15 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Как не подхватить speed? О методах ГАИ по фиксации превышения скорости

Контроль за превышением скорости всегда был болезненной темой для водителей. Широкие проспекты с гладким асфальтом так и подначивают к тому, чтобы нажать на педаль газа. В то же время неоднозначность городской среды вынуждает выставлять ограничения, чтобы успокоить поток и снизить вероятность совершения ДТП с пострадавшими и погибшими. За несколько лет водители успели привыкнуть и научились обходить датчики фотофиксации, а вот то, что скоростемер может быть установлен во встречном автомобиле, не всегда учитывают. Во время Глобальной недели безопасности дорожного движения OOH, хештегом которой стал призыв «Спасай жизни #сбавь скорость», корреспонденты Onliner.by отправились в рейд со спецподразделением Минской ГАИ.

Раньше была «Искра», потом «Визир», теперь чаще сотрудники ГАИ используют скоростемер «Бинар», который может работать как в ручном режиме, так и из движущегося автомобиля. Инспекторы настраивают прибор, в комплекте которого предусмотрен даже пульт. Остается выбрать направление: радар может фиксировать скорость как попутных машин, так и встречных.

Выезжаем на одну из основных магистралей города — Партизанский проспект. Днем здесь почти всегда интенсивное движение грузового и общественного транспорта. У водителей легковых автомобилей может появиться искушение совершить опережение, которое порой невозможно без превышения. Такие маневры на скорости в условиях ограниченного обзора и плотного трафика крайне опасны. Сколько роликов с моментом развития аварийных ситуаций с Партизанского размещали очевидцы на форуме Onliner.by...

В данном случае инспекторы настраивают прибор для фиксации нарушения скорости на 20 км/ч и более. Пока служебный автомобиль ГАИ движется по проспекту, замечаем, что многие едут на грани превышения или рискуя получить штраф по «первой части» (так обычно называют ч. 1 ст. 18.13 КоАП — «Превышение скорости движения»): 69, 73, 77 км/ч...

Однако мало кто рискует ехать быстрее. Сотрудники спецподразделения вспоминают утренний случай: остановили водителя автомобиля с превышением более чем на 20 км/ч. Оказалось, ему только-только сообщили о сгоревшем складе и он поспешил выехать на место происшествия.

Причины превышения автомобилисты называют разные, но кому какая разница, если в результате машину не удастся остановить и произойдет авария, в которой пострадают/погибнут люди? Во время судебных заседаний это звучит слабым аргументом...

Одним из ключевых факторов учетной аварийности в Беларуси эксперты называют ограничение скорости в населенных пунктах (по умолчанию) в 60 км/ч. Хотя практически во всех странах Европы лимит в деревнях, поселках и городах составляет 50 км/ч (там вообще используется другая градация — «дорога 30», «50», «70», «90», «110», а у нас — «40», «60», «90», «120»).

Почему вообще идет «торг» из-за «несчастных» 10 км/ч? Как показывает опыт, при европейских «пятидесяти» у незащищенных участников дорожного движения (в первую очередь пешеходов) шансов выжить гораздо больше, чем при наших «шестидесяти». Да и потом у нас ведь привычно накидывают еще 9 км/ч к лимиту, мол, еду свои «законные» 69 км/ч. Это распространенное заблуждение. Ведь даже превышение на 1 км/ч считается нарушением ПДД, другой вопрос, что ответственность в КоАП предусмотрена только с +10 км/ч.

Для понимания, насколько жестко борются с превышениями в Европе: в Швейцарии камеры скорости (в некоторых странах о них не предупреждают, и вообще они сливаются с дорожной инфраструктурой) фиксируют нарушение, если машина движется на 3 км/ч быстрее положенного, в Германии этот порог составляет 5 км/ч. Для сравнения: в Беларуси — 12 км/ч.

Рядом с перекрестком улицы Долгобродской «Бинар» сигнализирует, мгновенно выхватывая самый быстрый объект в потоке, — есть превышение более чем на 20 км/ч. Таковым оказался фургон «Газель». Серия снимков сохраняется в памяти прибора. А через несколько минут водитель по указанию инспекторов останавливается возле края проезжей части.

— Да я сам в шоке! — удивляется водитель, молодой мужчина. — Не обратил внимания... Вообще, еду по работе, фургон служебный...

Некоторое время занимает проверка на повторность. Напомним, если выяснится, что в течение года было зафиксировано аналогичное нарушение, то составляется протокол по ч. 4 ст. 18.13, по которой предусмотрено лишение водительских прав. Такие административные материалы могут рассматривать только руководители ГАИ.

Оказывается, для водителя фургона это первое такое нарушение. Поскольку он признает превышение, а ряд снимков на экране прибора (который, к слову, должен быть сертифицированным и регулярно проходить поверку) не позволяет в этом усомниться, ему предлагают оплатить минимальный штраф (23 рубля) на месте или в течение пяти рабочих дней по упрощенной схеме — через ЕРИП (такая возможность появилась в конце 2016-го).

Напоследок мужчину предупреждают о том, что повторное в течение года превышение более чем на 20 км/ч может быть чревато лишением удостоверения. Это серьезный гнет для автомобилиста, который регулярно ездит на машине. Говорят, многих вынуждает пересмотреть стиль вождения, хотя не всегда...

Усиление контроля за скоростью связано с Глобальной неделей безопасности дорожного движения OOH, которая проводится в четвертый раз. Многие города и страны поддержали тренд. На этот раз акция получила название #SlowDown, мол, снижай скорость — спасай жизни. В Беларуси за проведение мероприятия отвечает Белорусский клуб автомототуризма. Его участники берут у водителя слово, что больше тот не будет превышать скорость. Правда?

Ну а сотрудники спецподразделения ГАИ движутся дальше. Снова Партизанский проспект, и снова скоростемер сигнализирует красным цветом о значительном превышении — 87 км/ч. За рулем — мужчина в возрасте. Причины спешки он не называет, больше интересуется, как оплатить штраф.

Через несколько минут служебный автомобиль вновь сканирует поток. «Бинар» долго не молчит и вскоре сообщает об Audi Q7, который также движется более 80 км/ч.

— На работу опаздываю, — объясняет водитель кроссовера, забывший к тому же права в другой машине. — Сколько хоть получилось?

— Сначала 87 км/ч, потом ваш автомобиль снизил скорость до 82 км/ч, — демонстрируют показания прибора сотрудники ГАИ.

— Эх, если бы не «камуфляж», я бы заметил... — разочарованно вздыхает мужчина.

Во время проверки информации по планшету выясняется, что через месяц заканчивается срок действия водительского удостоверения мужчины, а еще — что он уже попадался на превышении в течение года, причем на этой же Audi. Следовательно, материал пойдет для разбора в ГАИ — оплатить штраф по «упрощенке» не выйдет.

— Не надо... — неубедительно пытается протестовать автомобилист.

— Мы не вправе выносить решение по данному вопросу. Это компетенция заместителя начальника или начальника ГАИ, — объясняют инспекторы. — Схóдите в ГАИ, заодно и водительское удостоверение поменяете...

— Это косяк, — мотает головой водитель.

Инспекторы последовательно отрабатывают магистраль неспроста. Ранее здесь не раз фиксировались ДТП, связанные именно с превышением скорости. А за несколько часов до начала рейда поступило сообщение о серьезной аварии на Партизанском проспекте (между МКАД и ул. Селицкого).

По предварительной информации ГАИ, водитель автоподъемника стал перестраиваться и совершил столкновение с попутным BMW 5-Series. Легковой автомобиль водительской дверью врезался в столб. Осколки стекол разлетелись вокруг, сработали подушки безопасности. Но это не предотвратило травм — у 50-летней женщины, управлявшей BMW, подозревают перелом бедра. Скорость транспортных средств и то, состоит ли это в причинно-следственной связи с аварией, еще предстоит установить.

Но инспекторы замечают, что именно этот участок Партизанского проспекта не раз фигурировал в сводках скоростезависимых ДТП. Например, в прошлом году таких аварий (с пострадавшими и погибшими) на данном отрезке было зафиксировано восемь, в 2015-м — 11.

— Основной акцент при контроле за скоростью на улицах Минска делается на профилактике тяжелых ДТП, — подчеркнул начальник отдела агитации и пропаганды Минской ГАИ Сергей Зараник. — Главная цель — успокоить поток, снизить среднюю скорость и предотвратить получение травм и гибель людей. Именно поэтому каждый раз заранее через СМИ информируем о местах установки мобильных камер скорости.

Несмотря на такие предупреждения и информационные таблички желтого цвета, вспышки переносных датчиков фотофиксации в таких местах срабатывают постоянно. В этом мы убеждаемся на улице Ташкентской, где как раз установлена камера скорости. За 7 часов произошло около 80 срабатываний! То есть в среднем каждые 5 минут попадается тот, кто превышает установленный лимит в 12 км/ч.

После очередного срабатывания инспекторы решают остановить водителя и спросить о мотивах:

— Вы попали на камеру фотофиксации. В скором времени должно прийти постановление.

— За что? — водитель микроавтобуса Mercedes удивлен.

— За превышение скорости. Вы не обратили внимание на желтую табличку?

— Ребята, да я спешу — мне на гродненскую трассу надо... Ну отвлекся. Вот вы ни о чем своем не думаете?

Наверное, мы бы не придали этим словам значения. Но уже третий остановленный водитель в качестве объяснения ссылается на отвлечение внимания. Можно было бы, конечно, принять это за типичное оправдание, чтобы только отстали с расспросами. Сложно представить, как можно отвлечься, превышая? Звучит довольно странно. Но в объяснениях водителей в протоколах о ДТП тоже часто фигурирует эта причина.


Статистика говорит о том, что вопрос успокоенности потока в Минске остается нерешенным. В 2016 году в городе зафиксировано более 300 тысяч фактов превышения скорости (включая показания датчиков фотофиксации). Произошли 53 учетных ДТП, главной причиной которых названа неадекватная скорость. В результате этих происшествий погибли 8 человек, 65 получили травмы. Эксперты же говорят, что практически в любой аварии одним из основных факторов является скорость. Ведь стоящий автомобиль вряд ли кому-то причинит травмы...

Радар-детекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова