«У нас есть проблемы с белорусами». О принципах работы системы камер скорости в Польше

 
30 мая 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

В Польше водители носятся как угорелые. Иногда кажется, что даже камеры скорости их не пугают. Но ведь желтые ящики стоят чуть ли не на каждом углу! А два года назад там установили ультрамодную систему, которая знает, с какой скоростью ехал автомобиль между двумя датчиками. В Центре автоматического контроля дорожного движения Польши, куда корреспонденты Onliner.by заехали во время командировки, мы говорили об изменении менталитета водителей, а также о том, куда направляются штрафные деньги и чем грозит вспышка польского радара белорусу.

Четыре-пять лет назад система автоматического контроля скорости в Польше была разрозненной: часть ее контролировала полиция, часть — муниципалитеты. Контроль носил неэффективный и бессистемный характер. Это напоминало игру в кошки-мышки. Несколько лет назад правительство соседней страны решило изменить правила и организовало структуру для курирования всех камер скорости. Оператором стал Центр автоматического контроля дорожного движения. «Это государственное учреждение, перед которым не стоит задача зарабатывать деньги», — подчеркивают специалисты центра.

Варшава, офис Центра автоматического контроля дорожного движения Польши

Схема, по которой работают в Польше, очень похожа на белорусскую, но некоторые принципиальные отличия есть. Технически все как у нас: камера фиксирует нарушение, отправляет данные на сервер, затем происходит распознавание номера, после чего посылается запрос в базу о принадлежности машины.

Важный нюанс: в соседней стране ответственность несет не собственник транспортного средства, а водитель. Но как узнать, кто находился за рулем? Поляки действуют просто. Напрямую спрашивают у владельца автомобиля, отправляя ему запрос. Около 80% граждан законопослушны и присылают ответ по существу — нарушители оплачивают штрафы. Но ведь есть еще 20%…

— Что будет, если человек проигнорирует письмо? — спрашиваем.

— Спустя 180 дней после того, как было заведено административное дело, в случае отсутствия ответа, материалы направляются в суд, — объясняет директор Центра автоматического контроля дорожного движения Марцин Флигер.

— Но ведь это колоссальная нагрузка на судебную систему. Необходимость упрашивать владельца автомобиля явиться на заседание, доставлять его и так далее…

— На самом деле нет. Обычно подобные заседания проходят по упрощенной схеме, даже без участия собственника машины. Штраф может достигать 5 тысяч злотых (около $1300), но таких случаев мало. Обычно сумма существенно меньше.

Марцин Флигер

Информация о «рекордсменах» принципиально не предается огласке. Специалисты считают неправильным рекламировать злостных нарушителей. Вспоминают, впрочем, об одном «чемпионе», который в течение года попался камерам 60 раз. Данные о таких водителях также направляют в суд для принятия решения о лишении прав.

Что будет, если камера скорости зафиксирует нарушение со стороны иностранца? Этот вопрос решен наполовину. Если автомобиль зарегистрирован в Евросоюзе, то никакой проблемы нет. Француз или бельгиец, превысивший скорость в Польше, получит «письмо счастья» на домашний адрес. Принцип работы такой же, как с поляками, — никаких особенностей.

— А вот со странами Восточной Европы большие сложности, — признает руководитель центра. — Автомобили с белорусскими, украинскими, российскими номерами часто следуют транзитом через Польшу. Напрасно вы думаете, что они редко превышают скорость. По нашим данным, это более чем несколько процентов от общего числа нарушений! Но все случаи незавершенные. Мы видим номера, однако для нас это ничего не значащий набор букв и цифр. Присылать информацию на границу? Теоретически это сделать возможно. Но потребуется взаимодействие с МИДом и погранслужбой, придется передавать целый пакет документов, что усложняет задачу и не свойственно нашей структуре, которая работает мобильно. Вижу один путь решения проблемы — обмениваться информацией, например, с Беларусью.

Камеры скорости размещают только в аварийно опасных местах и по рекомендации экспертов из Кракова и Гданьска, где находятся мощные исследовательские учреждения в области безопасности дорожного движения. Именно снижение числа аварий ставится во главу угла.

— В обществе была большая дискуссия об установке камер скорости, — рассказывает директор Центра автоматического контроля дорожного движения. — Чего греха таить, водители не любят их. Но сейчас отношение меняется. Мы объясняем, что наша задача не собрать побольше штрафов, а снизить число аварий. Если в 2012-м благодаря камерам ежедневно фиксировали 60 превышений скорости, то в 2013-м — 30, а в 2015-м — всего 20. И мы считаем это хорошим результатом! Это означает, что люди приняли такой аргумент, как наличие камеры скорости, и стали вести себя более благоразумно на опасных участках дороги. Но нам еще есть куда стремиться…

Сейчас на польских дорогах установлено более 400 стационарных датчиков, измеряющих скорость (для сравнения: в Беларуси — 255), еще 20 видеодетекторов фиксируют проезд на красный сигнал светофора.

Так же, как в Беларуси, есть мобильные наряды, которые работают на дорогах в разных регионах (где нет стационарных камер). Но если у нас просто устанавливают треногу с камерой на обочине, то в Польше контроль ведется прямо из специальной — внимание! — движущейся машины. В остальном принцип тот же — «письма счастья» по адресу владельца автомобиля с последующим разбирательством. Хотя у сотрудников центра есть полномочия останавливать машины на дороге, но делают они это лишь в крайних случаях. «Не наша задача дублировать функции полиции», — говорит Марцин Флигер.

А в 2014-м в Польше стали использовать камеры нового типа — теперь на определенном участке дороги устанавливают два датчика. Они измеряют, с какой скоростью автомобиль двигался не только непосредственно в зоне действия камеры, но и между «сигнальными флажками». Разделять видеодетекторы могут и километр, и два. Подобные системы активно используют в Великобритании, но в Беларуси они пока не узаконены: требуется вносить изменения в указ о камерах скорости.

— Интересная реакция произошла с другой стороны, — поделились наблюдениями специалисты. — Одни выступают против камер скорости, а другие, наоборот, просят установить датчики возле их домов. И действительно, считаем, что 400 камер скорости — это слишком мало для Польши.

По словам сотрудников центра, системы видеодетектирования в дорожном движении страны будут применяться еще активнее. Их планируется использовать для фиксации разговоров по телефону за рулем, проезда на красный сигнал светофора, разворота в неположенном месте и так далее. Справедливости ради заметим, что в Минске тоже уже несколько лет тестируются аналогичные видеодетекторы.

— Технологии сегодня не проблема. Можно использовать британские, голландские, чешские девайсы, — считает Марцин Флигер. — Проблема в процедуре их легализации. Франция в этом смысле хороший пример. Там законодательство гибко и оперативно подстраивается под актуальные технологии и их практически сразу можно применять. Тогда получим быстрый эффект.

Впрочем, серьезный результат от использования видеодетекторов в Польше уже есть. В июле 2011-го, когда центр только начал работу, количество погибших в ДТП на польских дорогах составляло более 4 тысяч случаев в год. Потом ситуацию удалось стабилизировать, и число смертельных случаев стало постепенно снижаться. В 2015-м оно составляло чуть менее 3 тысяч в год. К 2020-му планируется снизить цифру до 2 тысяч, то есть спасти еще 1 тысячу жизней.

Сотрудники центра считают это достижение своей заслугой. Скептикам они показывают таблицу, не требующую особых комментариев: количество аварий, число погибших и пострадавших до установки камер скорости и после.

Еще одна хорошая иллюстрация. В свое время в Польше определили три наиболее гиблых места. В июле — августе 2013-го там появились желтые ящики. Теперь в соответствующих графах круглые нули, хотя были десятки аварий, пострадавших и погибших.

Во время интервью со специалистами мы больше говорили про статистику аварийности и устойчивое изменение поведения водителей, чем об особенностях камер скорости и новых девайсах. Видно, что акцент делается не на штрафах и даже не на модных устройствах, а на влиянии на дорожную ситуацию.

Принципиальный вопрос касается предупреждений о камерах скорости. В Беларуси это желтые знаки, но, как правило, серые камеры. В Германии никаких табличек нет — только закамуфлированные столбики, которые в определенный момент «стреляют» вспышкой. Во Франции места установки датчиков сначала обозначали, потом перестали, но пару лет назад вернулись к старой практике. В Польше предупреждают с помощью синих знаков, а сами камеры покрашены в ярко-желтый цвет.

— Это не только предупреждение о вспышке, но и обозначение аварийно опасного места, — убеждены сотрудники центра.

Все же скажем пару слов о наказании за нарушение скоростного режима в Польше. Превышение от 11 до 20 км/ч влечет штраф в 50—100 злотых ($13—26) и 2 штрафных балла; от 21 до 30 км/ч — 100—200 злотых ($26—52) и 4 балла; от 31 до 40 км/ч — 200—300 злотых ($52—78) и 6 баллов; от 41 до 50 км/ч — 300—400 злотых ($78—104) и 8 баллов; свыше 50 км/ч — 400—500 злотых ($104—130) и 10 баллов (при достижении 24 баллов забирают права и отправляют на пересдачу).

— Куда поступают штрафные деньги? — задали мы проверочный вопрос.

— В государственный бюджет. Оттуда бóльшая часть направляется на строительство и модернизацию дорог, в том числе установку ограждений, возведение развязок, повышение безопасности на пешеходных переходах и так далее.

Слова специалистов звучали убедительно, и система, не сомневаемся, сейчас настроена правильно. Почему же нет ощущения спокойного потока? Вокруг все едут явно с превышением, только изредка притормаживая у камер скорости. Это наше ощущение после поездки по польским дорогам.

— Почему же поляки постоянно превышают скоростной режим? Во время нашей командировки мы старались двигаться строго по знакам, но нас все время опережали, — мы не могли не задать этот волнующий нас вопрос.

— Превышение — это всегда проблема, — ответили специалисты центра. — Изменение долгосрочного поведения водителей является длительным и непростым процессом. Установка камер скорости — только первый шаг. В перспективе — развитие системы видеодетектирования нарушения. Но наша главная задача — убедить соблюдать ПДД не только из-за страха наказания.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by