Тайвань: как в краю сонных водителей придумали сеть электроскутеров со сменными батареями

19 959
21 августа 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский

Тайвань: как в краю сонных водителей придумали сеть электроскутеров со сменными батареями

Источник: Родион Мирский

Минчанин Виталий и москвичка Ирина живут на Тайване более шести лет. Формально эта страна — часть КНР, но остров контролируется частично признанной местной Китайской Республикой. В таком подвешенном состоянии и живут гордые тайваньцы. Русскоязычная пара работает там в IT-сфере, а в перерывах не устает поражаться восточному колориту. Характер местных жителей нашел отражение и на дорогах, в поведении водителей. Например, их неспешность возвела в норму тех, кого у нас называют «тошнотами», прямолинейность мешает смотреть в зеркала, а стремление к инновациям дало возможность развить крутой стартап — сеть по замене съемных батарей для электроскутеров.

Некоторые впечатления о дорогах и водителях Тайваня Виталий захотел передать самостоятельно. В видео он повествует, в частности, о качестве дорог, особенностях разметки и необычных развязках.


— Когда я приехал на остров, меня в первую очередь поразил местный темп движения. Казалось бы, в стране, где плотность населения составляет 637 человек на квадратный километр (в Беларуси — 45), все должны суетно нестись по своим делам, туриста не должно покидать ощущение хаоса на дороге [как в Индии — прим. Onliner.by]. Но здесь все иначе. Тайваньцы ездят до безумия размеренно, скучно, медленно набирают скорость, передвигаются прямолинейно, как по инструкции, без намека на предугадывание развития ситуации. Поэтому ездить тут очень просто.

Если не нарушать, дорожная полиция почти никогда не будет тормозить просто так (меня лично за шесть лет не остановили ни разу), поэтому многие иностранцы пользуются этим и годами живут тут, не получая права. Меня это не устраивало, и я все же прошел тест, стал ездить легально. Друзья рассказывали, что, если все же остановил полицейский (а они здесь как плюшевые мишки — совсем безобидные), можно всегда сказать: «Ой, извините, я больше так не буду, я иностранец». И стражи порядка отпустят, даже если нет прав. Скажут больше так не делать — и на этом все. Одним словом, полицейских встретить сложно. Зато на дорогах попадаются роботы. Их ставят перед местами проведения дорожных работ. Манекен в форме рабочего в каске умеет самостоятельно махать руками с флажками — так они привлекают внимание к опасному месту.

Размеренность движения отражается и на том, что никто не знает условных знаков, привычных белорусам, таких как моргнуть фарами или поблагодарить «аварийкой». Тайваньцы не понимают ничего из этого. Контакта между водителями нет, даже визуального. В узком проезде можно долго размахивать руками водителю напротив, а потом обнаружить, что он даже не смотрит на тебя. Человек просто стоит и не думает, как выйти из ситуации, будто у него не хватает «оперативки» додумать, как разъехаться в случае, не описанном в правилах. Вспоминаю, как однажды на узкой горной дороге выступал в качестве регулировщика. Никто, кроме меня, не додумался разрулить затор — просто стояли, ждали чего-то. На горных дорогах стоит запах жженых колодок. Водители не догадываются, что можно перевести рычаг в другое положение, нежели чем D, и тормозить двигателем. Догадываться их просто не учат в школе. Даже на курсах по вождению дают четкие инструкции. Например: доедьте до перекрестка и поверните руль на три четверти оборота влево. Следовать инструкциям — их кредо.

Большое количество населения на острове порождает принцип «каждый сам за себя», что проявляется и на дорогах. Люди за рулем вообще не смотрят по сторонам, даже не пользуются зеркалами. Звучит смешно, но некоторые специально выкручивают зеркала, чтобы легче протискиваться между машинами в пробках и не цеплять их. Перестроение в соседнюю полосу в исполнении местных выглядит так: человек включает поворотник, ждет две-три секунды и начинает медленно крутить руль в нужную сторону, не глядя, занят ряд или нет. Далее есть два варианта: ему либо сигналят, тогда водитель возвращается в свою полосу, либо пропускают его. По той же причине левый ряд всегда занят неспешащими автомобилистами. У нас таких называют «тошнотами», а там это норма, все так привыкли. Тебе нужно быстрее — объезжай с любой стороны. Правительство даже стало показывать по ТВ обучающие ролики: если сзади догоняют, перестройтесь вправо. Без подобного образовательного видео тайваньцам эта истина была непонятна.

Тайваньцы привыкли подчиняться конкретным законам и правилам и не любят додумывать, прогнозировать. Возможно, из-за обилия иероглифов еще в школе их приучили к познанию мира на основе заучивания, зубрежки. Оттого они выросли прямолинейными, редко используют аналитику. Именно для аналитической работы меня — иностранца — и пригласили на местное производство. Эта черта выражается в том, что у местных стоять в очереди — одно из любимых хобби. На дороге это выливается в очереди в средней полосе. Много раз я подъезжал к перекрестку и видел: посередине — череда машин, а слева и справа — по две-три. В Беларуси автомобилисты специально перестраиваются перед перекрестком вправо, чтобы быстрее проскочить. Представьте себе обратную ситуацию: если впереди в вашем ряду очередь, а слева и справа свободно, никто и не подумает перестраиваться, чтобы подъехать ближе к светофору. Так и останутся стоять в очереди.

«Есть хороший пример, описывающий тайваньскую законопослушность. Здесь на остановках общественного транспорта нарисована линия, где именно нужно стоять в ожидании автобуса. Нонконформистов на остановках не встречал»

Почти на всех автомобилях установлены автоматические коробки. МКПП есть разве что на старых легковушках. Автопарк не сказать чтобы был сильно разнообразен, но нередко можно встретить суперкары, на которых гоняет молодежь по загородным трассам (особенно любят порезвиться в горах). Много продукции японского автопрома, которая не поставляется в страны Европы, есть даже автомобили местного производства, которые называются Luxgen. Логотип чем-то напоминает Lada.

Прежде чем покупать автомобиль, я просчитал все расходы. За парковку — а места для машины тут не найти — нужно отдать $100 в месяц. Налоги (на двигатель, на экологию и прочие) «съедают» от $600 до $1000. При этом сами автомобили дешевые, препятствий для их покупки, как в Китае (лотерей на номера, ограничения на выезд в город по номеру автомобиля), нет. Люди покупают модели в салонах, вторичный рынок развит слабо. Кредит на авто дают под 1—5%. Так что на дорогах сплошь и рядом новенькие машины. Найти в потоке старую модель нелегко. Дело в том, что дороги здесь такие чистые, что со стороны все машины кажутся недавно купленными. Автомойкой тайваньцы пользуются редко. Большой пробег между помывками могут выдавать разве что диски и колпаки.

Я взвесил все траты и приобрел скутер. Двухколесных транспортных средств здесь намного больше — около 17 млн скутеров в стране с населением в 23 млн человек. Для скутеров тут предусмотрены специальные парковки и паркинги — такой разметки, как на них, я не видел больше нигде.

Отдельные полосы для двухколесных ТС предусмотрены далеко не везде. В одну полосу вмещается порой по три скутериста, автомобилисты едут следом и не нервничают.


О популярности скутеров на Тайване говорит и тот факт, что именно здесь появились первые в мире электроскутеры со сменными батареями, которые можно менять в разных точках города (на заправках, у торговых центров). Стоят такие «агрегаты» по $3,5 тыс. Это уникальный проект, который заслуживает отдельного рассмотрения. Виталий и Ирина подготовили для наших читателей небольшой репортаж из дилерского центра по продаже скутеров Gogoro, в котором подробно описали специфику работы всей системы. Говорят, в ближайшие годы подобную систему хотят запустить в Амстердаме.

Рюкзаки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by