Новые правила испытаний на безопасность заработают в 2026 году. Чего нам ждать?

39 759
24
01 декабря 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner, Euro NCAP

Новые правила испытаний на безопасность заработают в 2026 году. Чего нам ждать?

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner, Euro NCAP

В конце ноября организация Euro NCAP объявила об изменениях в протоколе испытаний на безопасность, которые вступят в силу в 2026 году. Грядущее обновление протокола называется крупнейшим с момента введения общей рейтинговой системы в 2009-м. Само собой, оно нацелено на повышение защиты водителя, пассажиров и окружающих — пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов. Испытания на пассивную безопасность станут строже и сложнее. Кроме того, изменения коснулись проверки систем, призванных предотвратить аварии или хотя бы снизить их тяжесть.

Быть железом, чтобы спасать жизни

Европейская программа оценки новых автомобилей (Euro NCAP) проводит испытания транспортных средств на безопасность с 1996 года. Организация разработала собственную систему оценок с начислением баллов в каждом из проводимых тестов, а для простоты и наглядности использует 5-звездочный рейтинг.

кресло, группа 0/1/2/3 (до 36 кг), крепление посредством ремней автомобиля/ISOFIX/якорное, ремни: внутренние пятиточечные, боковая защита

Первые модели, прошедшие испытания по программе Euro NCAP, оказались вовсе не хорошистами. Достаточно сказать, что в 1997 году BMW 3-й серии (Е36) получила лишь две звезды! А первой моделью, заработавшей пять звезд, стала Renault Laguna — и произошло это лишь в 2001-м.

Все дело в том, что краш-тесты Euro NCAP оказались намного жестче, чем существовавшие в то время сертификационные испытания на безопасность. Например, фронтальный удар на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер, установленный с 40-процентным смещением, оказался крепким орешком даже для самых передовых на тот момент автомобилей.

Но к середине 2000-х четыре и пять звезд стали достижимы для многих моделей — производители адаптировались к условиям тестов. Однако и программа постоянно модернизировалась: увеличилось количество испытаний, ужесточились требования и условия, а кроме пассивной безопасности стала оцениваться работа различных электронных систем помощи водителю.

В 2009 году Euro NCAP представила общий рейтинг безопасности. Основные принципы начисления баллов и присвоения звезд действуют до сих пор, хотя в 2020 году правила были существенно переработаны. Например, описанный чуть выше краш-тест с фронтальным ударом был заменен на другой: участвующий в испытаниях автомобиль на скорости 50 км/ч врезается с 50-процентным перекрытием в барьер с переменной деформацией (по мере сминания препятствие становится жестче), который также движется со скоростью 50 км/ч на 1400-килограммовой тележке.

Была расширена и программа испытаний средств активной безопасности и электронных ассистентов.

Антропометрический манекен THOR является самым передовым испытательным манекеном в мире и впервые был использован Euro NCAP в 2020 году. Он может регистрировать нагрузку, которой подвергается человек со стороны системы безопасности автомобиля при лобовом столкновении. Эти измерения затем используются для расчета риска получения травмы. Например, голова может удариться о твердое рулевое колесо, грудная клетка будет сжата под действием нагрузки от подушки и ремня безопасности, а ноги и тазобедренные суставы могут соприкоснуться с передней панелью. Антропометрические данные манекена основаны на росте и весе среднего взрослого мужчины.

Подход изменится

Но технологии становятся все более сложными и взаимосвязанными. И уже недостаточно, чтобы они просто были в наличии и довольно эффективно работали. Судя по описанию новой программы испытаний, теперь важно, чтобы ездовые ассистенты не раздражали водителя и не вызывали желания их отключить из-за ложных срабатываний или слишком явного вмешательства в процесс управления автомобилем (ведь если система отключена, она бесполезна).

А еще, похоже, отсутствие физических клавиш теперь может привести к потере баллов и отразиться на итоговой оценке. Что ж, давайте посмотрим, какие изменения анонсирует Euro NCAP.

Если говорить в общем, то обновление протокола включает в себя пересмотр процедур испытаний и оценки транспортных средств, а также новую методологию с изменившимся подходом к категориям.

В настоящий момент рейтинги Euro NCAP состоят из процентных оценок по следующим категориям:

  • «взрослый пассажир»;
  • «пассажир-ребенок»;
  • «уязвимые участники дорожного движения»;
  • «системы безопасности».

С 2026 года оценки Euro NCAP будут структурированы по четырем уровням безопасности:

  • «безопасное вождение»;
  • «предотвращение столкновений»;
  • «защита при столкновениях»;
  • «безопасность после столкновения».

Каждый из этих уровней оценивается по 100-балльной шкале и выражается в процентах. Для каждого уровня по-прежнему действуют минимальные пороговые значения, которые будут определять общий рейтинг.

Как видим, новый подход проверяет технологии безопасности поэтапно, а также позволяет оценивать те решения, которые работают на нескольких этапах.

Кроме того, программа испытаний станет разнообразнее и будет приближена к реальности. Например, системы помощи водителю, которые подвергались критике за раздражающие предупреждения или навязчивое вмешательство, будут оцениваться не только с точки зрения предотвращения столкновений на испытательном треке, но и в реальных условиях вождения.

Вводятся новые, расширенные сценарии испытаний для повышения надежности систем предотвращения столкновений, особенно в условиях, которые более точно соответствуют реальным.

Ключевые особенности протокола 2026 года

Безопасное вождение. Euro NCAP будет уделять больше внимания технологиям мониторинга состояния водителя, которые поддерживают его внимание и вовлеченность за рулем. Будет важна надежность таких систем и их приемлемость для пользователей (рискнем предположить, что они не должны быть слишком навязчивы в работе).

Чтобы получить хорошие баллы, автомобиль должен не только следить за водителем в режиме реального времени, сопоставляя его поведение с данными от ездовых ассистентов, но и уметь выявлять признаки наркотического или алкогольного опьянения. Также будут поощряться технологии, способные безопасно остановить транспортное средство, если водитель вдруг отстранился от процесса управления (например, заснул или потерял сознание).

Вводятся новые оценки человеко-машинного интерфейса, которые будут оценивать размещение, четкость и простоту использования основных элементов управления, включая наличие физических кнопок для часто используемых функций. Интересно будет посмотреть, какие оценки получат современные модели, в которых управление практически всеми функциями реализовано через тачскрин. И не менее интересно, как быстро производители вернут привычные рычаги, регуляторы и клавиши, чтобы не терять баллы в обновленном рейтинге Euro NCAP.

На более высокие оценки смогут рассчитывать те модели, которые способны определять, правильно ли пристегнуты ремни безопасности, а также позволяют оптимизировать системы удерживающих устройств и подушек безопасности для водителей и пассажиров разного телосложения.

Предотвращение столкновений. На этом этапе оцениваются системы, которые помогают избегать аварий или минимизируют их последствия посредством предупреждений или автономного вмешательства. Например, дополнительные баллы будут начисляться за возможность распознавать ошибочное нажатие на педаль газа вместо тормоза.

Обновленные протоколы вводят более строгий подход к испытаниям систем автоматического экстренного торможения и удержания в полосе. Кроме того, с учетом накопленного многолетнего опыта Euro NCAP расширит сценарии, чтобы отработать реальные модели аварий. Например, это различные ситуации в городском потоке, где автомобили регулярно сталкиваются с мототранспортом, велосипедистами и пешеходами.

При выставлении оценок теперь будут учитываться плавность и интуитивность управления при повседневном вождении (в частности, для систем удержания в полосе движения). Таким образом, на итоговую оценку будет влиять навязчивость и непредсказуемость вмешательства таких систем.

Защита при столкновении. Здесь, как и ранее, оценивается эффективность традиционных средств пассивной безопасности: конструкция самого автомобиля, удерживающие ремни, подушки безопасности и так далее.

Но с 2026 года фронтальные краш-тесты будут охватывать более широкий диапазон типов телосложения водителей и пассажиров, включая пожилых людей и детей, с использованием стендовых испытаний и усовершенствованного виртуального моделирования. Оценка защиты от бокового удара будет включать испытания с ударами о деформируемый барьер и о столб, что будет дополнено усовершенствованным виртуальным моделированием. Будет усилен контроль риска травмирования пешеходов, особенно в конструктивных зонах вокруг лобового стекла автомобиля.

Безопасность после аварии. Автоматизированные экстренные оповещения должны будут предоставлять информацию о количестве пассажиров в машине (при этом надежная оценка должна будет обеспечиваться даже при непристегнутых ремнях безопасности). Эти изменения направлены на обеспечение более быстрого и точного реагирования на экстренные ситуации после столкновений.

Согласно новым требованиям по оценке безопасности после аварий, внешние дверные ручки с электроприводом должны будут оставаться функциональными для облегчения спасательных операций.

Не забыты и электромобили. Во-первых, для них предпишут надлежащую изоляцию высоковольтных аккумуляторных батарей. Во-вторых, такие модели должны обеспечивать возможность сообщать водителю о риске возгорания батареи после столкновения и своевременно выдавать предупреждение, если это действительно началось (причем не только в результате аварии, но и во время зарядки).

Что дальше?

— Каждые три года мы пересматриваем критерии присвоения звезд с простой целью — сократить количество смертей и серьезных травм в результате ДТП. Протоколы 2026 года еще больше усиливают строгость и актуальность наших испытаний, поощряя транспортные средства, которые показывают хорошие результаты на всех этапах безопасности — до, во время и после столкновения, — говорит доктор Михель ван Ратинген, генеральный секретарь Euro NCAP.

По его словам, ожидаемый результат от обновления протокола — повышение защиты пассажиров и всех участников дорожного движения за счет более эффективных систем помощи водителю, надежного предотвращения аварий, улучшенной защиты при столкновениях и улучшенного управления после столкновений.

Впоследствии протоколы испытаний будут обновляться каждые три года, что позволит постоянно задавать производителям новые цели и ориентиры в сфере безопасности.

Сейчас редкая модель не дотягивает до 5-звездочного рейтинга. Даже «китайцы», для которых еще лет 15 назад это считалось недостижимым уровнем, легко получают высокие оценки. По крайней мере, если речь о дорогих машинах. К слову, первым китайским автомобилем, сумевшим заработать пять звезд, стал Qoros 3. Произошло это в 2013 году.

Участники испытаний и их оценки. Почти все — отличники

Стоит ли ожидать, что при оценке по новому протоколу нынешние отличники или хорошисты вдруг станут троечниками и двоечниками? Вероятность этого имеется, тем более что такие претенденты уже были при изменении системы оценок в прошлом.

Вот вам самый яркий пример: в 2018 году возрастная модель FIAT Panda отметилась тем, что по итогам испытаний по программе Euro NCAP не получила ни одной звезды. А ведь в 2011-м она заработала вполне достойные четыре звезды. За семь лет автомобиль не стал хуже, изменились критерии выставления оценок.

Сейчас правила меняются вообще кардинально, так что не удивимся, если по результатам первых испытаний по новому регламенту, которые ожидаются в марте 2026 года, многие модели пролетят мимо обновленного 5-звездочного рейтинга. Это будет означать, что планка требований серьезно поднята и производителям придется хорошенько постараться, чтобы до нее достать.

Что ж, в выигрыше от этого будем мы с вами. Во-первых, будущие автомобили должны стать безопаснее (да, скорее всего, нас ожидает очередная гонка вооружений по этой части). Во-вторых, ездовые ассистенты должны стать «человечнее»: все же следует признать, что сейчас к их работе достаточно нареканий. В-третьих, водители старой закалки смогут возрадоваться возвращению физических кнопок и рычагов — скорее всего, управление рядом функций снова повесят на них (но это неточно).

Минусы? Они тоже наверняка будут. Да, автомобили станут лучше и безопаснее. Но и дороже. Разработка, проверка и внедрение в производство новых технологий имеют свою цену, и эти затраты рано или поздно лягут на плечи будущих покупателей.

литые алюминиевые, R17'', ширина обода: 7'', PCD 108 мм, DIA 65.1 мм, ET 42 мм
максимальное давление: 10 атм, непрерывная работа: 28 мин, уровень шума: 80 дБ, производительность: 18 л/мин, длина шланга: 0.18 м
для легковых автомобилей, с шипами, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 82 (475 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by