Пока вы читаете эти строки, пробег редакционной Renault Arkana уже перевалил за 252 000 км! Автомобиль эксплуатируется очень интенсивно и в бесконечных командировках пробегает примерно по тысяче километров в неделю. Но держится молодцом.
Май 2019 — презентация, запуск производства и начало продаж. Все это в России и для России: Arkana стала первой моделью, не просто адаптированной, а специально разработанной для российского рынка. Увы, и последней — в 2022 году французская компания ушла из России, так что производство купе-кроссовера на московском предприятии продлилось менее трех лет. Но кто тогда об этом думал?
В июне того же года Arkana вышла на белорусский рынок по цене от 34 000 белорусских рублей — и редакция Onlíner стала одним из первых покупателей этого кроссовера. Нам был нужен новый служебный автомобиль, а выбор на «Аркану» пал во многом из-за того, что мы хотели рассказывать нашим читателям про ранее неизвестную модель. Именно поэтому взяли ее с доселе невиданным на нашем рынке 1,3-литровым турбомотором, причем в связке с вариатором и полным приводом. Такая Arkana в максимальной комплектации Edition one стоила 50 900 рублей (24 900 долларов по тогдашнему курсу).
Arkana построена на модернизированной платформе B0 — Global Access. Спереди применены стойки McPherson, а вот конструкция задней подвески зависит от типа привода: версиям 2WD положена балка, версиям 4WD — многорычажка. Считайте, тот же Duster. Но в сравнении с оригинальным кроссовером первого поколения шасси получило более половины новых компонентов и оригинальные настройки. Плюс новое рулевое управление с электроусилителем, с которым ушли в прошлое неприятные толчки при езде по неровной дороге. Впоследствии все это получил и Duster II.
Самые доступные «Арканы» комплектовались 114-сильным «атмосферником» объемом 1,6 литра в паре с 5-ступенчатой механической КПП и передним приводом. А топовый мотор — 1,3-литровый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском (150 л. с. и 250 Н·м). Он был разработан Renault совместно с Mercedes-Benz и собирается в Испании. Наконец, вариатор CVT X-Tronic для 1,3-литровой версии — это коробка Jatco JF016E, тогда как в паре с 1,6-литровым двигателем идет JF015E.
Поставили на учет, застраховали — и за первый же месяц проехали на ней более 3600 км! Тогда же попросили поделиться впечатлениями тех коллег, кто использовал автомобиль чаще всего. С их отзывами вы можете ознакомиться здесь, но заметим, что с тех пор отношение к машине особо не изменилось: все свои плюсы и минусы Arkana продемонстрировала практически сразу же.
Самое первое впечатление от модели — какая же она красивая! Все отмечали эффектную внешность этого купе-кроссовера, которая так разительно отличалась от дизайна ближайших «родственников» Duster и Kaptur. Смущали разве что задние барабанные механизмы (зато не боятся грязи).
Для «Арканы» легкое бездорожье, считайте, родная стихия! Тут уже техническое родство с «Дастером» оказывается безусловным плюсом. Дорожный просвет 205 мм и полный привод с электронно-управляемой муфтой в приводе задних колес наделяют автомобиль весьма неплохой проходимостью. Проверять ее во время командировок приходилось не раз, разочароваться во внедорожных качествах, похоже, не довелось ни разу, так что здесь зачет. А еще шасси настроено таким образом, что позволяет уверенно ехать даже по разбитым дорогам.
Турбомотор «Арканы» развивает 150 л. с. и 250 Н·м. По заводу полноприводная версия разгоняется с места до 100 км/ч за 10,5 секунды, а максимальная скорость составляет 191 км/ч. В Германии коллеги разгонялись до 180 км/ч по спидометру, и это был не предел.
В свое время мы проверили разгонную динамику в реальных условиях. С одним лишь водителем в салоне в лучшей попытке Arkana показала результат в 10,76 секунды. С тремя пассажирами получили уже 12 секунд.
Кроме того, всех наших водителей буквально покорила связка турбомотора и вариатора. С одной стороны, машина оказалась достаточно динамичной в широком диапазоне скоростей, с другой — экономичной. Чего же еще желать?
Более качественного исполнения салона! После столь «дорогого» экстерьера интерьер казался слишком простым по части применяемых материалов. К тому же мы столкнулись с некоторыми, скажем так, нюансами.
Так, буквально сразу же образовалась щель между ковролином и накладкой правого порога. Ее со временем устранили на сервисе, но сейчас что-то подобное мы наблюдаем уже слева. Еще одна щель обнаружилась между декоративной накладкой и дверной картой водительской двери, а позже нашли и выскакивающий из своих пазов уплотнитель левого дверного проема.
Да, можно сказать, что наш автомобиль — из первой партии. Но изучив отзывы владельцев в разных источниках, можно прийти к выводу о том, что те или иные огрехи сборки преследовали водителей и в случае с машинами более позднего периода производства.
Также на ходу Arkana оказалась не такой уж тихой, и это касается не только шумоизоляции, но и мелких «сверчков». Они, правда, особо не прогрессировали.
Средний расход топлива (по бортовому компьютеру) составляет порядка 8,3 литра на 100 км. Это статистика за первые 10 000 км, которые были преодолены в ходе многочисленных поездок по Минску, Беларуси и Европе. В дальнейшем расход не менялся.
На 50-литровом баке Arkana может проехать чуть более 600 км, но однажды мы решили съездить в Брест и обратно без дозаправок. Начинали бодро, на разрешенных 120 км/ч, однако последние километры преодолевались в режиме тотальной экономии. Тем не менее до Минска дотянули и залили в бак 47,6 литра, получив реальный средний расход топлива 7 литров на 100 км.
Ладно, это все мелочи, которые простительны, учитывая не только бюджетную сущность, но и изначально небольшую стоимость модели (менее 17 000 долларов по курсу в 2019-м). В любом случае на фоне старого «Дастера» это был совершенно другой уровень.
Но хотелось бы более просторного салона, более емких отсеков для мелочовки, более вместительного багажника, в конце концов. Как показал опыт многочисленных командировок, практичности этому красивому автомобилю действительно порой недоставало. Напомним, что объем багажника составляет 508 литров у версий 2WD и 409 литров у 4WD.
Сначала напомним о тех сюрпризах, которые Arkana подкинула в первый год эксплуатации и про которые мы в свое время рассказывали.
С первой неприятностью столкнулся Максим Тарналицкий, который обнаружил, что на высокой скорости в ноги водителю дует холодный воздух.
— Когда установилась холодная температура воздуха, я стал замечать, что на скорости выше 100 км/ч в ноги начинает дуть холодный воздух, — рассказывал тогда Максим.
Сразу с этой напастью разобраться не удалось. Лишь впоследствии выяснилось, что это одна из фирменных «болячек» купе-кроссовера, с которой столкнулись и другие владельцы.
Причина — в технологическом отверстии в районе педального узла, через которое проходит жгут проводов. Если оно изолировано не очень хорошо, внутрь попадает и холодный воздух, и, хуже того, вода (Максим Малиновский, один из водителей, в свое время тоже жаловался на «подтопление»). После того как отверстие уплотнили, о проблеме забыли.
Несколько раз наши водители сталкивались с тем, что после заправки указатель уровня топлива продолжал показывать пустой бак. Насколько известно, это тоже достаточно распространенная проблема модели. А еще во время одного из ТО по гарантии поменяли датчик в бачке стеклоомывателя. Кроме того, Arkana отучила пристегиваться на ходу: сигнал продолжал раздаваться даже после того, как ремень уже был пристегнут.
Практически все водители редакционного автомобиля столкнулись с подтормаживаниями и зависаниями мультимедийной системы Easy link с 8-дюймовым сенсорным экраном. Ну и графика, скажем так, особо не впечатляла.
А один раз свалился в аварию вариатор. Но «Аркане» все же удалось своим ходом доехать до дилера, и он эту проблему решил. Больше история не повторялась.
Вообще трансмиссия пока особо не расстраивает. Хотя несколько раз пришлось поменять сальник правой полуоси и уже дважды (при пробеге около 130 000 и 250 000 км) производился восстановительный ремонт карданного вала.
По истечении гарантийного срока Arkana обслуживается не у дилера, а на «независимой» СТО. Так элементарно дешевле. Хотя по большей части все ограничивается плановым обслуживанием и заменой расходников каждые 15 000 км. Но бывает по-разному.
Например, при пробеге 230 000 км развалился шкив коленвала (хорошо, что в городе, не вдали от цивилизации). Никаких последствий для других агрегатов и самого двигателя это не имело: просто срезало ремень, загорелась лампа заряда генератора. Привод ГРМ у этого двигателя цепной, он от этой истории никак не пострадал.
При пробеге примерно 150 000 км в дороге потек термостат. К тому моменту на фоне санкционного давления уже были проблемы с наличием определенных категорий запчастей, пришлось долго искать. Сейчас некоторые владельцы автомобилей с такими моторами заказывают термостат на AliExpress…
В остальном по двигателю никаких вопросов. И кузов без следов внешней коррозии. Несколько раз ему доставалось по мелочи, но можно сказать, что Arkana не имеет серьезного аварийного прошлого.
Интенсивную эксплуатацию выдает разве что водительское кресло: обивка из искусственной кожи потрескалась. Еще соскакивает вниз чехол рычага коробки. Но для столь значительного пробега это, согласитесь, мелочи.
Ну а что про автомобиль расскажут те, кто активно эксплуатирует его последние годы?
На «Аркане» наш фотограф проехал более 100 000 км, причем не только по Беларуси. Оценить модель удалось в самых разных условиях, от легкого бездорожья и небольших гор до безлимитных немецких автобанов.
— Видимо, в Renault захотели дать нашему рынку машину с красивым дизайном кузова, а еще подарили ей технологичный двигатель. При этом «тележка», коробка, подвеска — от известных нам моделей. Когда мы ее только купили, это была новинка, а в Европе вообще не знали, что это такое. Полицейские в Германии спрашивали, что это за модель такая, — приходилось объяснять, что ее производят на заводе Renault в России.
Как она едет — просто песня! Имитация переключений у вариатора, хорошая отзывчивость на педаль газа от двигателя. И тормозит хорошо, пусть даже у нее сзади барабаны. На не очень ровных дорогах дастеровская «тележка» работает хорошо. Но на немецком автобане, конечно, грусть-печаль: вместе с потоком идешь 160—170 км/ч, машина шатается, болтается, кренится. Длинноходная подвеска в таких условиях работает не лучшим образом.
Зато это самый красивый автомобиль на легком бездорожье. По красоте ничто с ним не сравнится. Ближайший «родственник» Duster куда скромнее, а «Нивы» — тем более. Так что едешь по этой грязи в лесу, поле, и ты там самый красивый.
Стекло с полным подогревом хорошо прогревается. Когда ледяной дождь, это очень удобно. Климат-контроль работает нормально, в мороз вообще проблем не было — ни с запуском двигателя, ни с прогревом салона.
Но к салону есть претензии, в том числе по части эргономики. Нет нормальной опорной площадки для левой ноги, в двери не вставляются 1,5-литровые бутылки, слишком узкие карманы, ковролин торчит…
И почему в такой красивой машине такие неудобные сиденья? У маркетологов эта обивка называется экокожей, у нормальных людей — дерматином: летом потеешь, зимой холодно. Плюс подушка короткая. И на водительском кресле эта обивка уже потрескалась…
Интересно, какие кресла стоят в европейских «Арканах» корейской сборки? Хочу при случае проверить.
С запчастями ситуация следующая. Технические жидкости и расходники для ТО есть у всех, с более редкими позициями сложнее, а некоторых запчастей в стране вообще нет, ни у кого. Того же термостата, который надо за рубежом искать и заказывать. Когда в последний раз обслуживали кардан, поставили китайский подвесной подшипник — других в наличии не было. Сколько он проходит, неизвестно.
Отсутствие запчастей для технологичного двигателя, коробки настораживает. Если что-то с ними случится, удастся ли найти все необходимые детали для ремонта? Но это сейчас можно про многие машины сказать.
Наш оператор ездит на «Аркане» полтора года и уже успел составить для себя список положительных и отрицательных качеств автомобиля. И, конечно, на первом месте…
— Сиденья неудобные. Проезжаешь более 200 км, и кажется, что копчик уже выпадает, поясницу начинает ломать. Материал обивки тоже не очень: уже потрескался, а летом, если в шортах, ноги к этой коже прилипают.
Снаружи машина красивая, но внутри — бюджетная: недорогой жесткий пластик, ковролин торчит. Ожидаешь большего. Сзади вдвоем, мне кажется, комфортно, втроем уже будет тесно. Я-то невысокого роста, нависающая крыша не мешает. Был бы повыше — наверное, были бы проблемы с посадкой сзади.
А в багажник много не положишь, не хватает места. Ездим в основном вдвоем — и вместе с оборудованием помещаемся впритык. В багажник все не входит, что-то отправляется в салон. Да, можно сложить спинку дивана, но на этом теряешь время, поэтому вещи просто кидаем на задний диван.
Мультимедиа — это прошлый век. Сама графика… Бывает, тормозит, иногда вылетает, не подключает телефон. А вот звук классный. Навигация есть, но ее надо обновлять. Коллега подключает через провод iPhone — Apple CarPlay там работает без вопросов. А вот подключить Android Auto у меня так и не получилось. Ну и Bluetooth, как я уже сказал, иногда выбрасывает телефон, не видит.
Что нравится? Свет хороший. Обогрев стекла. Проходимость! Ехали как-то по лесу, грязь почти по колено, а назад пути нет, потому что глубокая колея, да и не развернешься. Но мы выехали. Но страшно, когда эта муфта подключается на трассе: ты прямо чувствуешь, как машину начинает вести. Помню, было скользко и была колея. И вот автоматически включается полный привод — этот момент очень стремный!
До 100 км/ч Arkana очень быстро разгоняется, потом уже ей тяжело. Ну а по городу, конечно, отлично едет по части динамики. Расход нормальный, в районе 10 литров выходит, если не топить. Если едешь до 100 км/ч, то расход вообще хороший. Если 120—130 км/ч, то намного больше «кушает».
Весной 2020 года мы провели эксперимент — решили узнать, сколько нам дадут за «Аркану» в возрасте 10 месяцев и с пробегом 46 000 км, у которой два перекрашенных элемента и комплект дополнительных колес с дисками. Заехали к нескольким дилерам и попытались сдать в трейд-ин. Тогда нам предложили от 13 до 16,8 тысячи долларов по курсу.
Сейчас на «Автобарахолке» выставлено два десятка «Аркан», за которые просят от 16 100 до 24 600 долларов в эквиваленте. Правда, практически все машины — с передним приводом, а заявленный пробег даже самых старых экземпляров не превышает 90 000 км.
Это мы к чему? Да, скоро наша Arkana закончит свою службу в редакции Onlíner и отправится на заслуженный отдых (в смысле, станет семейно-дачным автомобилем). И это значит, что мы ищем новый служебный транспорт. Но это будет уже совершенно другая история.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by