Ждать, продать, везти через юг. Специалисты о том, как быть с санкционными машинами

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский, архив Onlíner
09 июля 2024 в 7:42

Июнь оказался «веселым» месяцем для тех, кто собирался ввезти подержанный автомобиль в Беларусь через Литву. Сейчас без проблем пропускают только часть машин, а остальные нельзя экспортировать из ЕС в нашу страну. Какие пути выхода из создавшейся ситуации и как теперь будут везти «непроходные» варианты? Спросили у специалистов.

С 4 июня 2024 года Литва ужесточила контроль на таможне и, по сути, запретила экспорт в Беларусь автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра. До этого ограничения на вывоз автомобилей с транзитами ввели Польша и Латвия.

С 1 июля вступило в действие постановление Совета (ЕС) 2024/1865 от 29 июня 2024 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) №765/2006, касающийся ограничительных мер в отношении Беларуси.

Судя по размещенной в этом документе информации, помимо рабочего объема двигателя (свыше 1900 куб. см) будет учитываться и дорожный просвет — под запрет попадают автомобили с клиренсом, который равен или превышает 165 мм. Под клиренсом в данном случае понимается вертикальное расстояние между нижней частью шасси и дорогой.

Какие машины сейчас можно вывозить из ЕС в Беларусь, какие нельзя и как с ними в таком случае быть? Во что обойдется покупателю доставка «через юг»? Эти и другие вопросы Onlíner задал представителям компаний, которые помогают с поиском, покупкой и доставкой автомобилей из США, Европы и других стран и знают о ситуации не понаслышке.

Дмитрий Больдюсов, компания AutoGroup

Дмитрий обозначает основные моменты по последнему пакету санкций:

  • клиренс как определяющий критерий для автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра;
  • порог по стоимости в 50 000 евро для автомобилей и 5000 евро для мотоциклов;
  • запрет на экспорт вне зависимости от того, для ввоза или транзита, вне зависимости от типа пользователя (физлицо/юрлицо) и характера потребления (личное использование либо с целью реализации).

— Не менее интересной показалась оговорка, разрешающая ввоз товара в срок до 2 октября 2024 года по контрактам (в том числе по факту приобретения), заключенным до 1 июля 2024 года (момента вступления в силу спецпакета), — отмечает Дмитрий. — До конца не было понятно, как пользоваться данным документом, потому как по ряду вопросов все еще сохранялась возможность двойного трактования. Такие вопросы возникали не только у конечного потребителя (покупателя машины), но и у самого таможенного органа, а именно у сотрудников таможни в порту Клайпеды, равно как и у сотрудников таможенно-пограничной службы, ответственной за пропуск товаропотока. По этой причине было сформулировано обращение в Департамент таможни государства (Литва/Латвия/Польша) с просьбой о разъяснении последнего постановления с последующим доведением регламента процедуры экспорта при прохождении границы.

Третьего июля в распоряжении компании оказался документ с разъяснением последнего санкционного пакета, в котором сказано следующее. По контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года, экспорту подлежат:

  • автомобили с клиренсом до 165 мм вне зависимости от объема двигателя;
  • автомобили с клиренсом более 165 мм — с объемом двигателя до 1,9 литра.

Кроме того, подтвержден порог стоимости при экспорте и определены классы транспорта по типу двигателя.

Важно: по контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года, автомобили с объемом двигателя свыше 1,9 литра и клиренсом свыше 165 мм подлежат экспорту после 2 октября 2024 года.

— Такое решение не логично, потому как таких машин до 80% от общего объема груза. Если говорить об абсолютных величинах, то по разным оценкам объем груза в порту Клайпеды составляет порядка 1000 единиц (выгружено или ожидает выгрузки) и порядка 3000—4000 единиц находятся в пути в сторону порта Клайпеды (информация не является официальной и носит исключительно справочный характер, она получена в процессе общения с представителями порта).

Порт Клайпеды уже сегодня затарен практически полностью. И решение оставить 80% груза на хранение до 2 октября 2024 года является необдуманным и едва ли выполнимым. В этом случае порт может быть парализован грузом, который будет оставаться на складах до указанной даты, — поясняет собеседник.

— Каковы пути решения вопроса?

— Основной — это прямой путь через границу Литвы. Мы сражаемся до последнего и не теряем надежды на разрешение вопроса. Сейчас составляется новое обращение в Департамент таможни Литвы, МИД и Минюст от имени коммерческих структур Литвы, в котором будет описана общая ситуация, нелогичность предложенного решения и будет содержаться просьба разрешить экспорт автомобилей из порта по контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года вне зависимости от объема ДВС и клиренса, без необходимости хранения такого груза до 2 октября 2024 года.

Альтернативные пути решения:

  • доставка груза альтернативным маршрутом (Грузия / Турция / иные решения);
  • реализация груза на территории Литвы.

Цена альтернативного маршрута варьируется от 5000 до 7000 долларов и занимает от двух недель до двух месяцев в зависимости от выбранного коридора.

— С учетом высокой стоимости альтернативного пути доставки мы настоятельно рекомендуем все же сперва дождаться решения по основному маршруту и уже после этого принимать решение по возможному альтернативному пути, — добавляет специалист.

Перспективы направления ввоза автомобилей из-за рубежа видятся следующие:

  • седаны с объемом двигателя до 1,9 литра и стоимостью до 50 000 евро — прямой коридор;
  • автомобили старше пяти лет (в том числе премиальный сегмент) — прямой коридор;
  • кроссоверы и премиальная техника (до пяти лет) — через Турцию с более высоким чеком стоимости доставки;
  • иные решения, которые могут открываться по мере развития ситуации.

— Грузию мы не видим как основной коридор по причине недостаточных мощностей и низкой пропускной способности канала (порт / логистика / маршрут вывоза), а также ряда сложностей с оформлением документов, — говорит Дмитрий.

Максим Пархимович, компания WestMotors

— Какие автомобили сейчас реально вывезти из ЕС с минимальными проблемами?

— Самые лояльные требования — к автомобилям до пяти лет с объемом двигателя до 1,9 литра, к автомобилям с любым объемом, но старше пяти лет, а также к электромобилям и гибридам старше пяти лет. Все остальные категории, можно сказать, запрещены. По мнению литовской таможни, можно вывозить и эти машины, только для этого нужно иметь декларацию от производителя на разрешение сделки. Но кто же такой документ предоставит физическому лицу (покупателю)? Есть информация, что кто-то даже предъявлял такой документ, но его все равно разворачивали. Правда, это на уровне слухов.

Что касается постановления Совета (ЕС) 2024/1865 от 29 июня, то этот документ внимательно изучили и мы, и юристы. Известно, что этому регламенту уже стали следовать в Германии: немецкий таможенник при оформлении экспорта на автомобиль замерял клиренс. Дорожный просвет оказался больше, чем указанный в регламенте ЕС, но так как сделка была заключена до вступления в силу регламента, экспорт открыли. В Литве еще ни одного такого случая не было.

— Вы уже пробовали вывезти автомобили, приобретенные до 1 июля 2024 года?

— Машины, которые зависли в Клайпеде, находятся у таможенных брокеров. Для того чтобы мы могли забрать автомобили, они должны сделать транзитные декларации в литовской таможне. Для этого мы должны предоставить брокерам пакет документов, который передается в таможню. Так вот на этом этапе все и заканчивается, потому что санкционные машины не оформляют. И пока нам не известно ни одного случая, чтобы кому-то это удалось сделать.

Некоторые автомобили, которые получили транзитные декларации до 4 июня, не выпустили, автовозы вернулись на места загрузок в Клайпеду — и либо выгрузились, либо ожидают на стоянках. То есть даже оформленные до 4 июня машины (санкционные) не выпустили, несмотря на уже полученные документы на вывоз.

Есть ожидание, что если все-таки литовская таможня отреагирует на регламент, примет его к исполнению в части сделок, заключенных до 1 июля 2024 года, тогда, возможно, будет дан зеленый свет или открыт так называемый транзитный коридор на оформление этих автомобилей и тогда их вывоз будет лишь технической деталью.

— Как обстоит дело с доставкой через южные страны?

— Прорабатываются альтернативные маршруты, часть машин по нему уже поехала. Но не для всех автомобилей стоимость такой логистики экономически целесообразна.

Сухопутный путь через Грузию на автовозе обходится минимум в 5000 долларов по курсу, а по факту — в 5500—6000 долларов.

Стартовые цены не всегда являются теми, за которые в действительности можно привезти машину. Мы озвучиваем клиентам лишь проверенную и достоверную информацию, основываясь на своей работе и опыте.

— В данном случае речь идет о вывозе тех машин, которые уже находятся в Клайпеде. А если говорить о будущих заказах из США с прямым направлением в Грузию?

— Да, это реально. Если автомобиль потенциально санкционный с точки зрения литовской таможни (с двигателем более 1,9 литра и младше пяти лет, электрический или гибридный младше пяти лет), мы его рекомендуем сразу отправлять в Грузию. Это, во-первых, примерно на 2500 долларов дешевле, чем везти его из Клайпеды по южному маршруту, а во-вторых, безопаснее: нет риска, что он зависнет на таможне.

— Через Грузию поехали именно дорогие машины?

— Да, речь идет об автомобилях, которые целые, на ходу, куплены на лизинговых аукционах или на аукционах целых машин. Для них переплата в 4000—5000 долларов не так страшна. Как правило, это автомобили более дорогого сегмента. К тому же они определенно подорожают на нашем рынке.

— Один из путей решения проблемы для тех, чьи машины сейчас застряли в Клайпеде, — их продажа прямо в Европе. Это рабочий вариант?

— На самом деле это не самая простая задача. Во-первых, для того чтобы продать машину там, ее нужно растаможить на ЕС. Это 31% от стоимости. Во-вторых, реализация в Европе битого автомобиля — это не самый изученный вопрос, скажем так. Далеко не все будет ликвидным. 

Уже есть предложения по выкупу таких автомобилей. Ради спортивного интереса мы обращались к этим компаниям. Они предлагали минус 30—40% от стоимости выигранной на аукционе машины. Например, человек потратил около 10 000, а ему предлагают только 6000.

— Подытожим. Как вы сейчас работаете со свежими заказами?

— Если автомобиль не санкционный, он по-прежнему оформляется на Клайпеду. Если «непроходной» со стороны Литвы, тогда прямая поставка в Беларусь через Грузию. Этот маршрут уже отработан, им пользовались в 2022 году, когда машины зависли в США. Он обойдется на 2500 дороже, чем США — Литва — Беларусь, но на 2500 дешевле, чем через Клайпеду, а затем по южному маршруту.

Если говорим про автомобили до пяти лет, важно убедиться, что двигатель — чисто бензиновый или чисто дизельный, даже без мягкого гибрида. Если в документах будет указан гибрид, а возраст до пяти лет, ни Литва, ни Латвия, ни Польша его не выпустят.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

Покупайте в Каталоге Onlíner в рассрочку на 5 месяцев без первого взноса


• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.

> Перейти в Каталог