тысяче километров в неделю. Но держится молодцом.

Как это было

Май 2019 — презентация, запуск производства и начало продаж. Все это в России и для России: Arkana стала первой моделью, не просто адаптированной, а специально разработанной для российского рынка. Увы, и последней — в 2022 году французская компания ушла из России, так что производство купе-кроссовера на московском предприятии продлилось менее трех лет. Но кто тогда об этом думал?

В июне того же года Arkana вышла на белорусский рынок по цене от 34 000 белорусских рублей — и редакция Onlíner стала одним из первых покупателей этого кроссовера. Нам был нужен новый служебный автомобиль, а выбор на «Аркану» пал во многом из-за того, что мы хотели рассказывать нашим читателям про ранее неизвестную модель. Именно поэтому взяли ее с доселе невиданным на нашем рынке 1,3-литровым турбомотором, причем в связке с вариатором и полным приводом. Такая Arkana в максимальной комплектации Edition one стоила 50 900 рублей (24 900 долларов по тогдашнему курсу).

Arkana построена на модернизированной платформе B0 — Global Access. Спереди применены стойки McPherson, а вот конструкция задней подвески зависит от типа привода: версиям 2WD положена балка, версиям 4WD — многорычажка. Считайте, тот же Duster. Но в сравнении с оригинальным кроссовером первого поколения шасси получило более половины новых компонентов и оригинальные настройки. Плюс новое рулевое управление с электроусилителем, с которым ушли в прошлое неприятные толчки при езде по неровной дороге. Впоследствии все это получил и Duster II.

Самые доступные «Арканы» комплектовались 114-сильным «атмосферником» объемом 1,6 литра в паре с 5-ступенчатой механической КПП и передним приводом. А топовый мотор — 1,3-литровый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском (150 л. с. и 250 Н·м). Он был разработан Renault совместно с Mercedes-Benz и собирается в Испании. Наконец, вариатор CVT X-Tronic для 1,3-литровой версии — это коробка Jatco JF016E, тогда как в паре с 1,6-литровым двигателем идет JF015E.

Первые впечатления — самые верные

Поставили на учет, застраховали — и за первый же месяц проехали на ней более 3600 км! Тогда же попросили поделиться впечатлениями тех коллег, кто использовал автомобиль чаще всего. С их отзывами вы можете ознакомиться здесь, но заметим, что с тех пор отношение к машине особо не изменилось: все свои плюсы и минусы Arkana продемонстрировала практически сразу же.


Самое первое впечатление от модели — какая же она красивая! Все отмечали эффектную внешность этого купе-кроссовера, которая так разительно отличалась от дизайна ближайших «родственников» Duster и Kaptur. Смущали разве что задние барабанные механизмы (зато не боятся грязи).

Для «Арканы» легкое бездорожье, считайте, родная стихия! Тут уже техническое родство с «Дастером» оказывается безусловным плюсом. Дорожный просвет 205 мм и полный привод с электронно-управляемой муфтой в приводе задних колес наделяют автомобиль весьма неплохой проходимостью. Проверять ее во время командировок приходилось не раз, разочароваться во внедорожных качествах, похоже, не довелось ни разу, так что здесь зачет. А еще шасси настроено таким образом, что позволяет уверенно ехать даже по разбитым дорогам.

Турбомотор «Арканы» развивает 150 л. с. и 250 Н·м. По заводу полноприводная версия разгоняется с места до 100 км/ч за 10,5 секунды, а максимальная скорость составляет 191 км/ч. В Германии коллеги разгонялись до 180 км/ч по спидометру, и это был не предел.

В свое время мы проверили разгонную динамику в реальных условиях. С одним лишь водителем в салоне в лучшей попытке Arkana показала результат в 10,76 секунды. С тремя пассажирами получили уже 12 секунд.

Кроме того, всех наших водителей буквально покорила связка турбомотора и вариатора. С одной стороны, машина оказалась достаточно динамичной в широком диапазоне скоростей, с другой — экономичной. Чего же еще желать?

Более качественного исполнения салона! После столь «дорогого» экстерьера интерьер казался слишком простым по части применяемых материалов. К тому же мы столкнулись с некоторыми, скажем так, нюансами.

Так, буквально сразу же образовалась щель между ковролином и накладкой правого порога. Ее со временем устранили на сервисе, но сейчас что-то подобное мы наблюдаем уже слева. Еще одна щель обнаружилась между декоративной накладкой и дверной картой водительской двери, а позже нашли и выскакивающий из своих пазов уплотнитель левого дверного проема.

Да, можно сказать, что наш автомобиль — из первой партии. Но изучив отзывы владельцев в разных источниках, можно прийти к выводу о том, что те или иные огрехи сборки преследовали водителей и в случае с машинами более позднего периода производства.

Также на ходу Arkana оказалась не такой уж тихой, и это касается не только шумоизоляции, но и мелких «сверчков». Они, правда, особо не прогрессировали.

Средний расход топлива (по бортовому компьютеру) составляет порядка 8,3 литра на 100 км. Это статистика за первые 10 000 км, которые были преодолены в ходе многочисленных поездок по Минску, Беларуси и Европе. В дальнейшем расход не менялся. 

На 50-литровом баке Arkana может проехать чуть более 600 км, но однажды мы решили съездить в Брест и обратно без дозаправок. Начинали бодро, на разрешенных 120 км/ч, однако последние километры преодолевались в режиме тотальной экономии. Тем не менее до Минска дотянули и залили в бак 47,6 литра, получив реальный средний расход топлива 7 литров на 100 км.

Ладно, это все мелочи, которые простительны, учитывая не только бюджетную сущность, но и изначально небольшую стоимость модели (менее 17 000 долларов по курсу в 2019-м). В любом случае на фоне старого «Дастера» это был совершенно другой уровень.

Но хотелось бы более просторного салона, более емких отсеков для мелочовки, более вместительного багажника, в конце концов. Как показал опыт многочисленных командировок, практичности этому красивому автомобилю действительно порой недоставало. Напомним, что объем багажника составляет 508 литров у версий 2WD и 409 литров у 4WD.

— В таком кроссовере может быть тесновато и семье, отправляющейся в путешествие. Пару чемоданов не самого большого объема — это все, что влезет в багажник. При наличии двух детей такого объема может оказаться недостаточно. Заехать в магазин за продуктами и туалетной бумагой, купить какую-то мелочь в квартиру — это пожалуйста. Привезти что-то действительно крупное — уже вряд ли, — сделали мы вывод по итогам закупок в вильнюсской IKEA. Позже пытались загрузить велосипеды — удалось втиснуть лишь две штуки. А на крышу не поставишь — штатных мест под релинги нет…

Вопросы эксплуатации

Сначала напомним о тех сюрпризах, которые Arkana подкинула в первый год эксплуатации и про которые мы в свое время рассказывали.

С первой неприятностью столкнулся Максим Тарналицкий, который обнаружил, что на высокой скорости в ноги водителю дует холодный воздух.

— Когда установилась холодная температура воздуха, я стал замечать, что на скорости выше 100 км/ч в ноги начинает дуть холодный воздух, рассказывал тогда Максим.

Сразу с этой напастью разобраться не удалось. Лишь впоследствии выяснилось, что это одна из фирменных «болячек» купе-кроссовера, с которой столкнулись и другие владельцы.

Причина — в технологическом отверстии в районе педального узла, через которое проходит жгут проводов. Если оно изолировано не очень хорошо, внутрь попадает и холодный воздух, и, хуже того, вода (Максим Малиновский, один из водителей, в свое время тоже жаловался на «подтопление»). После того как отверстие уплотнили, о проблеме забыли.

Несколько раз наши водители сталкивались с тем, что после заправки указатель уровня топлива продолжал показывать пустой бак. Насколько известно, это тоже достаточно распространенная проблема модели. А еще во время одного из ТО по гарантии поменяли датчик в бачке стеклоомывателя. Кроме того, Arkana отучила пристегиваться на ходу: сигнал продолжал раздаваться даже после того, как ремень уже был пристегнут.

Практически все водители редакционного автомобиля столкнулись с подтормаживаниями и зависаниями мультимедийной системы Easy link с 8-дюймовым сенсорным экраном. Ну и графика, скажем так, особо не впечатляла.

А один раз свалился в аварию вариатор. Но «Аркане» все же удалось своим ходом доехать до дилера, и он эту проблему решил. Больше история не повторялась.

Вообще трансмиссия пока особо не расстраивает. Хотя несколько раз пришлось поменять сальник правой полуоси и уже дважды (при пробеге около 130 000 и 250 000 км) производился восстановительный ремонт карданного вала.

По истечении гарантийного срока Arkana обслуживается не у дилера, а на «независимой» СТО. Так элементарно дешевле. Хотя по большей части все ограничивается плановым обслуживанием и заменой расходников каждые 15 000 км. Но бывает по-разному.

Например, при пробеге 230 000 км развалился шкив коленвала (хорошо, что в городе, не вдали от цивилизации). Никаких последствий для других агрегатов и самого двигателя это не имело: просто срезало ремень, загорелась лампа заряда генератора. Привод ГРМ у этого двигателя цепной, он от этой истории никак не пострадал.

При пробеге примерно 150 000 км в дороге потек термостат. К тому моменту на фоне санкционного давления уже были проблемы с наличием определенных категорий запчастей, пришлось долго искать. Сейчас некоторые владельцы автомобилей с такими моторами заказывают термостат на AliExpress…

В остальном по двигателю никаких вопросов. И кузов без следов внешней коррозии. Несколько раз ему доставалось по мелочи, но можно сказать, что Arkana не имеет серьезного аварийного прошлого.


Интенсивную эксплуатацию выдает разве что водительское кресло: обивка из искусственной кожи потрескалась. Еще соскакивает вниз чехол рычага коробки. Но для столь значительного пробега это, согласитесь, мелочи.

Ну а что про автомобиль расскажут те, кто активно эксплуатирует его последние годы?

Максим Малиновский

На «Аркане» наш фотограф проехал более 100 000 км, причем не только по Беларуси. Оценить модель удалось в самых разных условиях, от легкого бездорожья и небольших гор до безлимитных немецких автобанов.

— Видимо, в Renault захотели дать нашему рынку машину с красивым дизайном кузова, а еще подарили ей технологичный двигатель. При этом «тележка», коробка, подвеска — от известных нам моделей. Когда мы ее только купили, это была новинка, а в Европе вообще не знали, что это такое. Полицейские в Германии спрашивали, что это за модель такая, — приходилось объяснять, что ее производят на заводе Renault в России.

 

Как она едет — просто песня! Имитация переключений у вариатора, хорошая отзывчивость на педаль газа от двигателя. И тормозит хорошо, пусть даже у нее сзади барабаны. На не очень ровных дорогах дастеровская «тележка» работает хорошо. Но на немецком автобане, конечно, грусть-печаль: вместе с потоком идешь 160—170 км/ч, машина шатается, болтается, кренится. Длинноходная подвеска в таких условиях работает не лучшим образом.

Зато это самый красивый автомобиль на легком бездорожье. По красоте ничто с ним не сравнится. Ближайший «родственник» Duster куда скромнее, а «Нивы» — тем более. Так что едешь по этой грязи в лесу, поле, и ты там самый красивый.

Стекло с полным подогревом хорошо прогревается. Когда ледяной дождь, это очень удобно. Климат-контроль работает нормально, в мороз вообще проблем не было — ни с запуском двигателя, ни с прогревом салона.

Но к салону есть претензии, в том числе по части эргономики. Нет нормальной опорной площадки для левой ноги, в двери не вставляются 1,5-литровые бутылки, слишком узкие карманы, ковролин торчит…

И почему в такой красивой машине такие неудобные сиденья? У маркетологов эта обивка называется экокожей, у нормальных людей — дерматином: летом потеешь, зимой холодно. Плюс подушка короткая. И на водительском кресле эта обивка уже потрескалась… 

Интересно, какие кресла стоят в европейских «Арканах» корейской сборки? Хочу при случае проверить.

С запчастями ситуация следующая. Технические жидкости и расходники для ТО есть у всех, с более редкими позициями сложнее, а некоторых запчастей в стране вообще нет, ни у кого. Того же термостата, который надо за рубежом искать и заказывать. Когда в последний раз обслуживали кардан, поставили китайский подвесной подшипник — других в наличии не было. Сколько он проходит, неизвестно. 

Отсутствие запчастей для технологичного двигателя, коробки настораживает. Если что-то с ними случится, удастся ли найти все необходимые детали для ремонта? Но это сейчас можно про многие машины сказать.

Роман Пастернак

Наш оператор ездит на «Аркане» полтора года и уже успел составить для себя список положительных и отрицательных качеств автомобиля. И, конечно, на первом месте…

— Сиденья неудобные. Проезжаешь более 200 км, и кажется, что копчик уже выпадает, поясницу начинает ломать. Материал обивки тоже не очень: уже потрескался, а летом, если в шортах, ноги к этой коже прилипают.

Снаружи машина красивая, но внутри — бюджетная: недорогой жесткий пластик, ковролин торчит. Ожидаешь большего. Сзади вдвоем, мне кажется, комфортно, втроем уже будет тесно. Я-то невысокого роста, нависающая крыша не мешает. Был бы повыше — наверное, были бы проблемы с посадкой сзади.

А в багажник много не положишь, не хватает места. Ездим в основном вдвоем — и вместе с оборудованием помещаемся впритык. В багажник все не входит, что-то отправляется в салон. Да, можно сложить спинку дивана, но на этом теряешь время, поэтому вещи просто кидаем на задний диван. 

Мультимедиа — это прошлый век. Сама графика… Бывает, тормозит, иногда вылетает, не подключает телефон. А вот звук классный. Навигация есть, но ее надо обновлять. Коллега подключает через провод iPhone — Apple CarPlay там работает без вопросов. А вот подключить Android Auto у меня так и не получилось. Ну и Bluetooth, как я уже сказал, иногда выбрасывает телефон, не видит.

Что нравится? Свет хороший. Обогрев стекла. Проходимость! Ехали как-то по лесу, грязь почти по колено, а назад пути нет, потому что глубокая колея, да и не развернешься. Но мы выехали. Но страшно, когда эта муфта подключается на трассе: ты прямо чувствуешь, как машину начинает вести. Помню, было скользко и была колея. И вот автоматически включается полный привод — этот момент очень стремный!

До 100 км/ч Arkana очень быстро разгоняется, потом уже ей тяжело. Ну а по городу, конечно, отлично едет по части динамики. Расход нормальный, в районе 10 литров выходит, если не топить. Если едешь до 100 км/ч, то расход вообще хороший. Если 120—130 км/ч, то намного больше «кушает».

Скоро на пенсию?

Весной 2020 года мы провели эксперимент — решили узнать, сколько нам дадут за «Аркану» в возрасте 10 месяцев и с пробегом 46 000 км, у которой два перекрашенных элемента и комплект дополнительных колес с дисками. Заехали к нескольким дилерам и попытались сдать в трейд-ин. Тогда нам предложили от 13 до 16,8 тысячи долларов по курсу.

Сейчас на «Автобарахолке» выставлено два десятка «Аркан», за которые просят от 16 100 до 24 600 долларов в эквиваленте. Правда, практически все машины — с передним приводом, а заявленный пробег даже самых старых экземпляров не превышает 90 000 км.

серый, внедорожник, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
красный, внедорожник, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
бордовый, внедорожник, бензин 1.3 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

 

Это мы к чему? Да, скоро наша Arkana закончит свою службу в редакции Onlíner и отправится на заслуженный отдых (в смысле, станет семейно-дачным автомобилем). И это значит, что мы ищем новый служебный транспорт. Но это будет уже совершенно другая история.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by