В деле о мошенничестве автохауса «Автокомпанисевен» набралось 500 пострадавших, примерно столько же добавится после рассмотрения деятельности компаний «Автокороб», «Фрешмоторс» и «Автопапа». Но словом «потерпевшие» в судах называют лишь тех, кто доверил комиссионкам продажу своих машин. Про тех, кто остался по другую сторону ситуации, — покупателей тех самых авто — слышно не так уж и много. А их ровно столько же, сколько продавцов. Судя по всему, им придется вернуть добросовестно приобретенные автомобили: остаться и без денег, и без покупок. Мы встретились с двумя девушками, когда-то купившими машины без подозрений, что те могут быть предметами криминальной истории.
Обе наши героини — и Галина, и Ольга — стали обладательницами автомобилей, прошедших через нечестные автохаусы. Сегодня Audi и Honda находятся в их пользовании, а точнее сказать, на ответственном хранении. Что будет завтра — известно. Из хранителей они превратятся в пешеходов, машины просто заберут, чтобы вернуть продавцам. Теперь девушки вместе с другими добросовестными покупателями собираются объединиться, чтобы защитить свои права на авто в конфликте «продавец — покупатель» — том самом столкновении, в котором никак не будут участвовать «виновники торжества», возглавлявшие комиссионки.
«По справедливости и по логике такие дела должны решаться между автохаусом и продавцами путем возврата денег, — говорят наши собеседницы. — Но никак не нужно перекладывать проблему на плечи покупателей». И они отнюдь не одиноки в своем мнении.
Есть смысл вспомнить, как работает серая схема нечистых на руку автохаусов. Продавец с мыслями о скорой продаже пригоняет свою машину на стоянку фирмы, заключает договор. Ему обещают отдать деньги за проданный автомобиль в течение определенного срока (в среднем месяца три). При нормальных рыночных условиях за это время находится покупатель и сумму действительно передают.
При ненормальных — деньги по контракту нужно отдавать, а покупателя все нет. В итоге автохаус идет на уловки: например, «зависшие» модели скидывают перекупам по низкой цене, недостающие финансы докладывают из следующих продаж. Деньги же продолжают крутиться, поступают новые машины, бизнес не останавливается.
Однако рано или поздно слишком частое обращение к такому «заимствованию» приводит к критической точке: не находится достаточно следующих клиентов, у которых можно занимать. Клиенты начинают возмущаться, требовать возврата авто или денег. Но это уже становится невозможным, пирамида рушится.
По версии следствия по делу о компании «Автокомпанисевен», деятельность осуществлялась по принципу финансовой пирамиды: если владелец выставил цену в 20 тысяч долларов, компания продавала его за 18, то есть себе в убыток. Часть денег директор вкладывал в подконтрольные ему фирмы (СТО, грузоперевозки), чтобы заработать и покрыть отрицательное сальдо. Оставшейся частью рассчитывался с предыдущими клиентами. Отрицательное сальдо увеличивалось. Окончательный ущерб деятельности обвиняемых — 94,23 миллиарда рублей «старыми» ($4,4 миллиона).
История обмана глазами продавцов неоднократно освещалась и обсуждалась. Но есть и другая сторона конфликта — покупатели. Они-то не подозревали о криминальном прошлом машин и оказались не в меньшей степени обманутыми. История Галины началась в кабинетах ее собственного предприятия:
«Один мой коллега летом 2014 года продавал Audi A6. Решила купить, цена была не выше и не ниже рыночной — $11 тысяч в эквиваленте. В начале июля я потратила день на оформление сделки и необходимых документов, и в этот же день, как стало известно позже, главу „Автокомпанисевен“ заключили под стражу. Вскоре коллега уволился, я обнаружила серьезные проблемы Audi — фактически это была „кукла“ с красивой оберткой и полным развалом внутри. Еще через какое-то время поступил звонок от следователя: „Вы обязаны явиться для разговора“. Из беседы стало понятно, что ранее машина была продана через автохаус, является предметом судебного разбирательства и ее необходимо на время поставить на штрафстоянку. Думаю, каждый представляет, какими были мои эмоции.
Спустя пару месяцев после моих собственных усилий мне разрешили забрать Audi на так называемое ответственное хранение. С боем я вернула машину со штрафстоянки: охранник грудью заграждал проезд и требовал 6 миллионов („старыми“) за хранение, только с помощью звонков следователям его удалось убедить, что ничего я не должна».
«Позже был суд. На озвучивание обвинения ушло пару дней, дело было изложено почти на 1100 страницах, — говорит Галина. — Всего было рассмотрено около 500 случаев. Мой Audi был 341-м в списке. В день рассматривали в среднем по четыре эпизода. На каждое заседание приглашали продавцов — они были признаны потерпевшими — и покупателей — просто в качестве свидетелей. В таком статусе мы не имели права не согласиться с решением суда. А вышло, что за ошибку продавцов приходится рассчитываться покупателям. Конечно, это нечестно».
«Действительно, при рассмотрении подобного рода уголовных дел возникают определенные трудности, связанные с разрешением вопроса о возврате имущества (в данном случае — транспортного средства), в случае его изъятия у добросовестного приобретателя, — обратили внимание юристы. — Поскольку здесь сталкиваются два интереса — добросовестного приобретателя и собственника.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 283 Гражданского кодекса РБ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли. Таким образом, первоначальный собственник вправе заявить требования об установлении факта ничтожности договора купли-продажи и истребовании автомобиля из чужого незаконного владения. При этом в предмет доказывания будет входить исследование вопроса о добросовестном приобретателе.
В данной ситуации будет учитываться и приговор суда, по вступлении его в законную силу, если им будет установлено, что авто выбыло из обладания собственника помимо его воли. Существуют требования (ч. 4 ст. 182 ГПК РБ), предусматривающие, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор суда, по тем вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Кроме того, при разрешении указанных выше исковых требований суд должен будет решить вопрос и о возмещении с виновного лица понесенных покупателем расходов по приобретению автомобиля».
В подобной непростой ситуации оказалась и наша вторая героиня — Ольга. «Купила Honda Civic весной 2015 года со стоянки на ул. Немиге, когда там работала компания „Фрэшмоторс“, — рассказала девушка. — Объявление о продаже нашла в сети. Сделка не вызывала сомнений: составили счет, выдали чек. Цена не была „сладкой“, машина обошлась в 200 миллионов „старых“ рублей. Моя ошибка была в том, что я не поискала в интернете отзывы о деятельности компании. Потом, когда нашла, многое стало понятным. Через два месяца после покупки позвонил следователь с печальными вестями: имущество изымается, его оставляют у меня на ответственном хранении, снять с учета нельзя.
В октябре на сайтах появилась новость: установлены 164 факта завладения автомобилем путем мошенничества. Пятеро обвиняемых побыстрее продавали принятые на комиссию автомобили третьим лицам. Продавцам деньги либо не возвращались вообще, либо компенсировались частично. 29 декабря состоится суд, на который я приглашена в качестве свидетеля, то есть, по сути, не столь полноправного участника процесса, как потерпевший. Выходит, любую покупку автомобиля, кроме как у официального дилера, можно называть небезопасной?»
Ольга — по профессии юрист и заранее решила подготовиться к заседаниям. Она, так же как и Галина, понимает, что машину, скорее всего, придется вернуть, а деньги требовать у осужденных:
«Насколько мне известно, у продавцов есть выбор: вернуть деньги (с обвиняемых) либо машину (с покупателей). Во втором случае — а их определенно будет большинство — взыскивать деньги с учредителей автохаусов придется именно нам. Думаю, все понимают, что значит пытаться вернуть сотни тысяч долларов от человека, находящегося в заключении.
Никто не отрицает, что мы являемся добросовестными покупателями, однако взыскивать эти суммы придется именно нам. Более того, продавцы начинают накалять ситуацию. Одни в меру тактично напоминают, мол, ответственное хранение не означает эксплуатацию, да вообще было бы неплохо востребовать с покупателей деньги на амортизацию и износ. (Тут есть и другая сторона — кто-то из покупателей уже вложился в восстановление и ремонт купленных авто.) Другие прямо заявляют: если не вернете машину, устрою проблемы».
Насколько масштабна проблема, объясняется простыми расчетами: около тысячи машин было незаконно продано указанными четырьмя автохаусами. Известно, что у осужденных учредителей «Автокомпанисевен» по приговору было конфисковано имущество — недвижимость, автомобили — в счет погашения причиненного ущерба. Но этого хватит едва ли на половину выплат. Выходит, не менее 500 человек будут вынуждены расстаться с добросовестно купленными машинами и ждать, когда придет очередной чек на мизерную сумму из колонии.
По словам Ольги, покупатели намерены объединиться для отстаивания собственных прав, хотя прогнозы на положительный для них исход дела неутешительны. В отстаивании своей позиции группа покупателей намерена делать упор на Директиву президента №4, в которой в пункте 2.1 требуется «гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом». Есть нюанс: директива не имеет статус закона, да и в принципе касается юридических лиц и ИП, а не физлиц, поэтому обоснованно настаивать на аналогии закона — чтобы имущество добросовестного приобретателя оставляли неприкосновенным, а виновного обязывали возмещать государству стоимость этого имущества. Как бы ни сложились дела в будущем, обманутые приобретатели уверены: делать из покупателей новых потерпевших — не выход.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by