Китай не признает национальные водительские удостоверения других стран. Чтобы легально участвовать в дорожном движении, надо получать местные временные права, которые выдаются на три месяца. Но знаете, лучше не стоит. И вот почему.
Начнем с того, что на информационно-указательных знаках и табличках только иероглифы — переводить их на ходу с помощью приложения получится далеко не всегда. Это особенно актуально для скоростных трасс и сложных многоуровневых развязок, на фоне которых наши «клеверы» — простейшее творение инженерной мысли.
«Интересно» может быть и на терминалах платных дорог — с учетом языкового барьера и специфики расчетов в Китае (банковские карты и наличные работают далеко не везде, в основном оплата производится через местные мобильные приложения вроде Alipay, а для этого нужен мобильный интернет, с чем тоже могут быть вопросы).
Есть и свои любопытные особенности в вопросах организации дорожного движения. Например, на некоторых перекрестках поворот налево и разворот могут выполняться не с крайней левой полосы, а с правой. Это может показаться дикостью, но на самом деле удобно: автомобили поворачивают по большому радиусу, то есть могут проезжать перекресток быстрее. А на автобусах и грузовиках такой маневр выполняется даже проще.
Ну а пересечения потоков нет, так как для всех остальных в этот момент горит красный. Главное, посигналить и притормозить перед очередным лихим скутеристом. Вот здесь и начинаются вопросы.
Поворотниками китайские водители пользуются неохотно и далеко не всегда. То ли дело клаксон! Сигналы раздаются постоянно и по любому поводу. Надо обогнать, повернуть, просто проехать перекресток — посигналь, лишним не будет.
Отчасти это даже логично — с учетом того, что ребята на скутерах и велосипедах те же перекрестки порой проезжают по диагонали в самом прямом смысле слова. Иногда их маневры вообще до неожиданного нахальны, не говоря уже о том, что они могут вдруг поехать не по правому, а по левому краю дороги или рвануть наперерез всему потоку — главное, все рассчитать и успеть проскочить. И тоже перед этим посигналить.
Кажется, любой европейский водитель в течение пяти минут посадил бы на капот пару-тройку скутеристов, которые слегка не рассчитали траекторию и скорость. Но китайские водители как-то умудряются разъезжаться. То, что мы бы посчитали грубейшим нарушением ПДД, на местных дорогах, похоже, является «рабочими моментами».
Другими словами, то, что поначалу кажется хаосом, постепенно начинаешь воспринимать как специфику дорожного движения. И выясняется, что «жить можно». Главное, понимать правила игры.
Водитель нашего автобуса едет чуть медленнее разрешенной на трассе скорости в 100 км/ч. Более того, после каждой развязки слегка притормаживает, пропуская выезжающих со второстепенной дороги, — и, разумеется, сигналит. Кто понял жизнь, тот не спешит?
Ну он-то точно знает, что эти вспышки над дорогой — от камер фото- и видеофиксации, и они срабатывают не при нарушении скоростного режима, а вообще на каждый автомобиль. То есть контроль на дорогах (по крайней мере, в крупных городах и окрестностях) тотальный.
Штрафы, кстати, небольшие, в основном порядка 100—200 юаней (то есть около 45—90 белорусских рублей). Куда страшнее штрафные баллы: собрал 12 за год — отправляйся на пересдачу экзаменов, чтобы вернуть себе водительское удостоверение.
И если за мелкие нарушения начисляют от 1 до 3 баллов, то за превышение скорости более чем на 50% — все 12, то есть вы сразу лишаетесь прав. Аналогичная санкция и за езду с нечитаемыми номерами.
Вы скажете, что +50% к разрешенному лимиту — это много. Да, если мы говорим про 100 км/ч. При разрешенных же 30 км/ч достаточно разогнаться свыше 45 км/ч, чтобы отправиться на пересдачу.
Превышение до 50% грозит тремя штрафными баллами, а еще придется заплатить 200 юаней. Простят лишь до 10% от установленного скоростного лимита, причем в условиях городского движения это не +10 км/ч, а всего лишь 3—7 км/ч в зависимости от действующего ограничения. Надо ли говорить, что никто в Китае за рулем не спешит? По крайней мере, мы «гонщиков» не видели.
Зато увидели автомобили без водителей — в Ухане таких довольно много. Их можно узнать по массивному лидару на крыше и отсутствию человека за рулем. Причем сложилось впечатление, что ездят такие «беспилотники» только в определенной части города, не заезжая в центр.
Но вернемся к водителям. Допустимое содержание алкоголя в крови — 0,2 промилле. Штраф за езду в состоянии алкогольного опьянения — 2000 юаней (900 рублей) с лишением прав на год. При этом, как рассказал нам местный житель, в случае аварии пьяный водитель такими мерами не отделается, ему будет грозить уголовное наказание: «Могут и в тюрьму посадить, и вообще это позор на всю семью».
В Китае есть свой аналог обязательного страхования гражданской ответственности. Житель Уханя рассказал, что такой полис обходится ему примерно в 1000 юаней (450 рублей) в год. Есть лимит на возмещение причиненного технике вреда — 100 000 юаней. Сами китайцы считают, что это мало, такая сумма не покрывает всех расходов в случае аварии, поэтому часто к этой базовой страховке дополнительно берут каско.
Вы, возможно, слышали, мол, некоторые китайские автомобили после срабатывания подушек безопасности превращаются в «кирпич» и их путь лежит только на свалку. Сами китайцы при вопросе на эту тему смеются и говорят, что в таких случаях машины все-таки ремонтируют. Если есть каско — то у дилера, если нет — то в мастерских попроще. А если повреждения мелкие, до 1000 юаней, то никто даже не будет обращаться по страховке, потому что затем полис на следующий год будет стоить дороже. Плюс водители не хотят связываться со сложным оформлением.
Вдоль городских магистралей автомобили не ставят: если нет скромных по размеру наземных стоянок, их отправляют на подземные паркинги. А вот чем дальше от центра, тем свободы больше: ставят порой и в два ряда, и поперек, и вплотную к зданиям, столбам, мусорным бакам. Интересно, что некоторые машины прикрыты чехлами.
Китай стремительно мчится по тому же пути автомобилизации, который прошли западные страны. Сейчас все находится на этапе, когда машинам еще дан зеленый свет в городе, когда ради них строят скоростные магистрали через центр, огромные развязки и вместительные подземные паркинги.
Чтобы города не задыхались, приоритет отдается электрическим моделям и подключаемым гибридам с зелеными номерами. На них можно ездить каждый день (на обычных машинах в некоторых городах — только в отдельные дни, например четные или нечетные, в зависимости от последней цифры на номере). При регистрации таких автомобилей не нужно платить налог, а зарядка стоит на порядок дешевле заправки.
Нам привели в пример такие цифры: 95-й бензин стоит 9,3 юаня (4,2 рубля) за литр, а 1 кВт·ч энергии при зарядке ночью — всего 0,5 юаня. Условные 100 км пути в первом случае обойдутся в 93 юаня, во втором — в 10.
Так что выбор в пользу «электричек» очевиден, по крайней мере для городских жителей, способных позволить себе новую машину в кредит. Какие именно марки предпочитают местные автолюбители, мы уже рассказывали. Ну а если уровень доходов скромный, есть выбор среди малой техники.
Те, кто был в Китае лет 15—20 назад, говорят, что главное впечатление от заполненных скутерами и мопедами улиц того времени — постоянный шум от мотоциклетных моторов, запах бензина и масла, смог. Но сейчас совсем другое дело: мелкой техники стало меньше, а главное, теперь она электрическая, поэтому от нее уже ни шума, ни запаха. Хотя небо что над Пекином, что над Уханью не голубое, а желто-серое…
Скутеристам права не нужны, техника стоит недорого, в пределах 2000—7000 юаней (900—3160 рублей), а в часы пик пробираться по старым улицам получается быстрее, чем на автомобилях.
Кстати, при таком огромном количестве скутеров пресловутые электросамокаты на дорогах и улицах мы увидели лишь несколько раз, да и то только в Пекине. Моноколес или сегвеев вообще нет, электрические велосипеды — редкость. Видимо, все дело в том, что для повседневного использования удобнее все же скутеры. Ну а для «релакса» используются шеринговые велосипеды.
И если в Пекине еще ощущается некий порядок (все-таки скутеристы и велосипедисты едут по выделенным полосам или просто по правому краю), то в Ухане многие катят по тротуарам, а на дороге далеко не всегда придерживаются правой стороны. Про лихие же маневры на перекрестках мы уже рассказали — и так поступают в обоих городах.
Особая тема — перевозка на скутерах пассажиров, особенно детей. Ездить вдвоем или втроем — обычная практика. Причем если сами водители шлемы еще иногда надевают, то на пассажирах их в большинстве случаев нет.
За все время пребывания в стране мы не увидели на дорогах ни одной аварии, что даже странно с таким трафиком и весьма специфическим порядком. Но судя по существующим мировым рейтингам дорожной безопасности, Китай пока еще в роли догоняющего.
Выражаем благодарность импортеру Dongfeng и Voyah в Беларуси компании «Автопромсервис» за организацию поездки в Китай.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by