Еще лет десять назад мало кто слышал о BYD Auto, но в наши дни это крупнейший игрок на мировом автомобильном рынке. В 2023-м компания реализовала три миллиона гибридных и электрических моделей, попав в топ-10 мировых автопроизводителей, а по итогам текущего года может опередить Tesla по продажам электромобилей. Сегодня мы расскажем об основных вехах становления китайского бренда и его пути к успеху.
Официальная расшифровка аббревиатуры BYD звучит как Build Your Dreams («создай свою мечту» в вольном переводе). Но в одном из давних интервью основатель компании Ван Чуанфу в шутку обмолвился, что на самом деле это акроним от Bring Your Dollars («несите ваши доллары»). И да, Чуанфу давно стал миллиардером, а его компания как никогда близка к воплощению заветной мечты — стать производителем электромобилей номер один в мире.
Все началось в феврале 1995 года, когда Чуанфу, химик по образованию, зарегистрировал свою компанию по выпуску свинцово-кислотных аккумуляторов. На тот момент ее штат составлял 20 сотрудников, а капитал — 2,5 миллиона юаней (около 350 тысяч долларов по сегодняшнему курсу). В 1996 году BYD приступила к производству литий-ионных батарей для мобильных телефонов, позже организовав их поставки компаниям Motorola и Nokia. В автомобильный бизнес фирма пришла только в 2003-м.
Тогда Чуанфу прибрал к рукам обанкротившуюся государственную компанию Qinchuan Automobile — микрокар Qinchuan Flyer на основе Suzuki Alto превратился в BYD Flyer. Но первой моделью марки принято считать бюджетный седан F3 образца 2005 года, который одно время даже собирали в Таганроге на мощностях ТаГАЗа. В 2008-м дебютировал подзаряжаемый гибрид F3DM с электромотором и бензиновым двигателем в качестве генератора для подзарядки батареи. Впрочем, модель оказалась, мягко говоря, непопулярной.
Путь к процветанию, а попутно и активное освоение электромобильного сегмента компания BYD начала в конце нулевых годов. Произошло это во многом благодаря поддержке со стороны государства, активно субсидировавшего электромобильную отрасль. Но мало кто знает, что первоначальный импульс для взлета малоизвестной фирмы придал Уоррен Баффет, чья компания Berkshire Hathaway рассматривала BYD как перспективного производителя батарей для электрокаров, инвестировав в него около 220 миллионов долларов. Расчет оправдался: китайский бренд расширял присутствие в автомобильном бизнесе, его акции росли в цене.
В 2016 году в истории BYD началась новая глава — шеф-дизайнером компании стал Вольфганг Эггер, прежде работавший в Alfa Romeo и Audi. Не в последнюю очередь именно благодаря его стараниям новые модели BYD имеют вполне незаурядную внешность и не подражают автомобилям мировых брендов вроде Toyota или Ford (впрочем, с заимствований начинался весь китайский автопром).
Еще одним прорывом для BYD стали аккумуляторы серии Blade, выпуск которых начался в 2020 году, — они способствовали стремительному росту продаж электромобилей марки. Эта литий-железо-фосфатная батарея (LFP) отличается плотным расположением ячеек и высокой удельной емкостью, а вдобавок она более безопасная, чем привычные литий-ионные аккумуляторы (более устойчива к нагреву, короткому замыканию и возгоранию).
Весной 2021 года BYD произвела миллионный автомобиль. К тому моменту в вопросе электрификации машин компания успела набить руку: спустя год она объявила о прекращении выпуска чисто бензиновых моделей, целиком сосредоточившись на подзаряжаемых гибридах и электрокарах. Производство с тех пор наращивается семимильными шагами — прошлой осенью BYD рапортовала о выпуске 6-миллионного электрифицированного автомобиля!
Сейчас BYD производит две большие модельные линейки. Это Dynasty, модели которой именуются в честь великих китайских династий (например, Han и Tang), и Ocean (из этого семейства — хетчбэк Dolphin и седан Seal). Добавим сюда также продукцию дочерних марок Denza, Fangchengbao и Yangwang. К слову, электрокары китайского бренда скоро начнут собирать и в Европе — на мощностях нового завода в Венгрии, который должен заработать во второй половине 2025 года.
Повторимся: цель BYD — стать лидером на рынке электромобилей. В четвертом квартале 2023 года китайская компания уже смогла превзойти Tesla, которая пока остается самой популярной маркой электромобильного сегмента. Но в нынешнем году компания Илона Маска может утратить лидерство, отдав пальму первенства BYD, которая активно наращивает экспортные поставки своих машин. В 2023-м они разом увеличились на 334% (до 242 765 единиц) по сравнению с позапрошлым годом.
А ведь еще в 2011 году Маск в интервью Bloomberg попросту посмеялся над продукцией BYD. Теперь китайская компания едва ли не главный соперник Tesla. Кто же в итоге будет смеяться последним? Узнаем совсем скоро.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by