18 549
28 января 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Возникло ощущение, что Renault врежется в столб раньше». Разбор аварии на развязке Орловская — Победителей

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Непонятную аварию зафиксировал наш читатель в Минске: при подъеме на классическую развязку женщина на Renault Megane не смогла справиться с управлением и врезалась в столб. Странностей много — начиная от траектории и бокового интервала и заканчивая действиями водителя в момент выезда за пределы проезжей части. Самое интересное выяснилось, когда эксперт во время разбора отрабатывал маршрут: слева нас несколько раз опередили быстрые и уверенные автомобилисты.

Эта развязка хорошо знакома минским водителям — классический клеверный лист без сюрпризов. В момент происшествия большого числа машин там не было, никто особо мешать не мог. Однако хетчбэк все равно выехал за пределы проезжей части, врезавшись в столб.

«Пассажирка на заднем сиденье не воспользовалась ремнем безопасности и несильно ударилась носом, — сообщил наш читатель, приславший видеозапись. — Остальные были пристегнуты, в том числе ребенок 2—3 лет на вид, и не пострадали».

Как рассказали в ГАИ, столб не получил повреждений, и ДТП не оформлялось, так как согласно ПИКоАП для начала административного процесса необходимо заявление от балансосодержателя, а его не поступило. Но нам происшествие показалось интересным для разбора.

— Выполнение простого маневра оказалось не таким уж простым, — включает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по независящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Поначалу Renault двигался спокойно, а потом что-то пошло не так.

Если детально рассматривать видеозапись, то первое, что бросается в глаза, — боковой интервал. Расстояние справа от машины постоянно менялось.

Сначала, как показалось, интервал был взят с запасом. Но потом он еще увеличился, что в определенных условиях может быть даже чревато — мало ли какому-нибудь гонщику захочется проскользнуть (вспомните разбор ситуации с призраком в Лошице)?

— Затем расстояние до бордюра справа стало резко сокращаться, и это является критичным моментом, — считает эксперт. — Честно говоря, я думал, что авария произойдет раньше. Но в ту секунду с ситуацией водителю удалось справиться.

Еще один показатель, что опасность возникла за несколько секунд до ДТП, — скорость. На подъем Renault заходил небыстро. Во всяком случае, двигавшаяся впереди хетчбэка машина легко оторвалась.

— Но затем Megane стал ускоряться, и это совпало с сокращением бокового интервала до бордюра, — замечает Виталий Жуковский. — Это позволяет думать о том, что же происходило в салоне автомобиля. Судя по всему, «пожар» удалось погасить, машина выехала на прямую, можно вздохнуть свободно и… происходит необъяснимое: в простейшей ситуации водитель просто не выравнивает колеса. На мой взгляд, имело место непроизвольное руление, так как он даже не видел, что едет в столб, — иначе тормозил бы. Ведь так?

На самом деле это типичная ситуация: казалось бы, опасность позади, ошибка исправлена, сидящий за рулем расслабляется и в результате попадает в аварию. Вот такой парадокс.

Одним из факторов, по мнению эксперта, была загруженность автомобиля. Как утверждает автор ролика, в салоне хетчбэка кроме водителя находились несколько человек.

— Первая версия — водителя могли отвлечь, — предполагает Виталий Жуковский. — Мы знаем, что в салоне был ребенок 2—3 лет, который мог стать источником волнения. Обратите внимание, в момент ДТП не было даже намека на торможение — стоп-сигналы не работали.

Вторую версию — техническую неисправность — эксперт отмел практически сразу: «Обычно при поломке водитель мгновенно предпринимает попытку остановиться. Допустим, вышло из строя рулевое управление. Если такое случается, инстинкт подсказывает тормозить, а не впадать в ступор».

В комментариях очевидцы, к сожалению, не отозвались. Пользователи лишь недоумевали, кто выдал водителю права, и высказывали общее мнение, что женщина, вероятно, отвлеклась (на телефон, ребенка или что-то еще).

Разговор зашел об особенностях женского управления автомобилем. Правы ли те, кто отличает стиль вождения в зависимости от пола сидящего за рулем? Однако Виталий Жуковский предложил говорить скорее о водителях-новичках и псевдоуверенности, когда человек думает, что умеет управлять машиной:

— К нам на обучение приходят люди (обычно с небольшим стажем), которые оценивают свое вождение так: до работы добираюсь нормально, в гости езжу, по магазинам, но иногда могу перепутать педали и немного глохну на светофоре. Когда же плотно начинаешь работать, оказывается, что водитель не чувствует габариты автомобиля, держит недостаточную дистанцию до едущего впереди, поздно реагирует на опасность, не замечает косвенные приметы аварийной ситуации и так далее. Поймите, нельзя уметь водить наполовину. Это все равно что сказать: рубить дрова умею, просто по полену не попадаю… Получается, девять раз проехал по маршруту нормально, а на десятый попал в ДТП, что-то пошло не так.

Эксперт продемонстрировал типичную ошибку новичка: допустим, что-то отвлекает водителя, тот поворачивает голову, и руки, которые находятся на руле, поворачивают руль. Как было в рассматриваемом случае, мы достоверно знать не можем. Но такую версию нельзя не рассматривать.

Некоторое время мы наблюдали за обстановкой на этом подъеме. Обычно автомобили тут движутся довольно спокойно, но несколько быстрее, чем ехал Renault.

Тогда эксперт сам сел за руль и проанализировал маршрут, управляя автомобилем: «Да, развязка типовая, но каждая все равно имеет особенности: радиус, градус подъема, наличие пешеходных и велопутей. Кстати, в самом начале выезда на эстакаду имеется „зебра“, и это нужно обязательно учитывать… Что касается подъема, то никаких особых проблем здесь нет: ширина проезжей части достаточная, закругление плавное. Тут сложно ошибиться, если, опять-таки, не отвлекли. Есть предположение, что водитель привыкла в повороте приотпускать руль и ожидала, что он вернется, но этого по какой-то причине не произошло».

Дважды мы проехали по развязке, и вот что примечательно: в обоих случаях слева нас опережали быстрые и уверенные водители, хотя перед самым выездом на ул. Орловскую происходит сужение двух полос до одной и возможны конфликты. Водителю Renault такие автомобили не мешали, но вообще этот нюанс стоит иметь в виду.

— Алгоритм действий при движении по этой развязке должен быть таким, — советует Виталий Жуковский. — При подъезде к эстакаде снижаем скорость и смотрим по сторонам, нет ли пешеходов и велосипедистов (к слову, один из них, несмотря на мороз, там ехал. — Прим. Onliner.by). Если автомобиль с МКП, я бы рекомендовал выбирать вторую передачу и держать одну и ту же скорость — тогда не придется вращать рулем. Затем попадаем на прямую, где ставим колеса ровно. Новичкам я бы рекомендовал отработать такие одновременные действия: вращение руля, работа с педалью газа и переключение передач. Это позволит им чувствовать себя увереннее на любой развязке.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by