КРАСНОВ

«Ну почему же сразу свинство?» Как реагировать, если под вас выезжают со второстепенной

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
13 986
10 января 2025 в 8:00

Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем, как одно неловкое действие на дороге может повлечь аварийную обстановку или даже ДТП. И как то же неловкое действие может быть ошибочно воспринято окружающими как откровенное хамство, хотя реальная причина, возможно, куда банальнее и кроется совсем в другом.

Один не пропустил другого

Для примера возьмем ситуацию, которая произошла 30 декабря около полудня на улице Неманской в Минске. Водитель автомобиля Volkswagen (такси) выезжал со второстепенной дороги на главную в непосредственной близости от автора видео, который имел преимущество. Тому пришлось спешно тормозить, чтобы избежать столкновения.

«Свинство на дороге, — высказался автор видео. — Были сантиметры до ДТП. Я тормозил в пол. Сигналить начал заранее. Volkswagen маневр продолжил, а потом даже не притормозил и не извинился. Просто скрылся впереди, а я так и остался стоять заглохший посреди дороги».

Поехал не глядя

Оценивая дорожную ситуацию, нужно принимать во внимание все обстоятельства. Вот, к примеру, зеленый микроавтобус, который двигался перед автомобилем автора видео: в конфликте он не замешан, но оказал на произошедшее самое непосредственное влияние.

— Этот микроавтобус закрывал обзор и водителю такси, выезжавшему со второстепенной, и автору видео, — указывает Юрий Краснов. — То есть таксист выезжал на главную фактически не глядя: он решил, что за микроавтобусом никого нет. А ему бы подождать, пока дорога освободится, и все перепроверить.


Можно предположить, что и автор видео, совершая перестроение, из-за того же микроавтобуса не видел автомобиль, который собирался выехать со второстепенной дороги.

— Мы все-таки не можем его за что-то упрекать, потому что ничего плохого он не сделал. Ну перестроился в последний момент, уже у разделительной линии — ничего такого, — отмечает инструктор. — Да, он мог немного подождать, чтобы точно так же увидеть всю обстановку, получить лучший обзор. Ему именно в том месте не обязательно было перестраиваться: исходя из его последующего маршрута, он мог перестроиться дальше. Но именно мог, а не должен был — сам бы избавил себя от возможных трудностей.

Кстати, была версия, что автор видео своим маневром ввел таксиста в заблуждение: тот мог решить, что автомобиль с главной будет поворачивать направо, на второстепенную. И все же это не оправдывает его действий.

— Действия водителя такси не верны, а ведь мы же знаем, каким высоким уровнем подготовки должны обладать водители такси. Получается, есть пробелы в понимании теории возникновения аварийных ситуаций. Он должен был учитывать, что микроавтобус закрывает обзор и за ним может ехать другая машина. Причем в такой ситуации нельзя ни выезжать перед микроавтобусом, ни ехать сразу за ним. Единственно верное решение — подождать, пока дорога станет свободной, — говорит ведущий рубрики.


«Ну почему же сразу свинство?»

Примечательно то, что сама ситуация для большого города ничуть не уникальная. Любой проблемный выезд с ограниченным обзором, габаритный транспорт, мешающий оценить обстановку, — и начинаются трудности.

— Одному очень нужно было именно там перестроиться, а другой решил, что ему можно выезжать, — так совпало. И таких ситуаций на дороге происходит очень много, — продолжает Краснов. — Что меня расстраивает, так это то, что люди у нас сразу дают оценки, развешивают ярлыки. «Свинство на дороге!» Да где же тут свинство? Это обычная неловкая ситуация, когда люди друг друга не видели и начали одновременно совершать какие-то действия.


Бывало у вас такое: идете, например, по магазину, только заворачиваете за угол — а вам навстречу кто-то другой выходит? Не заметили друг друга и чуть не столкнулись — разве это свинство? Всем понятно, что это случайность. А почему на дороге иначе?

— Все мы ежедневно попадаем за рулем в какие-то нестандартные ситуации, на которых в конечном счете учимся. И я тоже в такие ситуации попадаю, просто у меня опыт большой, я могу быстро исправить ошибки — и свои, и чужие — и избежать неприятностей. Но так умеют не все, нужно понимать это и не считать любую неловкость свинством, — настаивает преподаватель.

Из недавнего: читатели наверняка помнят нестандартный перекресток Логойского тракта, улицы Седых и улицы Гамарника в Минске. Он в прямом смысле кривой: две встречные дороги как бы не совпадают, нужно менять направление движения на перекрестке. Краснов об этом знает.

— Я выезжаю с улицы Гамарника, мне нужно поворачивать налево, и мне буквально в нос выезжает машина, еще и сигналит. Неловкая ситуация: человек не разобрался. В конце концов понял и объехал меня там, где должен был ехать изначально. Но я его не осуждаю, я просто спокойно подождал. И мне все равно, что он про меня сказал или подумал, — это его личные проблемы, — отмечает ведущий рубрики.


Так происходят аварии. Типичные сценарии

Достаточно понаблюдать некоторое время за любым дворовым выездом на загруженную улицу — и станет понятно, что сложные ситуации там возникают регулярно. Кто-то кого-то не заметил, не пропустил, ошибся.

— Мы разбираем ситуацию, когда водитель решил выехать со второстепенной сразу за проехавшим автомобилем. Но точно такая же ошибка — пытаться проскочить перед этой машиной. Такой резкий водитель пытается проскочить перед условным микроавтобусом, а в этот момент другой автомобиль этот микроавтобус опережает и тоже перестраивается. Снова никто никого не видит, снова риск происшествия. Поэтому мы говорим о том, что нельзя выезжать ни перед другой машиной, ни сразу после. Пропусти и перепроверь, что вообще происходит вокруг. Другие водители не могут заранее знать о твоем присутствии и о твоем намерении выехать, если они тебя не видят. Но ты же на второстепенной, значит, смотри по сторонам, — предупреждает инструктор.

Другой сценарий из реальной жизни.

— Водитель подъезжает к главной и видит слева от себя три полосы. И решает, что справа их тоже три, поэтому поворачивает, уверенный в том, что не помешает автомобилю в среднем ряду. И оказывается у нее на пути. Потому что за перекрестком уже не три полосы, а две, и машина на главной оказывается не в среднем ряду, а в правом. В чем ошибка? Оцени ситуацию со всех сторон, не действуй наугад, — Краснов изображает схему на доске.


— И вообще: нельзя на многополосную дорогу смело выезжать перед другим автомобилем. Даже если он движется в другой полосе. Он может перестроиться в какой-то момент — и что тогда? Сколько раз я видел водителей, которые после ДТП говорили: «А я не знаю, почему я туда поехал». Так что не ставьте себя в рискованное положение, выезжая со второстепенной дороги. Не надо быть наивным, надо перепроверять, — добавляет преподаватель.

Идем дальше. Улица Сурганова, по обе стороны от главной дороги расположены выезды с дворовых территорий.

— На одном стоит машина — хочет налево. На другом еще одна — тоже собирается поворачивать налево. Водители смотрят на то, что делается на главной дороге, на друг друга не смотрят, начинают движение одновременно и сталкиваются посреди улицы, — описывает ситуацию ведущий рубрики.


В следующую ситуацию Краснов попал сам.

— Машины, в том числе моя, припаркованы вдоль проезжей части, рядом расположен выезд из двора. Я отъезжаю с парковки и не вижу автомобиль, который в этот момент выезжает из двора. А у этого водителя обзор лучше, и он шустро, на скорости входит в поворот — хорошо еще, что успел затормозить. Что теперь: предъявлять мне претензии, что я ему дорогу не уступил? А как я ему уступлю, если мы одновременно начинали выезжать, просто у него ситуация была более благоприятной и он проехал свое расстояние быстрее? — говорит инструктор.


— Последняя ситуация. Остановка автобуса за городом, на обочине за ней остановился автомобиль. Подъехал автобус, высадил пассажиров и стал отъезжать от остановки. Водитель на обочине его пропустил и стал выезжать за ним, не увидев, что по крайней полосе едет машина. И случилось ДТП. А если бы водитель немного подождал, посмотрел в зеркало, перепроверил ситуацию — ничего плохого бы не произошло. А так — авария из разряда «один раз глянул и решил, что никого нет», — разводит руками преподаватель.

Что делать?

Типичная ситуация: водителю нужно выехать со второстепенной дороги, но он ничего не видит, например, из-за припаркованных машин. И он понемногу подъезжает, высовывает нос, чтобы получить наконец обзор. Но водители на главной этого высовывающегося носа пугаются, что провоцирует опасность и конфликты.

— А пугаться не надо, нужно притормозить и дать человеку выехать. Других способов нет, — считает Краснов. — На главной нужно ехать аккуратнее, чтобы у другого водителя была возможность безопасно выехать со второстепенной. А у нас об этом не принято думать и большинство куда-то несется, с глубокой верой в то, что у них преимущество. Бывает и так, что водитель на главной ускоряется, думая, что помогает тому, кто на второстепенной: мол, я быстро проеду, а ты — за мной. Но ведь за одним на главной ускоряются и все остальные. Водитель со второстепенной выскочить не успел, и уже нет шансов — все несутся друг за другом.

«Я на главной» — это позиция эгоиста. Когда мы взаимодействуем на дороге, мы всегда сами можем допустить ошибку или оказаться в сложной ситуации. Поэтому важно помогать друг другу, развивать это качество.


Кстати, похожая история бывает на загруженном нерегулируемом переходе. Вспомните такой возле филармонии, например. Автомобиль останавливается, чтобы пропустить пешехода. Другой пешеход, который еще на тротуаре, это видит и ускоряется, чтобы тоже перейти и как бы не задерживать водителя. За ним подбегает следующий, потом еще один. Они не специально так себя ведут, чтобы кого-то не пустить, они хотят как лучше. А у водителя не остается окошка, чтобы проехать.

— Так может быть, нужно скорость в городе снижать?

— Не просто же так в европейских странах скорость в городах ограничили до 50 км/ч. А кое-где и до 30 км/ч. Потому что там просчитали, что эта скорость позволяет успеть среагировать в опасной ситуации. Я тоже считаю, что если водители будут соблюдать скоростной режим, количество аварий сойдет на нет. Каждый в любой ситуации сможет вовремя среагировать и затормозить. Но тут другой момент: повесь нашим водителям «30» — кто-то будет ездить с такой скоростью? У нас в жилых зонах носятся под 40 км/ч. Нужен контроль, нужны камеры фотофиксации, — рассуждает ведущий рубрики.


— В Европе еще и специальные зеркала вешают, чтобы у того, кто выезжает, была возможность оценить обстановку на дороге.

— К зеркалам я не привык. Возможно, они работают в каких-то незагруженных местах. Но когда у нас вешают зеркало на оживленном перекрестке, я не могу, глядя в отражение, нормально оценить обстановку. И я все равно лучше посмотрю по сторонам лишний раз, чем доверюсь этому зеркалу. На мой взгляд, корень проблемы в том, что водители нарушают правила и паркуются так, что автомобили закрывают обзор. Если это удастся устранить, то и выезжать со второстепенной будет куда проще, — подытожил Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by