Как теплый сезон, так сводки ГАИ начинают пестреть сообщениями о ДТП с участием велосипедистов. Теперь к велосипедистам прибавились еще ребята на электросамокатах. Причем в основном в этих происшествиях пострадавшими становятся именно водители такого двухколесного транспорта: их сбивают, зачастую на пешеходных переходах и велопереездах. Почему так происходит, на ком какая ответственность лежит и можно ли избежать неприятностей? Об этом и поговорим сегодня с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.
Помните мартовское ДТП на проспекте Машерова в Минске, в районе пересечения с проспектом Победителей? А ведь это типичная история. Водитель поворачивает направо, перед ним пешеходный переход, он должен пропустить тех, кто пересекает дорогу. Через переход едут девочки-подростки, вдвоем на одном самокате.
— Я заметил, что у нас многие водители действуют по факту, рассуждая так: я, дескать, еду как мне удобно, а если передо мной будет велосипедист или самокатчик, я тогда приторможу и уступлю. Но ведь уступать нужно не только тому велосипедисту, который перед тобой, но и тому, который только подъезжает, — отмечает Краснов. — Конкретно в этом случае самокат приближался к автомобилю слева, а это далеко не худший сценарий. Одно дело, когда кто-то вылетает у тебя из-за спины: я согласен, можно и не заметить. Хотя когда я еду, то обязательно оглядываюсь через правое плечо и смотрю, чтобы оттуда никто не приближался. Но тут-то у водителя времени было достаточно. Вопрос в том, смотрел ли он туда, куда нужно было смотреть?
Велосипедистов или людей на самокатах сбивают те водители, которые изначально не думают о том, что они должны это контролировать. Человек, который знает, куда ему смотреть, не собьет никого.
• При повороте налево или направо водитель обязан предоставить преимущество пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, уступить дорогу велосипедистам (п. 100).
• При подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту (п. 116).
Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности) (п. 2.51).
К велосипедистам и тем, кто предпочитает средства персональной мобильности, также хватает вопросов. Краснов не раз положительно отзывался о предоставленном им праве не спешиваться на пешеходных переходах, но к этому праву нужно относиться бережно.
Для понимания: в той же Москве правила жестче, спешиваться нужно, в том числе с электросамоката, а соблюдение этого требования планируют массово контролировать с помощью камер. Каждый, кто пробовал колесить по большому городу, хорошо знает, насколько неудобно идти пешком всякий раз, когда нужно переходить дорогу. Это что-то сродни бегу с препятствиями.
Для самокатов:
• Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки — в местах, предусмотренных для пешеходов.
• При передвижении на средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги нужно со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен (п. 17.2-1).
Для велосипедов:
• Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.
При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество перед другими транспортными средствами.
• При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода (п. 151).
В Беларуси спешиваться не обязательно, но ввиду этого тем более важно проявлять благоразумие и осторожность. Правила ведь имеют свойство ужесточаться время от времени.
К тому же есть прописанное требование двигаться по переходу со скоростью пешехода. Формулировка не вполне однозначная, но и это указывает на то, что от участников дорожного движения всего-то требуют благоразумия. Быть предсказуемым, а не выскакивать будто из ниоткуда, быть заметным, а не вылетать под колеса, потому что тебе должны уступить. Как говорится, выполните наши требования, и никто не пострадает.
— А что, если не получается определить скорость, с которой едешь? Велокомпьютера нет, например.
— Слушайте, ну давайте по-честному. Все мы и пешеходы тоже, поэтому прекрасно понимаем, с какой скоростью они ходят. Не нужно пытаться ловчить.
Но есть и нюансы. Ездить медленно тоже нужно уметь, многим это дается куда сложнее, чем движение с нормальной скоростью. И замедляться нужно заранее, а не в последний момент, перед тем как спрыгиваете на дорогу. Совет простой: тренируйтесь в безопасном месте, где вам никто не угрожает и вы никому не помешаете. Необходимо уметь управлять своим транспортным средством — об этом Краснов твердит от выпуска к выпуску.
Ну и уже набившее оскомину: езда вдвоем на электросамокате. Это запрещено правилами, строго запрещено шеринговыми компаниями, Whoosh и вовсе тратит весьма значительные средства на разработку системы, которая бы в автоматическом режиме отслеживала такие «двойные» поездки и блокировала их.
— Вдвоем тяжелее держать баланс, тяжелее останавливаться. Самокат в принципе не предусмотрен для двойных поездок, — у ведущего рубрики также непримиримая позиция в отношении таких нарушителей.
Вы поняли? Надо с этим завязывать.
Другой пример. Улица Олешева в Минске, темное время суток. Водитель поворачивает с Логойского тракта и сбивает 61-летнюю велосипедистку, которая едет на разрешающий сигнал светофора.
— И вот опять: едет велосипед, у него горит фара. Куда смотрел водитель? Тоже не заметил? Может, ему не стоит садиться за руль в темное время суток? — задается вопросами инструктор.
И снова скорость велосипеда не была похожа на ту, с которой ходят пешеходы.
— Какую ошибку допускают люди? Они думают, что снижать скорость нужно только тогда, когда машина рядом. А если кажется, что пусто, то можно этого и не делать. И что происходит: велосипедист машину не заметил, неправильно оценил дорожную обстановку и, не снижая скорости, выехал на переход. А тут появилась машина, которая не успела ему уступить, — констатирует преподаватель.
Похожая ситуация, но уже с электросамокатом и с куда более легкими последствиями. Видео снято на улице Некрасова в Минске.
— Люди на двухколесном транспорте делают прогноз, что успеют проскочить. Но оказывается, что не успевают. Водитель пытается ехать и сбивает их либо выезжает поперек дороги для этих товарищей, а у них скорость такая, что они не успевают среагировать. Можно говорить о том, что виноват водитель — он должен смотреть по сторонам, должен прогнозировать ситуацию, — комментирует Краснов.
— Уступать нужно не тому пешеходу, которого ты видишь, а тому, которого ты мог не заметить. Многие этого не понимают и рискуют попасть в опасную ситуацию. Причем с пешеходом попроще, его еще можно успеть заметить. А велосипедиста? Он за секунду пролетает метров 15 — а ты не готов.
— Но каждое из этих ДТП — иллюстрация того, насколько важно переезжать дорогу со скоростью пешехода. Тогда, даже если водитель допускает ошибку, ты сам успеешь остановиться, — продолжает ведущий рубрики.
— Основной посыл для самокатчиков или велосипедистов: дай водителю себя увидеть, снижай скорость. Я когда еду на моноколесе или велосипеде, то всегда снижаю скорость с расчетом, что мне придется остановиться. Посмотрел, видят ли, и выезжаю.
И ведь что примечательно: мы настолько не привыкли к тому, что кто-то на двухколесном транспорте может ехать по переходу со скоростью пешехода, что в любом таком примере видим какой-нибудь подвох. Почему эта велосипедистка так замедлилась? Уж не вздумала ли она «поучить» водителя? А велосипедистка, возможно, увидела милицейскую машину и вспомнила все, что знает из ПДД, — вот и поехала именно так, как полагается.
Улица Есенина в Минске. Водитель выезжает из двора, велосипедист движется по тротуару, траектории их движения пересекаются.
— Один едет и никуда не смотрит, а другой подъезжает к выезду и не снижает скорость. В итоге что? Оба не умеют прогнозировать дорожную обстановку, — качает головой Краснов. — И говорить здесь нужно не о том, кто должен был уступать, — так люди в плохие ситуации и попадают, когда думают только об этом.
Вопрос в другом. Вам просто надо разъехаться так, чтобы все было нормально! Кто уступит — тот и молодец. Даже если не должен уступать — уступи, в этом и заключается принцип взаимодействия в обществе.
Читатель нам пожаловался.
— Выезд из Минска, московское направление, сразу за автоцентрами. Разрешенная скорость 80 км/ч, — указал он.
— Об этом и речь. Едет велосипедист, куда ему деваться? Неужели не понятно, куда он поедет? Почему нельзя просто притормозить и пропустить его? Это именно то, что водитель и обязан сделать при съезде, — строго разъясняет преподаватель. — Но есть водители — и их видно на дороге, — которые не помнят правила. Они не видят размеченного перехода и считают, что никому не должны уступать, а это не так.
Еще один вопрос: почему в некоторых таких местах нет перехода? Ведь это не единственное проблемное место на проспекте Независимости, есть еще развязка с МКАД. Тротуар есть, по нему ходят пешеходы, ездят велосипедисты, люди на самокатах. А перейти нормально проезжую часть они не могут и даже не вполне иногда понимают, можно или нельзя. Если есть тротуар — должен быть и переход.
На днях на улице Кирова водитель микроавтобуса сбил женщину на самокате. Поворот направо, обзор закрыт автомобилями, припаркованными вплотную к переходу.
— Если ты подъезжаешь к переходу, ты должен остановиться и посмотреть, нет ли людей, которым ты должен уступить: пешеходов, велосипедистов, самокатчиков. Хорошо, если у тебя такой обзор, что ты заранее это видишь. Но во многих случаях ты подъезжаешь и не видишь вообще ничего. Значит, надо остановиться и посмотреть, а не ехать наудачу вслепую, что я часто вижу на дорогах. Наши водители при выезде думают только о машинах. А СПМ? Им же тоже надо уступать, — напоминает инструктор.
— Еще один сценарий: идут пешеходы, водитель на переходе уступает им дорогу. Пешеходы расходятся, водитель видит свободное пространство и думает: «Сейчас поеду». Но перед тем как поехать, нужно смотреть, чтобы на тебя не выскочил кто-нибудь. Велосипедист, самокатчик, просто пешеход может бежать — и это стандартная ситуация. В нее постоянно попадают водители, которые не думают об этом, которые считают, что когда они кого-то увидят — тогда и будут уступать, а то, что у условного велосипеда скорость выше, они об этом не думают. Еще хуже, когда водитель подъезжает к светофору и не останавливается: перед ним пешеходы расходятся, и он такой счастливый — раз. А под него выскакивает кто-то, — указывает ведущий рубрики.
Велосипедистам и их коллегам на самокатах также стоит быть внимательнее.
— Он видит, что идут пешеходы, и решает, что успеет проскочить за это время. Ускорился, но что-то не подрассчитал, пешеходы разошлись, водитель поехал и сбил того велосипедиста. А бывает, что велосипедист подъезжает к переходу, видит зеленый свет и начинает ускоряться, чтобы успеть проехать. Зеленый в этот момент начинает мигать, велосипедист этого не видит, потому что отвлечен на другие объекты, и получается, что выезжает на дорогу уже на красный. И опять все из-за спешки, — добавляет Краснов.
Но не должно все сводиться к рассуждениям о том, что велосипедисты обязаны ездить медленно на переходах, а водители, если у них получится, будут велосипедистов замечать. У некоторых наших водителей появилась одна довольно неприятная черта — они не хотят уступать и делают это тогда, когда вынуждены.
— Почему пешеходы у нас под машины «бросаются»? Потому что когда они просто стоят возле дороги и ждут, что какой-нибудь сознательный водитель снизит скорость и даст им перейти, никто этого не делает, — указывает преподаватель. — Все те, кто так поступает, потом говорят: мол, он же стоял, не хотел дорогу переходить. Тогда пешеход начинает думать, что же ему делать, чтобы дорогу уступили? Вот он и выходит под машину, чтобы заставить водителя снизить скорость.
Я поражаюсь, когда водители говорят: «Чего я должен смотреть на этих пешеходов, они же должны сами убедиться!» Или: «Откуда я знаю, куда он идет?» Человек идет к пешеходному переходу — куда он может пойти? Ты водитель или кто? Ты же должен предугадывать опасные ситуации, снижать скорость и думать, что человек пойдет на пешеходный переход и что ты должен ему уступить.
Вот хоть ты на каждом переходе поставь инспектора, который бы заставил всех об этом помнить.
— Как видите, безопасность на дороге — это всегда про осторожность, внимательность, про умение прогнозировать и читать обстановку. А еще про взаимодействие, про желание помочь друг другу и самому не впутаться в неприятности, — разводит руками Юрий Краснов. — Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Хорошо бы, чтобы в Минске, где это возможно, изменили схему работы светофоров: чтобы машины и пешеходы двигались отдельно и не пересекались. Тогда удастся избежать многих проблем. Иначе такие ДТП будут происходить постоянно, ведь всегда кто-то будет торопиться или не смотреть по сторонам.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by