КРАСНОВ

«Есть такие водители: им как ни сделай — все плохо». В Минске переделали два проблемных перекрестка — стало лучше?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
18 070
08 ноября 2024 в 8:00

Дороги в большом городе всегда на виду. Если где-то что-то организовано неудачно — об этом знают сразу много людей. Точно так же и с позитивными изменениями: что-то где-то улучшили — и все сразу в курсе. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы отправились осмотреть два перекрестка, где сравнительно недавно была изменена организация дорожного движения. Стало лучше или изменения были напрасными?

Съезд на трассу Колодищи — Заславль

На трассе Н-9031 Колодищи — Заславль мы с Красновым были в мае — говорили о том, что дорога эта хорошая и для Минска весьма полезная, но нуждается в некоторых улучшениях, в том числе в реорганизации дорожного движения на двух-трех перекрестках. И изменения произошли. Летом трассу реконструировали, заменили асфальт на самых проблемных отрезках. И на съезде с проспекта Независимости вместо обычного перекрестка появился круговой. Разумеется, мы не могли оставить это без внимания.




Нужно отметить, что перекресток этот непростой. Два направления, связывающие его с проспектом, имеют одностороннее движение, два других — двустороннее. При этом есть явная зависимость интенсивности движения от времени суток. Плюс движение общественного и грузового транспорта через перекресток вносит свои особенности.

— Круг — это однозначно очень классное решение, — заявляет ведущий рубрики. — Ты подъезжаешь и точно знаешь, что нормально выедешь: по очереди, аккуратно. Но основная проблема любых перекрестков — это водители, которые пытаются быстрее выскочить на круг. Они видят, что у них есть возможность выезда, и они торопятся. А ведь поведение должно быть иным.

Со всех сторон висит знак «Уступить дорогу». Замедляйся, снижай скорость, чтобы дать кому-то возможность выехать. 

У нас слишком много тех, кто, наоборот, едет так, чтобы не дать кому-нибудь проехать перед собой. Выехал человек на круг — ну пропусти. Нет, будут сунуться, сигналить, конфликтовать. Ревнивцы за рулем.


Транспорт на этот круговой перекресток попадает с трех сторон. Первая — проспект Независимости: сюда спускаются автомобили, которые едут со стороны Колодищей. И у водителей, как правило, два варианта. Первый — налево, в Военный городок и микрорайон Великий Лес, сюда проложен автобусный маршрут, часто ездят «гармошки». Второй вариант — направо, в Копище, «Новую Боровую» и дальше вплоть до Заславля.

Другое направление — из Великого Леса: машины едут либо прямо, на Заславль, либо налево, на проспект, в сторону центра. Еще одно — со стороны «Новой Боровой», откуда машины либо поворачивают направо, на проспект, либо едут прямо, в Военный городок.


— Чего не хватает, так это отдельных полос для поворота направо: со стороны проспекта и со стороны Копища. Это бы сильно разгружало перекресток, автомобили бы просто поворачивали, никому не мешая, — отмечает Краснов. — Трудно сказать: возможно, это в планах у дорожников, а может быть, им мешают световые опоры, которые здесь подступают близко к перекрестку.

При этом движение по кругу организовано по одной полосе. Инструктор одобряет, но необходимо, чтобы все водители при этом вели себя корректно.

— Вот BMW поехал: перестроился так, будто здесь выезд из двух полос. И это типичная ситуация, но некрасивая: ты и так смотришь за обстановкой, а тут у тебя сбоку появляется машина, которую ты должен контролировать. Зачем создавать проблемы другим? Это не по-джентльменски, — замечает преподаватель.


Труднее всего, когда перекресток проезжает фура или тот самый удлиненный автобус. Сначала такой транспорт подолгу ждет возможности выехать на круг, затем поворачивает — а автобусу нужно поворачивать налево, это самый затяжной маневр. И все ждут, пока он проедет, даже те, кому нужно поворачивать направо. В общем, круг появился, но некоторые проблемы остались.

— Важно, что ситуация стала менее напряженной, чем была, — делает вывод Краснов. — Да, не идеально, да, можно придираться, но подвижки есть. И стало лучше — это главное. Дальше осталось только допилить, сделать идеально.


МКАД — Байкальская

Еще один перекресток с нюансами — съезд с МКАД на улицу Байкальскую.

— Самое напряженное направление здесь — со стороны МКАД, — говорит Виталий Жуковский, коллега и напарник Юрия Краснова, ездящий здесь довольно часто. — Выехать всегда трудно, потому что через круг идет большой поток машин. 

— Тут распределили потоки, — задумчиво констатирует ведущий рубрики, выезжая на круг. — И нанесли разметку так, что не ясно, как ехать... С первого раза и не разберешься.


И Краснов проезжает круг не вполне уверенно, что бросается в глаза. Уж очень редко такое бывает.

— Так, давайте разбираться, — инструктор разворачивается и вновь приближается к перекрестку, полный решимости. — Есть знаки, есть разметка, хотя попробуй в ней разберись, уж очень ее здесь много.

В общем, все примерно так: если нужно ехать прямо — держись правой полосы, если налево — левой. Для поворота направо, к слову, есть своя полоса, что очень удобно.

— Сумбурный круг, машин много, по две полосы движения. Я бы, конечно, сделал по одной. Потому что когда по одной полосе — круг безопаснее. По две — тоже хорошо, но больше транспорта одновременно на кругу. Здесь к тому же много грузового транспорта — возникают опасные ситуации, — констатирует преподаватель. — Знаки есть, расположены нормально, но не все на них смотрят. Плюс многие разметку соблюдают не строго. Грузовик — ладно, ему сложно вписаться. А легковым что мешает?


Позже мы взглянули на перекресток сверху, как бы со стороны. И стало понятно, почему многие срезают траекторию и не стремятся строго придерживаться разметки.

— Две полосы, ты боишься, что будет конфликт с тем, кто едет сбоку от тебя. Каждый понимает, что, если поедет строго по разметке, может в бок получить, поэтому все едут как бы в один ряд, — отмечают оба инструктора. — И, что интересно, каждый показывает левый указатель поворота, выезжая на круг. По ПДД этого можно и не делать, но никто не хочет попасть в опасную ситуацию.


А опасные ситуации здесь происходят, и даже случаются аварии. Последствия одной из них видел сам Краснов.

— Мне показалось, что такси хотело из левой полосы проехать по прямой, а другой водитель решил, что оно пойдет по кругу. И произошло столкновение. В общем, перекресток здесь с нюансами, нужно к нему привыкнуть, — говорит ведущий рубрики.

Посмотрели еще.

— Основная проблема — в самих водителях. Если перевоспитать людей, которые выскакивают на круг на скорости, потому что у них преимущество, — не будет никакой проблемы, — считает Краснов. — Круг чем хорош: все машины, которые к нему подъезжают, двигаются примерно с одной скоростью. И можно так скооперироваться, что никто и никому не будет мешать. Один будет ехать по кругу, другой выезжать, третий подъезжать — и все будет нормально.

— Вопрос в воспитании — это тоже элемент подготовки. Водителей нужно лучше готовить, начиная с автошкол, — отмечает Жуковский.

— Есть такое правило безопасности: если перед тобой кто-то пытается выехать и не успевает, а у тебя преимущество — дай ему выехать, помоги человеку. А у нас водители думают только о себе, — в один голос говорят инструкторы.


— У меня есть курсантка, которая приехала из Канады. И он мне говорит: «Объясните, почему мне в Канаде говорили всем уступать, а здесь, в Беларуси, инструктор учит, мол, газуй, у тебя преимущество». Это вопрос к таким инструкторам, — добавляет Краснов.

— Я иногда подъезжаю к кругу, вижу машину, которая приближается, но она почему-то снижает скорость, пропускает меня. А могла бы спокойно ехать — я был готов пропустить, — рассказывает Жуковский.

— Разные люди по-разному воспринимают ситуацию. Один — шустрый — проскочит, даже если ты не хотел его пропускать. А другой, имея полное право проехать, тормозит, — разводит руками ведущий рубрики.


Еще одна особенность этого перекрестка — пешеходные переходы и «лежачие полицейские» расположены фактически вплотную.

— Мне нравятся «лежачие полицейские» перед въездом на круг. Это заставляет снижать скорость, и тогда водитель по-любому оставит возможность другому выехать, не станет торопиться выскочить, — говорит Жуковский.

— Да, это работает. Потому что у нас каждый считает своим долгом ускориться и не дать тебе выехать, ведь у него же преимущество! — отмечает Краснов.

— Я думаю, «лежачие полицейские» процентов на 70 решили бы эту проблему, — продолжает Жуковский. — Причем нужно устанавливать их пораньше, чтобы другой водитель видел, что выезжающий с другого направления снижает скорость и есть возможность проехать. Иначе возникает ситуация, когда автомобиль на скорости приближается к кругу и другие водители останавливаются, потому что не понимают, будет он тормозить или нет.



Конкретно здесь еще и пешеходные переходы широкие. Водители останавливаются перед «зеброй», потом, проехав ее, газуют. А по кругу уже кто-то едет — это вносит ненужную сумятицу.

— С одной стороны, здорово, что здесь сделали круг. А с другой — остается чувство опасности от этого круга, слишком все насыщенно, слишком интенсивное движение, — озвучивает свое мнение ведущий рубрики.


«Новая Боровая». Пока не круг, но с попыткой решить проблему

Еще один перекресток, который мы рассматривали в наших «Разборах с Красновым» и о котором говорили как о первостепенном кандидате на реконструкцию, — пересечение улиц Братьев Райт и Николая Камова в «Новой Боровой». Напомним, в октябре здесь случилось резонансное ДТП: на нерегулируемом пешеходном переходе 21-летний водитель Renault сбил двух пешеходов. Да и вообще перекресток имеет дурную славу: за недолгое время здесь случилось как-то подозрительно много аварий.


Возможные решения проблемы, которые напрашиваются, — установка светофоров либо создание кругового перекрестка. Но это предполагает достаточно масштабные работы. Местные жители уже писали в райадминистрацию, но если серьезные подвижки и будут, то наверняка не раньше следующего года. А ДТП с пострадавшими поставило вопрос ребром: это самый небезопасный перекресток в «Новой Боровой» — что делать?

И появились «лежачие полицейские». Когда-то их установили на неглавном направлении, а теперь искусственные неровности есть и на главной дороге с обеих сторон.

— Ну что ж, констатирую, что это попытка решить проблему. Вариант хоть и временный, но классный. То есть не стали откладывать в долгий ящик, ждать финансирования, а быстро сделали то, что могли, и то, что реально отразится на дорожной безопасности, — считает ведущий рубрики.


Возможно, это не то, чего ждали местные жители, но ситуация на перекрестке действительно стала спокойнее — это нужно признать.

— Все беспокойство здесь было от тех, кто слишком торопится и не смотрит по сторонам. Да, есть вопросы с обзорностью, прочие нюансы, но если действовать осторожно и быть внимательным — проехать здесь можно было. Осторожными были не все, что рождало проблемы. Теперь — всё, в аварию не попадешь, так как нужно почти до нуля скинуть скорость — у тебя забор посреди дороги, — говорит Краснов.

— Что ж, лучше так, чем никак, — отвечает ему Жуковский.


В процессе разговора наблюдаем, как один из водителей резко выворачивает в сторону, чтобы объехать искусственную неровность по встречной полосе. Ищет человек, чем заполнить послужной список, не иначе.

— Есть те, кому как ни организуй дорожное движение — все не так. Именно такие люди объезжают «лежачего полицейского» по встречной, — строго замечает Краснов, глядя этому водителю вслед.

— Дуракам закон не писан, — Жуковский выражается еще проще.

— А если и писан, то не понят, — дополняет его коллега.

— А если понят, то не так.


Выбор покупателей
зимняя, готова к применению, температура применения -25°C, производитель: Беларусь, 4 л

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by