ГАЙД

Эти модели Lada покупают для работы, развлечений или в коллекцию

Источник: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner, autowp.ru
12 октября 2025 в 7:00

Это сегодня марка Lada ассоциируется с такими моделями, как Vesta и Granta. Но давайте вспомним, что в Тольятти выпускали в XX веке. Да, сначала были «Жигули» на базе автомобилей FIAT, затем появились довольно прогрессивные «Самары», в доводке которых участвовали специалисты Porsche. Вне времени — «Нива», история которой продолжается по сей день. Не забудем и про еще одну модель, которая, увы, так и не стала народной (если с ходу не вспомнили, напомним о ней в самом конце). Ну а самое главное — все эти автомобили до сих пор встречаются на наших дорогах, их можно найти в объявлениях на «Автобарахолке».

О чем эта статья

Эта статья уже выходила на Onlíner. Мы обновили и дополнили ее — список моделей стал еще точнее и актуальнее.

ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103

Самые возрастные и одновременно с этим аутентичные «Жигули» — «копейка», «двойка» и «тройка». Их принято искать в оригинальном состоянии «из-под дедушки» и его поддерживать, хотя зачастую живые по кузову экземпляры покупают для постройки спортивных автомобилей или различных «проектов».

Уточним, что и упомянутые народные названия, и указанные в подзаголовке индексы в первую очередь касаются базовых моделей, но ведь были и различные модификации. Скажем, кроме «первой» выпускалась и «одиннадцатая» модель (ВАЗ-21011) с доработанным кузовом и более мощным 1,3-литровым двигателем, тогда как «тринадцатая» (ВАЗ-21013) сохранила 1,2-литровый мотор «копейки». Дополнительные цифры могли быть и в индексе «второй» и «третьей» моделей, этот подход сохранился и в дальнейшем.

Но это для любителей точности и фанатов марки, а также для тех, кто всерьез рассматривает подобные машины в качестве объектов автомобильной культуры. Число хорошо сохранившихся экземпляров постепенно сокращается, цены на «капсулы времени» неизбежно растут. Но следует признать, что большой коллекционной ценности любые «Жигули» не имеют, исключение составляют автомобили, принадлежавшие выдающимся личностям.

Циничный взгляд на модельный ряд тольяттинской «классики» подразумевает, что все «Жигули» — это, по сути, одно и то же, пусть с небольшими различиями в дизайне и интерьере, а также ограниченным выбором силовых агрегатов. Так что те, кто ищет тольяттинскую «классику» не для коллекции, а для использования в качестве рабочей лошадки или в качестве первого в жизни автомобиля, вполне может придерживаться подобного подхода. Но в таком случае есть смысл присмотреться к поздним моделям семейства.

белый, седан, бензин 1.2 л, механическая, задний привод
Продано
белый, седан, бензин 1.5 л, механическая, задний привод
1209$ / 1035€
Автобарахолка
мобильное приложение

ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-2106

По сути, это серьезно модернизированные «копейка», «двойка» и «тройка», которые получили те или иные улучшения, но по большому счету сохранили конструкцию родом из 1960-х с соответствующим уровнем комфорта и безопасности. Если «шестерка» еще сохранила винтажный стиль предшественницы, то остальные модели от него отошли. Меньше изящных деталей и хрома, больше пластика — скучно! Ну разве что из «пятерки» можно построить реплику Lada VFTS. А ведь в 1990-х «Жигули» начали еще и упрощать.

Плюс этих моделей в том, что они все еще встречаются в достаточных количествах, запчасти к ним без проблем можно найти в продаже, ведь эти автомобили выпускались до начала 2000-х.

белый, седан, бензин 1.5 л, механическая, задний привод
3281$ / 2809€
белый, седан, бензин 1.2 л, механическая, задний привод
Продано
белый, седан, бензин 1.3 л, механическая, задний привод
1150$ / 985€
зеленый, седан, бензин 1.3 л, механическая, задний привод
Продано
Автобарахолка
мобильное приложение

ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099

Переднеприводные «Самары» на фоне «Жигулей» словно иномарки. Совершенно другая компоновка, оригинальная платформа, свои моторы и коробки. И едут они совершенно иначе — управлять ими легче и приятнее, а обслуживать дешевле. Можно ли сравнить «восьмерку» с Volkswagen Golf II и Ford Escort? Почему бы и нет, хотя уже к середине 1990-х белорусы в массе своей сделали выбор в пользу иномарок. В чем тогда смысл возвращаться сейчас к «зубилам»?

Кто-то это может сделать из-за чувства ностальгии или желания иметь «советский янгтаймер». Ухоженный «Спутник» (помните это название, которое предложили изначально в 1980-х, но оно так и не прижилось, уступив место «Самаре»?) и сегодня найдет своих поклонников. Короткое крыло, низкая панель, тот самый песочный цвет — автомобили ранних лет выпуска по-своему интересны и имеют своих ценителей. А кто-то утверждает, что именно ранние «восьмерки» едут лучше, чем более поздние машины.

Но если отставить романтику, то покупка «Самары» наверняка объясняется желанием взять дешевый автомобиль, запчасти к которому недороги и есть в любом автомагазине. Насколько справедлив такой стереотип — тема для отдельного разговора. Но в целом такой подход имеет место.

Ранние «восьмерки» и «девятки» оснащались карбюраторными моторами и могли иметь даже 4-ступенчатую коробку, естественно, механическую. Поздние версии перешли на систему впрыска, но «автоматом» так и не разжились. Но помним о том, что и платформа, и мотор дожили до наших времен, ведь у выпускаемой сейчас Lada Granta — «гены» ВАЗ-2108.

ВАЗ-2121 «Нива»

В 1977 году «Нива» произвела фурор, причем не только в СССР. На базе существующих легковых моделей советские инженеры сконструировали компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Небольшой вес и отменная геометрическая проходимость вкупе с энергоемкой подвеской делали ВАЗ-2121 довольно эффективным на бездорожье, хотя бензиновому мотору недоставало тяги на низах, а блокировался только межосевой дифференциал.

Через два года «Нива» отметит 50-летний юбилей, причем наверняка в статусе до сих пор выпускаемого автомобиля. Несмотря на давно устаревшую конструкцию и ряд врожденных недостатков, тольяттинский внедорожник до сих пор пользуется спросом.

Модель неоднократно дорабатывали, было проведено несколько крупных модернизаций. Например, первое серьезное обновление провели в 1993 году — тогда «Нива» лишилась «шестерочного» салона, горизонтальных фонарей от той же «шестерки» и форточек в передних дверях, а 1,6-литровый двигатель был заменен на 1,7-литровый (впоследствии и карбюратор уступил место инжектору).

Ранние версии, безусловно, самые архаичные, но если сохранились в хорошем, а главное оригинальном, состоянии, то уже имеют коллекционную ценность. Но в том-то и дело, что многие «Нивы» в процессе эксплуатации подвергались доработкам, удачным и не только. В 1990-е и сам завод, и сторонние предприятия экспериментировали с различными версиями: были удлиненные «Нивы», бронированные, повышенной проходимости, с импортными силовыми агрегатами. Впрочем, бо́льшая часть таких машин в России и осела. Но увидите в объявлениях необычный вариант этой модели, сильно не удивляйтесь.

черный, внедорожник, бензин 1.7 л, механическая, полный привод
2100$ / 1798€
синий, внедорожник, бензин 1.6 л, механическая, полный привод
Продано
Автобарахолка
мобильное приложение

ВАЗ-1111 «Ока»

Все, расходимся? Рано! Ведь мы не рассказали про «Оку». Да, ее выпускали еще на СеАЗе и на КамАЗе, но разработкой занимались именно в Тольятти. И ведь все знают, что двигатель у «Оки» — это «половинка» мотора от ВАЗ-2108.

В СССР не стоял остро вопрос со свободным местом на дорогах или во дворах, крохотные автомобили были не особо актуальны. «Оку» же производили по двум причинам. Во-первых, как предельно доступную модель. А во-вторых (и это даже важнее), на базе «Оки» выпускали различные версии «социального» автомобиля для инвалидов. Было время, «Оку» можно было увидеть в качестве учебного или даже спортивного автомобиля. И все же в бестселлер эта модель не превратилась, даже сравнительно небольшая цена не помогла. Вот и сейчас на вторичном рынке эти машинки встречаются не так часто, как те же «Жигули» и «Самары», хотя стоят обычно дешевле и тех и других — при том, что могут порадовать небольшим пробегом и свежим годом выпуска.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by