КРАСНОВ

Увидеть ребенка вовремя, чтобы «не попасть в новости». Разбор одной водительской фобии

27 906
25 июля 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Увидеть ребенка вовремя, чтобы «не попасть в новости». Разбор одной водительской фобии

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

У многих водителей есть фобии — страхи оказаться в ситуации, на которую не сможешь повлиять. Одна из таких фобий связана с детьми, выскакивающими под машину в самый неподходящий момент, да еще из-за какого-нибудь объекта, когда их совсем не видно. Сегодня именно о таких случаях будем говорить с опытными преподавателями и инструкторами по вождению Юрием Красновым и Виталием Жуковским.

«Чуть не попал в новости!»

Это мы услышали от нашего читателя, приславшего видео с небольшой улицы в Минске.

— Что в таких ситуациях делать? Скорость — около 40 км/ч, ребенок из-за высокого авто резко появился. Это не двор, а обычная улица: справа парковка, дома и магазины — слева, — рассказал нам водитель.

Ситуация потенциально опасная и, что еще важнее, типичная — многие сами в такой оказывались. Хорошо еще, что ребенок не успел выбежать на дорогу.

Эксперимент

Краснов и Жуковский посмотрели видео, вздохнули. Один достал из багажника какую-то палку, на которую прицепил майку. Другой сел за руль.

— Сейчас наглядно все покажем. Виталик, имитируй пешехода, давай, прямо под колеса! — говорит Краснов и отъезжает на исходную. — Для начала я разгонюсь до тех самых 40 км/ч.

Разгоняется. Когда проезжает мимо одного из автомобилей, из-за него появляется майка на палке — имитация пешехода. Появляется на небольшой высоте, ее не было видно заранее. Краснов бьет в тормоз, машина останавливается. Выходим, смотрим.

— Провал, — удовлетворенно констатирует ведущий рубрики. — Когда машина остановилась, наш условный пешеход был уже на уровне заднего колеса. Зато все наглядно. Какой вывод делаем? Скорость 40 км/ч небезопасна в случае ограниченного обзора при внезапном появлении пешехода перед машиной.

Возврат на исходную, все повторяется снова, но уже на скорости 30 км/ч.

— И опять провал, но, возможно, с более легкими последствиями: майка оказалась на уровне бокового зеркала. Хорошо, что это просто майка, — инструкторы переглядываются.

Третий заход, скорость — 20 км/ч. Снова внезапное появление «пешехода» почти перед капотом, снова резкий удар по тормозам.

— А вот теперь получилось! Не было же касания? — радуется Краснов.

— По-моему, чуть коснулся бампером, — задумчиво говорит Жуковский.

Но это тонкости. Совершенно очевидно, что при таком раскладе инцидент вряд ли привел бы к значимым последствиям.

— На самом деле, такие эксперименты проводились в истории неоднократно: специалисты в том числе таким способом вычисляли безопасную скорость движения. Вы думаете, откуда взялось ограничение в 20 км/ч для дворовых территорий? Другое дело, что некоторые водители, особенно молодые и горячие, часто пренебрегают этим правилом. А потом говорят: «Я ехал небыстро, просто невозможно было затормозить». А вот возможно, если действительно ехать небыстро, — отмечает ведущий рубрики.

— Это и ответ на вопрос: «Как не попасть в новости?» Не нужно ехать 40 км/ч, нужно ехать вдвое медленнее, и это как минимум. Я нередко снижаю скорость и до 15, и до 10 км/ч, когда обзора нет, — кивает его напарник.

Был такой эксперимент: замеряли скорость автомобилей, проезжавших мимо стоящего на остановке автобуса. Думаете, кто-то снижал скорость? Отнюдь. Ехали с максимально разрешенной. Хотя каждый, если подумает, поймет, что всегда есть риск того, что из-за автобуса кто-то выйдет, кто-то, кого нельзя будет увидеть заранее. Да, такой риск совсем невелик, но он сохраняется каждый раз. Единственный способ себя от него оградить — снизить скорость, увеличить свои шансы среагировать.

— Это уж не говоря о том, что даже навык экстренного торможения нужно тренировать. По сути, это рефлекс, его можно и нужно развивать. Чтобы действовать моментально, не теряя ни мгновения и не теряясь от страха. Проблема в том, что этому не успевают научить в автошколах, поэтому нужно повышать квалификацию, обучаться дополнительно.

Логика

— Со скоростью разобрались, — продолжает Краснов. — Также нужно учитывать боковое расстояние до объекта, из-за которого может появиться пешеход. Справа припаркованы автомобили, но есть возможность ехать чуть левее, чтобы оставить больше места просто на всякий случай. Еще один совет: смотрите вниз, в просвет под автомобилем. Если там пешеход, то есть шанс сначала увидеть его ноги еще до того, как сам он появится на дороге.

— Кроме того, нужно включать логику. Слева стоит пешеход, он почему-то смотрит через дорогу — почему? Может быть, там что-то или кто-то есть, может быть, он сейчас туда побежит? Или оттуда кто-то побежит к нему? В любом случае ситуация указывает на то, что нужно быть начеку, а не ехать со скоростью 40 км/ч, будто ничего не происходит. Водителю необходимо критическое мышление, нужно оценивать ситуацию, а не просто смотреть в пространство из-за руля, — вступает Жуковский.

Это проблема, к которой мы возвращаемся вновь и вновь в наших «Разборах». Многие водители настраиваются на то, чтобы реагировать на уже произошедшее изменение дорожной обстановки, но не прогнозируют его, чтобы быть готовым заранее. Условно: бежит пешеход — торможу, не бежит — еду, не сбавляя скорости, даже если обзор перекрыт. Рискованная тактика за рулем.

— Чем медленнее едешь, тем качественнее контролируешь обстановку. И наоборот, едешь быстро — многое упускаешь из виду. Даже если кому-то кажется, что это не так, что он все видит и все успеет, — это иллюзия, — отмечает Виталий.

— Нужно думать не столько о скорости, сколько о времени и дистанции, которые понадобятся на то, чтобы остановиться. При условии, что остановиться может понадобиться в любой момент, — кивает Юрий.

Про воспитание и воспитателей

Можно ли в действительности повлиять на детей, приучить их правильно вести себя на дороге? Этим должны заниматься родители, этим занимается школа. Но иногда даже самые воспитанные детки совершают ошибки: под влиянием сверстников или по собственной невнимательности.

— Когда я еще работал инспектором в ОГАИ Ленинского РУВД, я проводил со школьниками уроки: приходил в школу, забирал один-два класса и вел на практические занятия. Дети учились не просто отличать красный свет от зеленого, но смотреть за автомобилями, замечать их маневры. Я думаю, что с детьми обязательно нужна практика, одной теорией до них сложно достучаться, — рассказывает ведущий рубрики.

— Если родители с самого раннего возраста будут прививать своим детям определенный порядок действий — это будет работать, — вступает его коллега. — Необходимо ответственное отношение: каждый день нарабатывать навыки, до автоматизма. Подошли к дороге, держа малыша за руку, смотрим влево, смотрим вправо — и поворачиваем ручку ребенка в ту же сторону, чтобы механически это запоминалось и чтобы было понимание, где лево и где право (тоже ведь сложный вопрос, когда тебе мало лет). Я, кстати, рекомендую придерживать не за ладонь, а за запястье, тогда малыш даже случайно не вырвется.

— Нужно научить детей обязательно остановиться до проезжей части, а не выскакивать на нее с ходу, особенно бегом, на велосипеде, самокате, роликах. Остановился и пытаешься увидеть машины: останавливаются они? Точно останавливаются? А еще, я замечал, детям обязательно нужно сигналить. Посигналил — они останавливаются и стоят как вкопанные, смотрят на тебя. Даже на велосипедах: они едут, ты им побибикал — они спрыгнули с велосипедов и стоят. Так безопаснее. Потому что дети играют, о безопасности они думают не в первую очередь, если вообще думают. Нужно привлечь их внимание.

Поговорили о других наблюдениях. Так, инструкторы сошлись во мнении, что дети, которые активно ходят на физкультуру и играют в спортивные игры, часто обладают хорошей реакцией и лучше умеют видеть обстановку, оценивать свое положение относительно положения остальных.

— Нужны занятия в школах, уроки в игровой форме, на велосипедах, когда пересекаются траектории — чтобы дети учились видеть друг друга, реагировать друг на друга.

— И важно понимать: обеспечение безопасности детей — дело взрослых. Дело родителей, дело водителей, дело тех взрослых, кто организует движение, и даже взрослых пешеходов. Увидел, что ребенок собирается совершить необдуманный поступок — побежать через дорогу, к примеру, — останови, расскажи, как поступать правильно. Мало ли, может, родители не научили, а может, научили, да он забыл — напомни.

Еще кое-что

Скорость, внимание, прогнозирование обстановки и работа по воспитанию детей — ничего не забыли?

— Еще везение — это тоже очень важный фактор и за рулем, и в жизни. Везение зачастую является главной причиной, почему одни попадают в плохие истории, а другие — нет. И это то, чего мы всем желаем на дороге, — везения! — подвели итог инструкторы.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by