Три спорных вопроса о каждодневной езде: от необходимости прогревания до контроля расхода топлива

 
16 февраля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

Зимнее утро многих автомобилистов начинается типично: снять с сигнализации, завести для прогрева, почистить от снега, через минуток 5—10 можно ехать. Во время набора скорости чуть ли не каждый владелец машины с МКПП переключает передачу на двух тысячах оборотов, якобы чтобы сэкономить топливо и лишний раз не напрягать мотор. Существует масса исследований, приходящих к выводу, что при каждодневной езде водители поступают неверно. Onliner.by решил выяснить у профессиональных мастеров, насколько сильно ошибаются в вопросе эксплуатации транспортных средств наши автовладельцы.

Стоит ли разогревать?

Теория. Не так давно издание The Washington Post обнародовало результаты исследований, предметом которых стал вопрос о необходимости прогревать двигатель перед поездкой. В статье говорилось, конечно, о современных моделях, не о тех, что работают на карбюраторе. 30—35 лет назад прогрев был обязательным: если водитель этого не делал, карбюратор не нагревался до необходимой температуры, определяющей нужную смесь воздуха и топлива, и двигатель глохнул. «Однако в 1980—1990 годах карбюраторы заменили на инжекторы, в которых нужная смесь топлива и воздуха определяется с помощью специальных датчиков, — пишет издание. — Инжекторный двигатель прогревать не нужно, потому что датчики контролируют смесь и подстраиваются под нужную температуру. Современные моторы не требуют холостого хода. По словам специалистов в автомобилестроении, разогревать новые машины зимой нужно не более 30 секунд, поскольку они быстрее нагреются на ходу. К тому же прогревание вредит окружающей среде». В итоге ученые подсчитали: если все автомобилисты прекратят прогревать машины в холода, они сэкономят $5,9 миллиарда на топливе (на основе стоимости горючего на 2008 год).

Мнение специалиста. Сотрудники столичного автоцентра «Запад» считают суждения американских исследователей более чем спорными: «В морозную погоду прогревать нужно обязательно. Масло оседает в нижней части двигателя и от низкой температуры загустевает. Если сразу начать движение, повысятся обороты двигателя и усилится износ трущихся частей. На холостом ходу масло поднимается, прогоняется по всем каналам мотора. Зимой советуют прогревать 10 минут для бензиновых агрегатов, 15 — для дизельных. Летом лишними не будут 5 минут работы на холостом ходу. Такой совет можно дать исходя из результатов нашей работы. Износ двигателей происходит в большинстве случаев из-за отсутствия смазки. В последнее время появилось немало масел с присадками, которые образуют пленку, — так, по крайней мере, заверяют маркетологи. Зачастую это рекламный ход. Эмульсия на частях агрегата действительно остается, но ее недостаточно для беспроблемной работы».

«Американские исследователи, как мне думается, советуют не прогревать, исходя из особенностей автопарка США, — считает автослесарь Александр. — Там новые машины получают гарантийный срок в 3—5 лет. Производитель изначально вкладывает в свою работу понятие „износ деталей“. За это время из строя выйдет скорее что-то другое, а не мотор или коробка передач. Если водитель собирается поменять автомобиль через 5 лет, то, конечно, можно не думать о поломке двигателя, а следовательно, и не прогревать. У нас в стране другие реалии — многим машинам более 10 лет, к ним уже должно быть другое отношение. Инжектор же, о котором говорится в статье The Washington Post, сам адаптируется под температуру окружающей среды и делает корректировку на впрыск топлива в двигатель — чтобы водитель не ощущал дискомфорта. Но прогревать нужно не только мотор, но и коробку передач».

«В целом, можно выделить два вида рекомендуемого прогрева: на холостом ходу и при неинтенсивном движении (выезд со двора), — говорит Александр. — При втором советуют медленно, плавно проехать несколько десятков метров. Это важно с точки зрения долголетия трансмиссии. Когда автомобиль стоит на месте, масло распространяется только по двигателю, никакой нагрузки на коробку не идет. В МКПП масляного насоса нет, она смазывается в процессе движения. Коробка-автомат, в свою очередь, требует обязательного прогрева (который можно назвать поступлением масла) — это даже указано в инструкциях. Минимум — 2 минуты в положении Drive».

Есть ли экономия при докачивании на нейтралке?

Теория. Можно найти немало доказательств, что езда на нейтралке — зло. Среди аргументов фигурирует и утверждение, мол, экономии топлива достичь не удастся. При этом такое вождение может быть опасным — в нужный момент нельзя будет быстро набрать скорость (например, в случае заноса). Лучше остаться на передаче и докатиться до светофора. При сбросе газа или при торможении двигателем (коробкой) подача топлива в камеру сгорания перекрывается до тех пор, пока обороты мотора не снизятся до оборотов холостого хода.

Мнение специалиста. «Разогнал и пустил накатом — способ вождения многих. При езде на нейтралке действительно есть экономия — обороты двигателя ведь падают, — рассуждает диагност Игорь. — Подача горючего пусть и не прекращается, но его количество уменьшается. На передаче же обороты держатся, пока вращается механизм коробки. То есть при отпущенной педали газа именно КПП вращает мотор, а не наоборот. В этом вопросе важно определить цель: если ради экономии — лучше докатываться на нейтралке. А вот с точки зрения безопасности, эффективности торможения больше подойдет движение на передаче. Двигатель же работает в обоих случаях, поэтому износ его будет одинаковым. Заметьте, производители АКПП при разработке коробок предусмотрели этот момент — там мотор работает и при сбрасывании оборотов. Но, как известно, расход у автомобилей с „автоматом“ заметно выше, чем у моделей с „механикой“».

Уменьшается ли расход при повышении передачи на низких оборотах?

Теория. Нет смысла разгонять машину до 40—45 км/ч на второй. При ускорении моментальный расход значительно увеличивается. Достаточно и полутора тысяч оборотов, чтобы переключиться на более высокую передачу. Так мотор не будет «захлебываться» и потребует меньше топлива при разгоне. А следовательно, можно сэкономить. Если ехать внатяжку, то это самый минимальный расход.

Мнение специалиста. «Движение как на слишком низких, так и на слишком высоких оборотах приводит к перерасходу, — уверены сотрудники автосервиса. — Лучше двигаться чуть дольше на пониженной передаче, так как езда на повышенной передаче при оборотах, близких к холостому ходу (около 1500 об/мин), увеличивает расход топлива. В смесеобразование начинает вмешиваться система холостого хода, которая добавляет лишнее горючее. Для каждой передачи — свой интервал скорости. Все когда-либо испытывали свою машину ранним переключением. Потому, скорее всего, помнят, как автомобиль начинает дергаться при такой эксплуатации. Идет большая нагрузка на коробку и двигатель. Топлива от этого, наоборот, заливается только больше. Если раскрутить мотор до 3000 оборотов, расход будет более эффективным.

Есть уже описанный тезис — выбранная передача должна соответствовать оптимальным оборотам агрегата. Оптимальные обороты вращения коленвала у каждого автомобиля разные. Они составляют примерно 80% от частоты вращения, при которой достигается максимальная мощность. Например, для двигателя с оборотами максимального крутящего момента в 4000 оптимальным является значение 3200 об/мин».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by