КРАСНОВ

Проклятый перекресток? Самое аварийное место самого продвинутого района

6696
11 октября 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Проклятый перекресток? Самое аварийное место самого продвинутого района

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Неделю назад в «Новой Боровой» случилось резонансное ДТП: на нерегулируемом пешеходном переходе 21-летний водитель Renault сбил двух пешеходов. Тут же была опубликована запись с камеры видеонаблюдения: настолько жесткая, что YouTube установил возрастное ограничение, — пешеход, 17-летняя девушка, буквально подлетела над автомобилем. Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, будем обсуждать, как такое могло случиться в современном районе с, казалось бы, продуманной организацией дорожного движения.

ДТП на пешеходном переходе

Третье октября, на часах чуть за 20:00. На улице темно, к тому же погода плохая: то ли морось, то ли нет. По нерегулируемому пешеходному переходу в районе пересечения улиц Братьев Райт и Камова в Копище — район «Новая Боровая» — идут парень и девушка. На записи видно, что, когда они выходили на проезжую часть, на перекрестке не было автомобилей, которые бы ехали в их направлении. Затем появляется Renault. По какой-то причине водитель не останавливается и совершает наезд.

«Он ведь мог затормозить, просто спокойно снизить скорость»

Мы встретились с Павлом, отцом пострадавшей девушки, и расспросили его о случившемся.

— Дочери 17 лет. В этом году закончила школу, поступила в колледж, одновременно с этим начала работать. В тот вечер она гуляла с другом, они переходили по переходу, где прежде ходили сто раз. Смотрели на дорогу, ну настолько, насколько подростки вообще это делают. Хотя — я размышлял об этом — расстояние до автомобиля явно было таким, что и взрослый бы пошел, не заподозрив неладное. Парень рассказывал нам, что, перед тем как выйти на дорогу, он смотрел по сторонам и видел машину в районе остановочного пункта по улице Братьев Райт — это достаточно далеко, — вспоминает мужчина.

Почему водитель не затормозил, не пропустил пешеходов? Это не укладывается в голове у отца сбитой девушки.

— Он ведь мог затормозить, причем не резко, не экстренно, просто спокойно снизить скорость и пропустить их, — задумчиво произносит Павел.

От недостатка проверенной информации в ход идут версии. В Renault на пассажирском сиденье была девушка: может быть, молодой водитель отвлекся на нее? На заднем сиденье этой машины был кофр службы доставки: курьер торопился на заказ? Справа, как раз там, откуда выходили пешеходы, расположена мастерская детейлинга с яркой вывеской: может быть, мокрое стекло забликовало и как-то помешало водителю вовремя увидеть людей?

— Я проезжал потом через этот перекресток, пытался понять. Там быстрее 40 км/ч и не поедешь, по крайней мере местные, я думаю, не ездят. Но если кто-то случайный, кто не понимает всех особенностей... — продолжает мужчина.

— Как вы узнали о произошедшем?

— Позвонили родители парня, с которым гуляла моя дочь. Я так понимаю, в момент ДТП он шел чуть впереди и его зацепило больше по касательной. На записи видно, что он сам поднялся на ноги. Его родители, так совпало, недалеко были, отец сам стоял на переходе через заславскую трассу (Н-9031 Колодищи — Заславль. — Прим. Onlíner). Он прибежал, вызвали скорую. Она очень быстро приехала, буквально за 5 минут. Мы тоже прибежали, благо было недалеко, — рассказывает Павел.

Девушке досталось сильнее.

— Она потеряла сознание. Такой кульбит — еще бы, — качает головой отец. — Медики оказали помощь, повезли в больницу, там выполнили все необходимые процедуры. В конце концов нам предложили выбор: или она остается в больнице, или можно забрать ее домой. Какого-то специфичного лечения нет: на плече гипс — понятно, что если можно находиться с этим дома, то это гораздо лучше.

Первые дни были самыми тяжелыми. Кроме плеча были травмированы ноги.

— Поначалу она совсем не могла ходить. Теперь понемногу пробует, но сильно хромает. Как нам сказали, на восстановление потребуется несколько недель — это точно, — продолжает собеседник. — Дочь немного в прострации: что-то помнит, что-то нет, в чем-то путается.

«Некоторые привыкли уступать только тому пешеходу, который перед ними»

— По сути, это очень спокойный перекресток, его можно назвать малоинтенсивным, — анализирует ситуацию на месте Юрий Краснов. — Но малая интенсивность движения как раз и способствует аварийности, потому что люди чувствуют себя расслабленными. Плюс нужно понимать, что очень многие ездят здесь постоянно. Это местные: они привыкают к тому, что в какое время ни проезжай — машин практически нет. Но один раз нет, другой раз нет, а в третий раз будут. Расслабляться нельзя.

За рулем Renault был молодой водитель, об уровне его подготовки мы ничего не знаем.

— Он не учел, что, подъезжая к перекрестку в темное время суток, еще и в сложную погоду, нужно быть осторожным. Раз нерегулируемый перекресток, значит, перед тобой и нерегулируемые пешеходные переходы. Значит, ты должен, подъезжая, заранее снижать скорость и смотреть, нет ли пешеходов. Не сначала смотреть, где пешеходы, и потом замедляться, а сразу притормаживать. А у нас некоторые водители привыкли уступать только тому пешеходу, который перед ними уже вышел на дорогу, — продолжает инструктор.

Ведущий рубрики подчеркивает: такое ДТП могло случиться на любом пешеходном переходе. Но есть и свои нюансы.

— Водитель ехал по улице Братьев Райт. Дорога имеет небольшой изгиб, но обзор у него не был закрыт. Я считаю, что мы говорим о неверных действиях автомобилиста, о его недостаточных навыках. Он сбил пешеходов за перекрестком. И это тоже типичная история: многие водители кое-как контролируют ближайший переход и затем, когда его проезжают, мысленно переключаются. Если впереди, на перекрестке с заславской трассой, горел зеленый свет или, не дай бог, мигал, водитель уже мысленно мог быть там. Он же на главной, никому уступать не нужно — возможно, хотел успеть. А про пешеходов не подумал — это не исключено. Плюс темнота — еще один фактор. Итого: несколько факторов сложилось вместе. Достоверно мы не знаем, но можем предположить это. Спешка, невнимательность, условия — и вот результат, — размышляет преподаватель.

ДТП с велосипедистом

Это первое настолько серьезное ДТП на этом перекрестке на памяти у местных. Были и другие. Много аварий с участием только автомобилей — об этом поговорим немного позднее. А недавно было еще происшествие иного толка: водитель сбил на переходе велосипедиста.

— Я как-то разбирал похожее ДТП, — отмечает Краснов, просматривая видео. — Одна машина внезапно тормозит на перекрестке, другая тормозит за ней, успевает. Первый водитель уезжает, а второй, вместо того чтобы контролировать обстановку вокруг, возобновляет движение, глядя вслед первому авто и что-то там выкрикивая. И сам сбивает пешеходов. Здесь тоже могло быть что-то подобное. Водитель видел, что машина перед ним поворачивала, отвлекся на нее и не заметил, как подъехал велосипедист. Но хорошо, что эта поворачивающая машина перед ним вообще была: она заставила второго водителя снизить скорость.

— Даже по главной нужно подъезжать, снижая скорость, и проверять, что тебе уступают. А не лететь, потому что у тебя знак. То же и в случае с пешеходным переходом: нужно не лететь, потому что ты такой быстрый или никого не видишь, а снизить скорость и убедиться, — подчеркивает инструктор.

Многие местные, кто хорошо знаком с обстановкой, подчеркнуто небыстро проезжают такие перекрестки в «Новой Боровой».

— Здесь велодорожки, велосипедисты, люди на электросамокатах. Никто не смотрит, все расслабленные, им можно не спешиваться, а про скорость пешехода они не думают. Лучше перестраховаться, — говорят такие водители.

— Тут, если честно, весь район можно со всех сторон завешать знаками «Зона 30». И пусть водители ездят со скоростью 30 км/ч. Потому что весь жилой массив — это территория, где нельзя быстро ехать: либо взрослые ходят, либо дети выбегают, самокатчики, велосипедисты, машины выезжают, — ведущий рубрики предлагает радикальное решение вопроса.

Но больше похоже, что район пошел по другому пути.

— Широкие дороги понаделали — зря. Окружная дорога новая, возле открывшейся школы: скоростная, с изгибом, широкая, столбы вдоль нее, — вы понимаете, к чему клонит Краснов?

Проклятый перекресток?

Перекресток улиц Братьев Райт и Камова, где сбили пешеходов, и раньше имел дурную славу. Мы писали о нем два с половиной года назад: уже тогда местные жители жаловались, что машины на нем бьются с пугающей регулярностью — нужно что-то делать.

Сделали — установили «лежачих полицейских». Помогло лишь отчасти.

— Смотрите, на переходе вечером сбили людей, а уже на следующее утро на этом же перекрестке столкнулись три автомобиля. Представляете? Не два даже, а сразу три! — рассказывает нам Артем, живущий в доме недалеко от этого места. — Те, у кого окна выходят на перекресток, говорят вполне всерьез, что можно заваривать чай и садиться у окна — считать аварийные ситуации.

Искусственные неровности установили на второстепенной дороге, на улице Камова. Конечно, до этого аварии происходили чаще. Но и с этой мерой проблема не искоренилась полностью.

— Я думаю, без «лежачих» ДТП случались бы чаще, — замечает Краснов. — Но только их мало. К тому же «лежачего полицейского» некоторые объезжают по встречной, что только добавляет опасности.

Местные уже стали поговаривать, что перекресток чуть ли не проклят. Тем более рядом мемориал времен войны.

— Перекресток не выглядит ни сложным, ни загруженным. Но место нехорошее. Дорога прямая, перекресток этот маленький. И почему-то много людей, которые не видят друг друга, — подтверждает без излишнего драматизма инструктор.

Определенные трудности создает рельеф: главная дорога — улица Братьев Райт — имеет уклон на отрезке между перекрестком с улицей Камова и перекрестком с заславской трассой. Это приводит к тому, что, во-первых, автомобили, которые едут со стороны улицы Авиационной, хорошо видят светофор на пересечении с трассой и иногда разгоняются, чтобы проскочить. Во-вторых, машины, движущиеся в противоположном направлении, до последнего бывают скрыты уклоном: их далеко не сразу увидишь со второстепенной дороги. Имеют значение и дополнительные факторы вроде ограждения и высаженных вдоль проезжей части кустов — все это ухудшает обзор.

Вместе с Юрием Красновым мы проехали перекресток со всех направлений. Действительно, если ехать по улице Камова — второстепенной дороге — со стороны кругового перекрестка с Авиационной, машины на главной сложно разглядеть из-за посторонних объектов. Если подъезжать с противоположной стороны — их до последнего не видно из-за уклона дороги, машины на главной видны уже тогда, когда проезжаешь искусственную неровность и готовишься выехать на перекресток. И у водителей на главной, по сути, те же трудности.

Это дополнительные факторы, влияющие на ситуацию, но ведущий рубрики настаивает на том, что нельзя все сваливать только на них.

— Давайте честно: здесь пространства все равно достаточно, чтобы снизить скорость, остановиться и проверить обстановку столько раз, сколько тебе требуется. Но за рулем встречаются, скажем так, водители с недостаточным уровнем мастерства. И странное убеждение, что раз они ничего опасного не видят, то ничего опасного и нет. И вот такие водители подъезжают к перекрестку, не снижая скорости — они же ничего особенного не видят. А кто-то уже смотрит на светофор на следующем перекрестке, переключил внимание и не видит, что творится у него под носом, — отмечает преподаватель.

Кстати, Краснов сам попадал здесь в опасную ситуацию.

— Я однажды ехал в горку, а слева по второстепенной подъезжала женщина. Причем она снизила скорость, потому что у нее неровность, но все равно умудрилась выехать под меня, пришлось тормозить, — он показывает видео.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

— У разных водителей разная логика. Есть те, кто понимает, что нужно десять раз все перепроверить. Такие реже попадают в неприятности, у них выработана правильная привычка. А есть те, кто один раз глянул — и все. Или даже не глянул, или в телефон свой смотрит, а не на дорогу. Как меня на днях таксист вез: у него навигатор заглючил, и он весь ушел туда, в экран. У него машина уже на бордюр заехала, а он все что-то тыкает. И я сижу и гадаю, как же он меня дальше повезет. И таких водителей много. Просто не все попадают в ДТП — кому-то везет, — разводит руками инструктор.

— Бьются люди, которые умеют смотреть, но не умеют видеть.

Что делать?

Артем из «Новой Боровой» рассказывает нам, что после ДТП с пешеходами жители собирали подписи под обращением в ГАИ. Около 200 человек подписались под просьбой оценить аварийность этого участка дорожной сети и принять меры для улучшения ситуации.

— Ситуация на переходах и здесь, и чуть поодаль, по улице Братьев Райт, будет ухудшаться. Не решен вопрос с парковкой: вдоль проезжей части запретили парковаться, но многие все равно оставляют машины. Бесплатную парковку закрыли шлагбаумами, это только усугубило ситуацию. Плюс скоро рядом откроется поликлиника: причем и детское, и взрослое отделение — трафик станет более интенсивным, — отмечает Артем.

Предложения два: либо установка светофора, либо организация перекрестка с круговым движением.

Краснов за круг. Но есть нюанс. Перекресток маленький, кружок тоже получится маленький. А здесь проезжает автобус-гармошка — не впишется.

— Можно сделать островок, обозначив его только разметкой, и автобус сможет поворачивать через островок — есть примеры такой организации движения, — предлагает ведущий рубрики.

— Что помешает всем остальным летать через этот островок по прямой: нарочно или с непривычки?

— Как показывает практика, не летают. В Минске есть перекрестки, где нанесена только разметка, и все равно по ней никто не ездит, — говорит инструктор. — Тоже странно: рядом круговой перекресток с Авиационной — как я считаю, слишком большой. А здесь, где по объективным причинам нужен круг, для него не хватает места.

— Светофор вам кажется менее действенной мерой?

— Светофор — ну не знаю. Интенсивность движения здесь все-таки низкая.

И все же в первую очередь преподаватель призывает задуматься об уровне подготовки водителей.

— Да, обзор со второстепенной хуже. Но я же снижаю скорость, чтобы проверить, нет ли пешеходов. Есть искусственная неровность. И в момент, когда я хорошо вижу дорогу, я могу реагировать на ситуацию, я не выезжаю бездумно. Под меня даже если кто-то поедет, я успею притормозить, — отмечает он. — Я еду, мне всегда надо посмотреть, чтобы пешеходов не было. Два раза, три раза посмотрел: никого нет — я поехал. Чаще всего достаточно выполнять лишь элементарные требования, тогда все остальное будет не важно.

Очень часто для того, чтобы случилось ДТП, нужно, чтобы ошиблись двое. Достаточно одному проявить благоразумие и осторожность, и тогда он сможет подстраховать другого, как бы исправить его ошибки. 

— А еще нужно как-то исправлять свой менталитет. У нас же все торопятся, даже если им никуда не надо. Нас приучили поторапливаться, потому что ты всегда кого-то задерживаешь, кому-то надо быстрее. Не надо так — от этого всем только хуже, — призывает Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by