Не мешай автобусу — ведется фотосъемка. О новых методах контроля на проспекте Независимости

UPD
509
08 августа 2017 в 17:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Не мешай автобусу — ведется фотосъемка. О новых методах контроля на проспекте Независимости

А вы знали, что каждый автобус-«гармошка» маршрута №100 в Минске в час пик перевозит в среднем 150 пассажиров единовременно? Вот он остановился на светофоре — 150 человек оплатили проезд и направляются по своим делам. Столько же находится в 100 автомобилях, которые точно так же стоят на светофоре. Кому должен быть отдан приоритет в движении, для кого должны быть созданы максимально комфортные условия на дороге — для автобуса, который перевозит много людей, но занимает мало места и меньше загрязняет воздух, или для 100 автомобилей, которые, смотрите, уже создали затор?

Вместе с экипажем ГАИ Минска мы приехали на проспект Независимости, остановились возле долгостроя, который заслонил вид на Свислочь. Утро буднего дня. Хорошо виден поток автомобилей, которые спускаются со стороны Октябрьской площади в направлении улицы Янки Купалы. В крайнем правом ряду должны двигаться только маршрутные транспортные средства: полоса обозначена соответствующим образом, нанесена разметка, установлены знаки. Так в чем же проблема?

2300 нарушителей в будний день, 700 — в выходной

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что только на данном участке проспекта в среднем фиксируется около 2300 нарушений ПДД в будние дни и порядка 700 таких фактов в выходные, — сообщили в ГУ «Столичный транспорт и связь».

Речь о пункте 124 Правил дорожного движения: на дорогах с полосой движения для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками «Полоса для маршрутных транспортных средств», «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение, остановка и стоянка других транспортных средств в этой полосе.

Некоторые водители, стремясь проехать быстрее, движутся по автобусной полосе. Тем самым они создают препятствие общественному транспорту.

Для того чтобы взять ситуацию под контроль, ГУ «Столичный транспорт и связь» совместно с СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» и управлением Госавтоинспекции Мингорисполкома запустило пилотный проект по внедрению системы фотофиксации таких нарушений. На проспекте Независимости установлены две камеры: одна в районе Дома офицеров, другая на противоположной стороне, ближе к Дворцу культуры профсоюзов. Эти приборы фотографируют автомобили, которые движутся по выделенной полосе, после чего данные в режиме реального времени направляются для обработки. В перспективе, если будут приняты соответствующие изменения в законодательстве, на основании этих данных владельцам автомобилей будут направляться «письма счастья» по аналогии со штрафами за нарушение скоростного режима.

Но сегодня информация о нарушениях поступает на компьютер, установленный в автомобиле ГАИ. Инспекторы видят, какой автомобиль двигался не по правилам, и останавливают его.

«Я хотел повернуть направо» — обычная отговорка

Посмотрим, как это работает. Камера фотографирует автомобиль, который находится в крайней правой полосе движения. Регистрационный номер хорошо различим на фото, в целом это очень напоминает работу приборов фотофиксации.

— На самом деле эта система даже проще. В камерах скорости функционирует радар, который измеряет, насколько быстро движется транспортное средство. Для фиксации нарушений, связанных с расположением автомобиля в выделенной полосе, достаточно установить фотокамеру. Разумеется, она должна делать снимки такого качества, которое позволит безоговорочно установить факт нарушения и различить регистрационный номер авто, — пояснили в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

Фото по закрытому каналу связи передается на компьютер, где его видят сотрудники ГАИ. Факт нарушения зафиксирован за 500 метров до того места, где находится экипаж. Остается дождаться, пока подъедет нужная машина, и подать ей сигнал об остановке. Первым в поле зрения попадает грузовой автомобиль ремавтодора. Водитель смотрит с удивлением:

— Я что, нарвался на какой-то эксперимент? — спрашивает он.

Сотрудник ГАИ сообщает мужчине, из-за чего его остановили. Водитель не спорит — ехал в крайнем правом ряду.

— Мы же на работе. Должны были свернуть на улицу Янки Купалы, а тут звонят, говорят: поезжайте в другое место, — он открывает дверь кабины и призывает на помощь своих коллег-дорожников. — Мужики, расскажите, как дело было!

Для справки

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 6 ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — «Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения».

Водителю грозит предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин (от 23 до 115 рублей).

В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, ответственность наступает по ч. 12 ст. 18.14 КоАП: штраф в размере от 2 до 8 базовых (от 46 до 184 рублей).


Грузовик уезжает, а сотрудник ГАИ останавливает Mazda. Девушка за рулем огорчена, но ведет себя спокойно и вежливо.

— Большинство водителей общаются корректно, но бывают и скандалисты: они всегда не согласны, все воспринимают в штыки. Мы выполняем свою работу, объясняем водителям, что они нарушили, почему их остановили, — говорит тем временем инспектор. — В случае с выделенной полосой обычная отговорка — «Хотел повернуть направо, но резко передумал».

Водителям рекомендуют заранее планировать свой маршрут по городу и соблюдать требования дорожных знаков и разметки.

Что делать, если нужно повернуть направо?

Еще один вопрос, который нередко приходится слышать от водителей: как повернуть направо, если в выделенной полосе нельзя двигаться? Или, скажем, нужно высадить пассажира на остановке, — как быть?

В ГАИ опять-таки напомнили п. 124 ПДД. Там сказано: «Если полоса движения, обозначенная дорожным знаком „Полоса для маршрутных транспортных средств“, отделена от остальной проезжей части дороги прерывистой линией горизонтальной дорожной разметки, то для осуществления поворота водитель обязан перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу для посадки (высадки) пассажиров у правого края проезжей части, если это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств».

Запрещено пересекать сплошную линию. Впрочем, перед перекрестками либо вблизи остановочных пунктов водителям, как правило, дают возможность перестроиться, рисуя прерывистую линию разметки.

Точно так же нужно вести себя и после совершения поворота на проспект. Водитель оказывается в крайней правой полосе, однако, если она предназначена для движения общественного транспорта (обозначена соответствующим образом), водитель при первой же возможности обязан перестроиться в соответствии с требованиями разметки.

Некоторые автомобилисты, планируя повернуть направо, заранее перестраиваются в правый ряд, чтобы избежать затора непосредственно перед перекрестом.

— Нужно соблюдать ПДД. Нанесена разметка, требования которой должны быть понятны каждому водителю. Если это разрешено — можно перестроиться. Но перестроиться в правый ряд якобы для поворота, а затем проехать перекресток в прямом направлении — это уже нарушение, — пояснили в Госавтоинспекции.

Кстати, одна интересная особенность: наибольшее количество нарушений на проспекте Независимости фиксируется в направлении улицы Ленина. На этом перекрестке всегда большое число водителей, которые сворачивают направо, и многие стараются занять правый ряд пораньше. В результате затрудняется движение автобусов и маршрутных такси, которые едут в сторону площади Независимости.

Для чего это делается

— Мы говорим в первую очередь о безопасности людей. Чтобы ее обеспечить, чтобы не допустить ДТП с участием общественного транспорта, не допустить травмирования пассажиров, должны быть созданы условия для беспрепятственного движения, — пояснил начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Сергей Зараник. — Кроме того, выделенной полосой в отдельных случаях смогут пользоваться экстренные службы — скорая помощь, спасатели, милиция. Наша задача — обеспечить приоритет на дороге тому, кому это необходимо. А развитие общественного транспорта — это и разгруженный от автомобилей центр города, и лучшая экологическая ситуация, и др.

Сергей Зараник

О развитии говорят и в ГУ «Столичный транспорт и связь». Кстати, по проспекту Независимости выполняют пассажирские перевозки автобусы трех маршрутов — 100, 111 и 115э. Кроме того, осуществляют регулярные рейсы маршрутные такси. В среднем каждую минуту по проспекту проезжает маршрутное транспортное средство.

Выделенные полосы для движения транспортных средств есть также на участках проспекта Дзержинского, улиц Притыцкого, Ташкентской, Немиги. С улицы Богдановича общественному транспорту по-прежнему разрешен левый поворот на проспект Машерова.

— Международный опыт говорит о необходимости обеспечения приоритета общественного транспорта в крупных городах. Мы изучали, как этого добиваются в России, Германии, Австрии, Китае, — подчеркнули в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — Технические возможности средств фотофиксации в настоящее время позволяют выявлять нарушения ПДД в автоматическом режиме.

Изучение работы камер фотофиксации на проспекте будет продолжено. Если опыт будет признан успешным, зона их применения может быть существенно увеличена.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков
ОБСУЖДЕНИЕ