Родители, которым утром приходится идти по этому местному проезду, обычно крепко держат детей за руку. В любой момент на тротуар может выехать очередной кроссовер и придется уворачиваться. Несколько раз мы сообщали об аховой ситуации на ул. Мирошниченко в Минске, где в одном месте расположены два детсада и две школы. Неоднократно туда выезжали сотрудники ГАИ, эвакуаторы, но это давало кратковременный эффект… Словом, требовались конструктивные меры. К выработке решения подключились чиновники и руководство ГАИ. Эксперты предлагают внедрить типовые проекты: планируется устроить пикап-зоны возле школ и детсадов, сделать безопасными пути на учебу для детей, а нарушителям станут отправлять «письма счастья».
Местный проезд на ул. Мирошниченко — характерное для города место: жилой массив разрезан дорогой. Проезжая часть используется как единственная возможность для транзита к жилым домам, а также как парковка для автомобилей родителей, которые привозят детей, и местных жителей. В результате возникает ситуация, при которой место есть только для проезда одной машины. Когда водители «встречаются», происходит коллапс. Специалисты, изучавшие обстановку, зафиксировали на видеокамеру типичную картинку утреннего часа пик.
— Наши специалисты детально проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что дальний детсад является самой болезненной точкой, генерирующей трафик, — рассказывает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. — Это специализированное учреждение, куда возят слабовидящих детей не только из Минска, но и пригорода. Разумеется, родители используют, как правило, автомобили.
Контроль, даже регулярный, давал только кратковременный результат. Было очевидно, что без принципиального изменения организации дорожного движения здесь не обойтись. После наших публикаций ситуация была взята на контроль руководством администрации Советского района. Мы сами участвовали в одном из выездных заседаний, во время которого рассматривалась масса вариантов: сделать движение односторонним (но тогда бы пришлось проложить еще один проезд, а такой возможности нет), запретить парковку (потребовалось бы организовать круглосуточный пост ГАИ), расширить территорию проезда и организовать стоянку (это не решило бы проблемы — парковались бы с двух сторон) и так далее.
Специалисты БАЭС не предлагают установить запрещающие знаки (толку от них без постоянного контроля) или обложить все полусферами. Эксперты установили посередине проезда делиниаторы, и это должно исключить парковку. Любой, рискнувший бросить машину в таком «коридоре», просто-напросто парализует движение. Как показала жизнь, на такую сверхнаглость водители не решаются. Что-то подобное опробовали возле гостиницы «Планета» в Минске, где была такая же проблема.
— Вторым обязательным элементом возле детсадов и школ должны стать пикап-зоны, где можно высадить ребенка или на короткое время оставить автомобиль, — говорит Юрий Важник. — Признаться, раньше я недооценивал масштабы проблемы. Однако в том числе обстановка на ул. Мирошниченко заставила по-другому взглянуть на ситуацию.
Эксперты разработали несколько типовых вариантов пикап-зон возле школ — в зависимости от спроса. «Есть два типа поведения водителей в утренний час пик, когда проблема проявляется наиболее остро, — рассказывают о результатах исследования специалисты. — Первый. Остановка до двух минут, когда родители высаживают ребенка и он сам идет на учебу. Как правило, это школьники средних классов и старше. Второй. Остановка до десяти минут. Детей нужно сопроводить в детсад или школу (если это младшеклассники)».
По мнению сотрудников БАЭС, в первом случае достаточно организовать небольшой кружок, на котором уместится до трех автомобилей. Во втором потребуется кружок побольше и парковка посередине.
— Плюсов несколько, — считают эксперты. — Машины водителей, высаживающих детей, не будут останавливать поток на улице. А разворотное кольцо исключит движение задним ходом, что в стесненных условиях является проблемой.
Разумеется, на такой лакомый кусок парковки могут позариться другие водители. Чтобы предотвратить несанкционированную стоянку, предлагается сделать кружки закрытыми (банально закрывать ворота, устанавливать шлагбаумы и пр.), а ключи вручить сторожу/вахтеру.
Другой подход — более цивилизованный, без заборов. А если же кто-то все-таки бросит автомобиль, то сотрудники учебного заведения будут действовать как контролеры платных стоянок — сфотографируют машину нарушителя, отправят снимок оператору системы, а тот оформит «письмо счастья».
В перспективе пикап-зоны планируется организовать не только на ул. Мирошниченко, но и возле каждой школы, где есть такая необходимость. Для начала запустят пилотные проекты — во всех районах Минска выбрано по одному учреждению образования.
Работа уже началась. Первый пилотный проект частично реализован на ул. Азизова. Все, что собирались сделать на уличной сети, удалось — городские организации сработали слаженно. «Однако во дворах ничего не получилось. В частности, мы хотели сделать полуостровки, чтобы исключить парковку автомобилей на путях пешеходов, в первую очередь детей. Планировалось понизить бордюры. Но не нашлось ответственных, а в бюджете не предусмотрено ни копейки на такие мероприятия», — сообщили специалисты.
— Безопасность детей не заканчивается за забором школы. Нужно сделать безопасным весь путь на учебу, поэтому нельзя рассматривать проблему обособленно, — убежден председатель БАЭС. — А поскольку детсады и школы встроены в жилой массив, то мы сталкиваемся с необходимостью менять ситуацию во дворах. Это чрезвычайно сложная задача.
Наши дворы — вообще уникальное явление. Они открыты, подвержены агрессии автомобилей, и там гибнут люди. Много раз мы сообщали о подобных происшествиях (это легко отследить по соответствующему тегу). Обращает внимание то, что в основном в такие ДТП попадают дети и пожилые люди. Те, кому сложно справляться со средой. Еще один немаловажный момент — пешеходов сбивают на маленьких скоростях, часто при движении задним ходом.
Однако не все так безнадежно. Сейчас городские власти нашли силы, чтобы сделать образцовые дворы. Первым делом эксперты попросили родителей сообщать о проблемах через приложение «БАЭС-Локатор». «Это очень здорово нам помогло, — специалисты показывают карту. — Все сигналы были обработаны — обстановка изучена. Например, на ул. Надеждинской в сферу интереса попали шесть дворов, семь домов и один детский сад — предлагается восемь мер».
Поначалу хотели решить комплекс проблем — с парковками, спортивными площадками, детскими комплексами. Но когда стали анализировать обстановку, стало ясно, что это пока непосильная задача. Сейчас хотя бы сделать безопасными пешеходные пути, спасти жизни — в первую очередь детей.
Приоритетной задачей специалисты посчитали для себя решение проблемы с посадкой-высадкой, а также парковкой на пешеходных путях. Предлагается ряд конструктивных мер, которые бы исключили опасную стоянку (когда стоящие автомобили ограничивают обзор для других водителей) и сделали передвижение людей комфортным.
Это четвертая публикация из серии материалов, в которых мы системно говорим о факторах аварийности в Минске. Ранее размещались статьи о безопасности детей, мотоциклистах и темном времени суток. Можно сколько угодно кричать, что «надо менять культуру» или «повышать ответственность пешеходов/водителей», но это ни на что не повлияет. Пример западных стран показывает — улучшить ситуацию позволяют конструктивные меры, когда среда становится дружественной по отношению к участникам дорожного движения, опасные факторы минимизируются и градус напряжения снижается.
Автокресла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by