19 755
17 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Он же не умалишенный под поезд ехать, тогда почему выскакивает?» Разбор нарушений на железнодорожных переездах

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Ноябрь 2013-го — около Молодечно Mercedes оказался между двух поездов, трое погибших. Май 2015-го — в Костюковичском районе Opel протаранили на железнодорожном переезде, четыре жертвы. Июнь 2016-го — происшествие на рельсах близ Сморгони, в результате серьезно пострадал пассажир Audi. С Юрием Красновым мы выехали на железнодорожные переезды, чтобы понять — почему там время от времени случаются трагедии, а водители все же рискуют проезжать на красный сигнал светофора.

Поводом поговорить о наболевшем стала видеозапись, размещенная участником нашего форума. Перед железнодорожным переездом загорелся красный сигнал, шлагбаум опустился, образовалась очередь. А водитель Geely, словно воспользовавшись ситуацией, объехал машины по встречной полосе.

— Водитель кроссовера явно рассчитывал, что грузовик позволит ему проехать. Это, собственно, и произошло, — просматривает ролик Юрий Краснов. — А если бы там находился принципиальный, который решил бы проучить? Как минимум закончилось бы конфликтом.

Во время обсуждения ситуации возникла версия, что герой ролика действовал вынужденно. Допустим, за кадром остался перекресток. Водителю Geely нужно было повернуть налево, но очередь перед железнодорожным переездом не позволяла совершить маневр. Вот почему он выехал на встречную.

— Все это выглядело бы менее вызывающим, если бы кроссовер стал за грузовиком, где оставалось место, — замечает эксперт. — А вообще, по-хорошему следовало бы повернуть направо, развернуться в положенном месте и занять место в конце очереди.

Конечно, на этом видео зафиксирована не самая опасная ситуация. А вот когда автомобили глохнут прямо на рельсах или водители пытаются проехать на красный сигнал светофора... Почему происходят такие случаи? Их называют глупыми, но ведь это не исключения. Ситуация повторяется из раза в раз.

Чтобы посмотреть на обстановку вживую, мы выдвинулись на железнодорожный переезд в Колодищах, который разделяет новую и старую застройку. Движение автомобилей тут интенсивное. Электрички и грузовые поезда тоже ходят частенько. Вечером примерно каждые 5—10 минут загорается красный сигнал светофора и опускается шлагбаум. Кстати, то, что переезд для машин перекрывается, имеет важнейшее значение. Конструктивные решения во сто крат повышают безопасность.

— Не думаю, что кто-то рискнет выехать на встречную, — предполагает Юрий Краснов. — Это же как надо не дружить с головой, чтобы упереться во встречный поток. Придется проситься, ловить момент. А если не получится? Не-е-е, это не та ситуация.

Действительно, большинство аварий на железнодорожных переездах случаются, если те не оборудованы шлагбаумами. Редко когда водитель решает таранить преграду, хотя такое тоже бывает. Обычно на крайние меры автомобилисты идут при экстренной ситуации или после употребления больших доз алкоголя.

Другое дело, если на переезде шлагбаума нет и останавливает условность в виде сигнала светофора. Эксперт припоминает ситуацию в Хатежино, где водители часто нарушают: «Загорается красный, я останавливаюсь и жду. Смотрю, рядом проезжает одна машина, другая, третья... Оказалось, что после включения запрещающего сигнала поезд появляется только через несколько минут. Местные знают об этой особенности и решают проскочить».

Это известная проблема: вроде бы хотят сделать как лучше, перестраховываются, но выходит только хуже. В организации дорожного движения есть такое понятие, как «время ожидания терпеливого пешехода/водителя». По истечении определенного временного промежутка даже самый дисциплинированный человек пойдет на запрещающий сигнал. Как правило, лимит составляет несколько минут.

— Основная опасность в том, что человек, якобы контролирующий ситуацию, на самом деле не управляет обстановкой, — продолжает Юрий Краснов. — Достаточно небольшой неожиданности, и все... Знакомая рассказывала, как двигалась через переезд и заглохла: ехала на первой передаче, потом решила переключиться и дыр-дыр-дыр. Она в стрессе, пытается трясущимися руками завестись, ничего не получается. В салоне дети, все орут... А тут поезд вдалеке показался. Пришлось отталкивать машину — хорошо что успели.

Вся неотвратимость подобных ситуаций в том, что машинист, даже видя препятствие, не в состоянии остановить многотонную махину. Тормозной путь у поезда может составлять более километра.

На YouTube много роликов о таких происшествиях. Одно из самых громких в Беларуси случилось в прошлом году. На железнодорожном переезде недалеко от Дзержинска заглох трактор с полуприцепом. Водитель успел выскочить из кабины. Спустя некоторое время МТЗ был снесен пассажирским поездом Москва — Брест.

Разговорились с дежурной по станции в Колодищах как раз о подобных ЧП. Она объяснила, что на такой случай есть четкие инструкции. Увидев, что кто-то застрял на переезде, она обязана включить заградительную сигнализацию и сообщить по радиостанции машинистам всех поездов, находящихся поблизости.

По словам женщины, именно на этом переезде крупных аварий давно не случалось, хотя водители иногда пытаются проскочить на красный — до того, как опустится шлагбаум. Успевают не всегда — в результате помятые капоты и расстроенные чувства торопыг.

Периодически ГАИ проводит операции, которые носят незамысловатое название «Переезд». Как правило, это выглядит так: рядом паркуется обычный автомобиль без специальной окраски. Из него ведется наблюдение за потоком. Если замечают нарушение, то по радиостанции передают информацию одному из двух экипажей ГАИ, которые работают в 500—600 метрах по обе стороны от переезда.

В Кодексе об административных правонарушениях есть даже специальная статья 18.15 («Hарушение правил проезда железнодорожного переезда»), по которой за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от двух до четырех базовых величин (сейчас — от 46 до 92 рублей).

Некоторое время назад обсуждалась идея оборудовать отдельные переезды камерами и фиксировать нарушения, а затем присылать владельцам транспортных средств «письма счастья». Однако на какой стадии эта затея сейчас, неизвестно.

Подежурив в Колодищах около часа и заметив только пару велосипедистов, которые проехали на красный, решаем сменить место дислокации.

В Городище переезд как раз не оборудован шлагбаумом, хотя движение автомобилей тоже активное. При нас двое водителей все же решились проскочить. Сначала Volkswagen, а потом Audi. Отметим, что запрещающий сигнал только-только загорелся и, на наш взгляд, у автомобилистов был шанс спокойно притормозить.

— Аварии, происходящие на переездах, называют глупыми, однако не все так очевидно, — рассуждает эксперт. — Явно же человек видит светофор, знаки, знает о приближающейся опасности, но почему-то решает выехать. Значит, у него есть какая-то логика, и он полагает, что сможет безопасно минуть рельсы.

То есть речь зачастую идет об осознанном нарушении, и дело вовсе не в невнимательности, как полагают обыватели.

— Многие попавшие под поезд уже не могут рассказать, почему они решили выехать на переезд, — продолжает Юрий Краснов. — Причин, как мы считаем, может быть несколько: водители прямо на переезде решают переключить передачу, выбирают слишком высокую скорость, не учитывают покрытие и глохнут. Фактор стресса тоже надо иметь в виду. Даже у меня повышается тревога, когда еду через рельсы.

Сбивать с толку может также отсутствие привычки или некое исключение из правил. Например, все знают, что на Бетонном проезде в Минске есть железнодорожный переезд, но поезда там ходят о-о-очень редко. Проезд без остановки входит в привычку и... В ноябре 2015-го регистратором была зафиксирована вот такая ситуация. Как говорится, от беды отделяли несколько метров и секунд.

Еще одна типичная ошибка связана с домысливанием. Например, автомобилисты решают, что раз поезд прошел, то красный должен вот-вот погаснуть, и начинают движение раньше времени. А там другой поезд...

— Какие можно дать советы, кроме очевидных вроде стоять до упора на красный? — заключает эксперт. — Если автомобиль с «механикой», то двигайтесь на небольшой скорости и на одной передаче. А при подъезде к рельсам снижайте скорость и будьте готовы остановиться при загорании запрещающего сигнала светофора.


— Приближаясь к переезду, я всегда смотрю по сторонам, даже если красный не горит, — в конце выпуска Юрий Краснов сам садится за руль. — Передачу не переключаю, двигаюсь на первой и только минув рельсы перехожу на вторую. Итак, 39-й закон безопасного поведения на дороге: на железнодорожном переезде вы всегда должны ожидать, что из-за угла может выскочить товарняк, скорый или электричка.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by