19 999
21 января 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

«Напоминает игру в рулетку — красный или зеленый?» Разбор двойной аварии на проспекте Машерова

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Практически одновременно на этом минском перекрестке произошли две аварии. Причем есть все основания полагать, что второе столкновение косвенно связано с первым ДТП. Разбираем ситуацию, возникшую на проспекте Машерова в конце недели. Была ли видна разметка? Понятна ли организация дорожного движения? И при чем тут BMW 7-Series? Ответы ищем вместе с экспертом.

Нельзя сказать, что перекресток Машерова — Кропоткина аварийный, но ДТП тут периодически случаются. В минувший четверг (19 января) на этом месте, перескочив через островок безопасности, на встречку вылетел фургон, а через несколько секунд на очень медленной скорости Dodge столкнулся с остановившимся впереди Renault.

По информации ГАИ, в обоих происшествиях обошлось без пострадавших, вторую аварию даже оформили по европротоколу. Однако случившееся мы посчитали заслуживающим разбора. Ведь этому предшествовала серия ошибок.

— Обратите внимание — у фургона включен указатель левого поворота, — просматривает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по независящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Можно предположить, что водитель все-таки планировал повернуть налево или развернуться. Но по какой-то причине не смог и перемахнул через островок безопасности — вероятно, выбрав из двух зол меньшее.

Отметим, что достоверно неизвестно, почему фургон выехал на встречную. И хотя техническую неисправность тормозной системы или рулевого управления инспекторы не упоминали, вдруг бус был груженый и водитель понял, что не успеет остановиться?

— Понимая, что картинка влияет на восприятие, заметим, что до двигавшейся впереди машины (серебристого цвета) оставалось расстояние, — продолжает эксперт. — Почему у водителя фургона возникла необходимость резко уйти в сторону? Опять-таки, нам неизвестны некоторые факторы. В любом случае находившийся за рулем решил действовать именно так.

Когда мы выехали на место происшествия, оказалось, что наезд на островок безопасности был совершен в самом его начале. Еще остались следы от колес на снегу и некоторые обломки.

— Была версия, что водитель не разобрался в организации дорожного движения — мол, якобы разметка не была видна, а карман для левого поворота маленький, — вспоминает Виталий Жуковский.

Разбор мы проводили в аналогичных погодных условиях. Проезжая часть, судя по записи регистратора, занесена не была. Разметка видна хорошо, знаки есть. А карман не возникает внезапно и не такой уж короткий. Корить организацию дорожного движения, на наш взгляд, нельзя. Все понятно и очевидно.

В комментариях к заметке один из пользователей (ник — 1980053) утверждал, что был очевидцем происшествия: «Водитель семерки вырезал бус!!!! а потом поехал на красный чтоб ему не наваляли!!!! сам там ехал в то время!!!»

На видео заметен серебристый седан, который проехал по проспекту Машерова в прямом направлении. Однако на какой сигнал он двигался, не ясно.

— Честно говоря, возникают большие сомнения, что случилось именно так, — считает эксперт. — Этот седан в момент выезда фургона на островок безопасности двигался параллельно, с небольшой скоростью, а между ними было расстояние в один ряд… При чем тут он? Слова пользователя похожи на банальный «троллинг» и подливание масла в огонь.

Как мы выяснили, у этого светофорного объекта есть особенность. Для направления автора ролика включился красный, а для встречных некоторое время еще горел зеленый. На совершение поворота налево или разворот дополнительно дается около пяти секунд. Именно в этот момент произошли аварии, зафиксированные на видео.

— Поток ехал довольно спокойно, но среди легковых автомобилей выделялся один объект — верх крыши фургона, — снова просматривает запись Виталий Жуковский. — Он непроизвольно притягивает внимание своими действиями. Возникает ощущение, что фургон двигался быстрее остальных.

Постепенно разговор зашел о том, как ведут себя водители, увидев моргающий зеленый сигнал светофора. Это такой нервный момент и одновременно дилемма: ускоряться или тормозить? Многое зависит от машины, движущейся впереди. Некоторые водители начинают предполагать, а по сути — домысливать за другого автомобилиста.

Именно поэтому в Польше и Германии, например, светофоры зеленым не моргают, а сразу переключаются на запрещающий сигнал. Для нас это несколько неожиданно, хотя ничего страшного там в этом не видят. Наоборот, считается, что удалось убрать подгоняющий момент, который подчас провоцирует ускорение и, как следствие, происшествия.

— Это напоминает игру в рулетку: думаешь, что выпадет черное, а выпадает красное, — проводит такую аналогию эксперт. — Едущий впереди останавливается, а ты думаешь, куда уходить от столкновения.

Интересно, что пешеходы сначала инстинктивно отпрянули от края проезжей части. Но лишь один человек решил отбежать подальше. Остальные замерли, оставшись наблюдать за развитием событий. А вдруг у фургона отказали тормоза? Совет эксперта для таких случаев один: не размышлять, а покинуть возможную траекторию автомобиля как можно скорее.

Теперь вторая авария — попутное столкновение Renault и Dodge, поворачивавших налево с проспекта Машерова на улицу Кропоткина.

— Услышав громкий звук удара или увидев движение слева, часть водителей замерла на месте, — разбирает продолжение ролика Виталий Жуковский. — А вот Dodge, напротив, продолжал катиться, и произошла мелкая авария. Хотя в такой обстановке нужно поскорее удирать и не отвлекаться от управления. Какими мотивами руководствовались водители? Помочь? Но не перегораживая ведь дорогу! Кстати, очевидцы сообщали, что таксист первым делом направился как раз к фургону, явно желая оказать помощь.

Эмоции и чувства очевидцев понятны. Кто-то, быть может, впал в оцепенение. Кому-то просто стало любопытно, что случилось. Но это привело к еще одной аварии, пусть и не с такими последствиями.

— В такой ситуации я бы на месте водителя Dodge принял правее и стал уезжать с перекрестка, — говорит эксперт. — Услышав лязг, грохот, человек за доли секунды может оценить ситуацию и принять решение. Ключевой ошибкой же явно стало отвлечение от управления.

Напоследок Виталий Жуковский решил оценить ситуацию из-за руля, проехав по этому же маршруту. Его впечатления такие: «Разметку и знаки видно хорошо. Все интуитивно понятно. Пространства для перестроения в карман хватает. Чтобы довести ситуацию до точки кипения, нужно было постараться. Но, опять-таки, большая машина приводит к большим последствиям… Куда торопиться? Ведь не на пожар спешишь… Заранее планируй маршрут, перестраивайся, и все будет хорошо».

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by