Минские водители в соцсетях обратили внимание на новые камеры, которые установили на нескольких перекрестках пр. Машерова. Кто-то решил, что речь идет о новых моделях датчиков фотофиксации превышения скорости. Впрочем, это не так далеко от истины. Правда, устройства будут не контролировать автомобилистов, а скорее помогать им: умные камеры, Bluetooth-приемники и вмонтированные в проезжую часть датчики станут ускорять запруженное направление и разруливать пробки. Об инновациях и о том, когда можно ощутить первый эффект, корреспонденту Onliner.by рассказали в отделе технических средств и систем Минской ГАИ.
На некоторых перекрестках пр. Машерова Г-образные стойки начали устанавливать около месяца назад. Присмотревшись, можно заметить две камеры, одна из которых обзорная (купольного типа), а вторая — широкоугольная, направлена на поток, приближающийся к перекрестку. Специалисты наверняка также распознают Bluetooth-приемник (серого цвета).
— Впервые в Минске в реальном режиме эксплуатации применяются так называемые умные камеры (те, которые направлены строго на поток), — сообщили в отделе технических средств и систем ГАИ города. — Эти устройства определяют число автомобилей, которые приближаются к перекрестку. Широкоугольный объектив позволяет отслеживать ситуацию одновременно на восьми-десяти полосах (как одного направления, так и двух). Кроме подсчета интенсивности движения, умная камера определяет среднюю скорость потока на данном участке.
Однако этого мало для реализации полного набора алгоритмов управления на магистрали. Поэтому для управления ситуацией на перекрестках установили Bluetooth-приемники.
Они видят автомобили, у которых включен BT-приемник, а также смартфоны водителей (специальная программа отсеивает, например, телефоны пешеходов), и определяют время проезда и скорость конкретной машины.
Таким образом удается получить данные о реальной скорости сообщения (которая учитывает все остановки транспортного средства — на светофоре, из-за затора, ДТП и так далее).
Наконец, дополняют картину беспроводные датчики, вмонтированные в проезжую часть. Это наиболее точная информация о том, сколько автомобилей находится на перекрестке. Они по Wi-Fi связываются с контроллером (еще одно устройство, размещенное на перекрестке).
На некоторых перекрестках используются только умные камеры, где-то их дополняют Bluetooth-модули, а в нескольких узлах установлены только беспроводные датчики. Тип оборудования выбирался в зависимости от особенностей узла и задач.
Все сделано для дистанционного отслеживания текущей дорожной ситуации. Можно сказать, у ГАИ появляется комплекс устройств, которые перепроверяют, калибруют и дополняют друг друга. Эти данные позволят оперативно реагировать и включать зеленый свет наиболее загруженному направлению, не ущемляя другие.
— Самое главное, что система сама сможет определить, какому направлению отдать приоритет в текущий момент, выбрать подходящий противозаторовый алгоритм. За это отвечает контроллер, также установленный на перекрестке. И роль программного обеспечения, которое разрабатывалось специально для таких задач, в этой связи тоже важна, — подчеркнули инспекторы. — Вмешательство оператора понадобится только в исключительных случаях, причем об этом просигнализирует сама система. Скажем, когда произошла нештатная ситуация и надо отправить наряд ДПС. Именно тогда потребуется картинка с обзорной камеры, которая позволит рассмотреть, что случилось вдалеке.
Благодаря новым технологиям будут опробованы новые планы работы светофоров. Например, ночью, когда возрастает риск совершения ДТП с пострадавшими или погибшими. Для основного направления будет всегда гореть зеленый сигнал светофора, но если там будет пусто, а со второстепенной улицы к перекрестку станет приближаться автомобиль, то включится вызванная фаза разрешающего сигнала.
Увеличить пропускную способность и скорость сообщения на участке пр. Машерова — от ул. Тимирязева до пр. Независимости. В идеале сотрудники ГАИ хотят сделать так, чтобы потоку не приходилось останавливаться на этом отрезке. То есть речь о создании стабильной «зеленой волны», которая будет работать также в час пик.
— Мы рассчитываем добиться скорости сообщения в 40 км/ч (для сравнения: сейчас она составляет 25—30 км/ч). Это очень высокий показатель, — уточнили в отделе технических средств и систем Минской ГАИ.
Как итог, на 15% повысится пропускная способность, удастся снизить потери в дорожном движении на $50—60 тысяч в год.
Такая дорожная стратегия звучит многообещающе. Во время первого этапа проекта новыми технологиями оборудуют восемь перекрестков на пр. Машерова от ул. Тимирязева до пр. Независимости (с ул. Тимирязева, пр. Победителей, ул. Даумана, ул. Кропоткина, ул. Богдановича, ул. Куйбышева, ул. Красной, пр. Независимости), а также светофорный объект возле пешеходного перехода напротив магазина Preston (многие спрашивают, когда его уже подключат, — придется подождать, сейчас идут работы по перепроектированию в связи с изменением законодательства).
— Мероприятия по повышению пропускной способности с помощью систем управления дорожным движением считаются в мире наиболее дешевыми и эффективными, — ранее не раз акцентировали внимание на этом принципиальном моменте в ГАИ. — Эффект на первом кольце будет достигаться за счет внедрения новых алгоритмов управления светофорами с применением инновационных детекторов, а также небольших реконструктивных мероприятий (возведение островков безопасности, выделение левых карманов), изменения знаков и разметки.
Очевидно, что простого монтажа новых устройств будет мало. Потребуется изменить организацию дорожного движения. Где-то удастся обойтись разметкой (выделить карманы для левых поворотов, как сделано на пр. Машерова), где-то придется вводить ограничения. Наиболее серьезные коррективы коснутся перекрестка Машерова — Богдановича, о чем мы неоднократно предупреждали.
Во-первых, там запретят два левых поворота. Этот маневр нельзя будет выполнить с ул. Богдановича. Сейчас в пиковые моменты ситуация там критическая. Проблема в том, что накопительных карманов не хватает, хвост очереди, стоящей на левый поворот, занимает соседнюю полосу.
Одновременно создадут условия для совершения разворота по пр. Машерова — в частности, будут организованы накопительные карманы напротив военного госпиталя и около магазина Preston.
Во-вторых, эксперты пришли к выводу, что придется перенести остановки общественного транспорта по ул. Богдановича, которые сейчас мешают совершать поворот направо на пр. Машерова.
Работы по оптимизации этого важного узла планируется начать в конце мая.
— Улучшение не будет происходить резко, это плавный процесс, — предупреждают в Минской ГАИ. — К концу этого года водители должны заметить эффект, который будет нарастающим. Подчеркнем, что никаких специальных мероприятий по принудительному перераспределению транспортных потоков проводиться не будет. Расчет на то, что автомобилисты сами заметят улучшение и выберут наиболее быстрый путь.
В течение этого года планируется провести работы по отладке противозаторовых алгоритмов и совместимости оборудования. Так сказать, будет нарабатываться массив информации. По итогам исследования выберут самый эффективный и оптимальный план.
Вторая часть проекта (он уже разработан) включает в себя светофорные объекты на втором кольце. С учетом бюджетного финансирования она стартует сразу после первой. Всего изменению подлежат 90 перекрестков города. Реализовать проект планируется за два года.
За установкой устройств кроется не просто желание испытать новые технологии в Минске. Поставлена более глобальная и амбициозная задача, которая косвенно скажется на трафике во всем городе. С помощью технологий и противозаторовых алгоритмов планируется ускорить первое кольцо, сделать его привлекательным для водителей. В этом заключена дорожная стратегия — перенаправить потоки с перегруженных радиальных магистралей на транспортные кольца.
К чему привела ситуация, когда приоритет отдавали ул. Богдановича, пр. Дзержинского, ул. Маяковского и др., все могут видеть в час пик в центре города. Пропускная способность ключевых перекрестков исчерпана — собираются заторы. Именно поэтому решено сделать комфортными для движения транспортные кольца — первое и второе, — которые, подобно конвейеру на заводе, будут ритмично, порциями доставлять автомобили в нужную водителям часть города.
Сейчас автомобилисты «кусочничают», используют первое кольцо фрагментами. Это связано с тем, что пр. Машерова и его «соседи» не воспринимаются как полноценный транспортный объект.
Да, пока нет представления, что по нему можно быстро перемещаться, не срезая углы. Незавершенность первого кольца также имеет важное значение. Хотя городские власти недавно заявили, что достроить его нужно к 2019-му. В этом году планируется приступить к возведению двухуровневой развязки на пр. Дзержинского и продолжению строительства в направлении ул. Московской.
— Умная противозаторовая система имеет несколько масштабов: локальный, магистральный, сетевой, районный и городской, — подытоживают в Минской ГАИ. — Локальный план — это всего лишь один перекресток. Например, пересечение Машерова — Тимирязева, на котором контроллер сам решает, как разрулить затор. В случае с магистральным он уже работает в координации с контроллерами других узлов. При сетевом — учитывает пересекаемые улицы. Районный план видит картинку еще более глобально. А город — это самый перспективный масштаб, в котором автомобили циркулируют как единая кровеносная система.
GPS-трекеры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by