Слабое звено в цепочке обменов. Как парень «махнулся машинами ключ на ключ» и остался ни с чем

14 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Слабое звено в цепочке обменов. Как парень «махнулся машинами ключ на ключ» и остался ни с чем

Автор: Андрей Гомыляев

Тема обменов автомобилей в последние годы стала особенно актуальной. Вместо машин предлагают дома, мобильники и швейцарские часы. Однако подобные сделки могут обернуться неприятностями — так, по крайней мере, случилось с нашим читателем Максимом. «В марте в Борисове обменял свой Rover 75 на BMW 530. Во время оформления в ГАИ кузовной VIN не совпал с данными бортового компьютера, — рассказал автовладелец. — А экспертиза выявила, что ввареный „стакан“ — от другого автомобиля. В итоге BMW арестовали». Началась долгая погоня за прежним транспортным средством. Парень самостоятельно ездил в разные города в попытках найти машину, ведь, по его мнению, сделка обмена недействительна, а Rover должен принадлежать ему. Но седан постоянно менял хозяев. Он и сейчас выставлен на продажу.

Начало проблем

Обмен проходил прямо на трассе — на 57-м километре дороги Слобода — Новосады. «Молодой человек представился Олегом и предложил свой BMW 5-Series вместо моего Rover 75 без доплат, — вспоминает Максим. — Документально сделка никак не была оформлена. Через две недели я направился в регистрационный отдел ГАИ Орши. Там при сверке номеров обнаружили факт подделки одного из идентификационных номеров. Начались проверки, поиски того самого „Олега“. Им оказался житель Борисова по имени Руслан. На опросе мужчина признался: за пару месяцев до обмена он получил BMW, который продавали на запчасти (как раз таки из-за подделки номеров). То есть он знал, что у машины есть проблемы с законом и на учет ее никак не поставить. Как следует из его слов, он обещал самостоятельно продать автомобиль и передать предыдущей владелице вырученные деньги. После в сети Руслан наткнулся на мое предложение обмена „ключ на ключ“ и воспользовался им, никак не предупредив о подделке VIN».

Возвращаемся к последовательной хронологии произошедшего. Молодой человек инициировал разбирательства по факту замененного VIN. Потихоньку раскручивалась длинная цепочка событий с участием автоторговцев из разных городов. Юрий из Гродно попал на BMW в серьезную аварию, остатки разбитой машины продал перекупам. Те озадачились ремонтом и на авторынке в Ждановичах продали «трансформер», собранный из нескольких моделей, Татьяне из Борисова за 6 тысяч долларов. Женщина пыталась вернуть машину в правовое поле, но это было невозможно. Она поехала к Юрию в Гродно, однако тот не узнал автомобиль — другой кузов. В возбуждении уголовного дела Татьяне отказали и повелели доставить BMW на стоянку минской региональной таможни. Тогда женщина решила продать машину на запчасти за 2 тысячи — видимо, чтобы вернуть хоть часть вложенных денег. Позже ее оштрафовали за это. Ну а тут появился Руслан, нашедший человека, согласившегося на обмен, — нашего собеседника.

Заявление написано, но цепочку не остановить

Максим пришел к выводу, что сделка по обмену была заключена с нарушением закона, а следовательно, не является действительной. Он незамедлительно написал заявление на возврат своего Rover. «Но перекуп, наверное, не хотел терять деньги и свои финансовые обороты, поэтому продолжал „крутить“ машинами, — предполагает молодой человек. — Пока действовала милиция, 75-й ушел к новому покупателю. Каким образом (с учетом того, что у него в распоряжении не было копии паспорта моей матери, владелицы Rover) — остается только догадываться. Когда уголовное дело перешло в Борисов, мой автомобиль уже давно был перепродан в Смолевичи за 3 тысячи долларов. Новый хозяин Влад связался с нами для переоформления. Но узнав о проблемах и не желая ввязываться в темную историю, вернул Rover Руслану в обмен на свои деньги. Перекуп же, как я предполагаю, в очередной раз или поменял, или продал мою машину, хотя знал, что она должна быть возвращена хозяину».

«Последующие два месяца я продолжал поддерживать связь с Русланом, а он продолжал мне обещать скорый возврат Rover, — описывает развитие ситуации Максим. — Перекуп сообщил, что моя машина находится в Глубоком, якобы там люди не хотят отдавать ее посреднику, а только мне. Я узнал номер и адрес. Телефон не отвечал. В итоге я отправился в Глубокое, объехал всю указанную улицу, но автомобиля не нашел. В местной милиции сообщили, что ни машины, ни людей таких не знают и не видели».

Потом пришло письмо из РУВД, Максиму не удалось доказать своей правды. В возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Руслана ему отказали. Причина — хищения имущества с умыслом и злоупотреблением доверием как такового не было; обмен автомобилями был равнозначным, без доплат, что не привело к материальному ущербу. А следовательно, речь идет не об уголовном преследовании, а о гражданско-правовых отношениях.

В итоге автовладелец обратился в прокуратуру, обратив внимание, что ущерб все же был причинен (ведь BMW нельзя зарегистрировать): «Там сообщили, что я далеко не первый, кто обращается по поводу действий этого перекупщика. Решили, что проверка проведена не в полной мере, и направили дело на новое рассмотрение. Как бы то ни было, я остался без машины, хотя имею полное право вернуть ее».

Мнение другой стороны

Мы связались с Русланом, чтобы выслушать его позицию по данному делу. Обращаем внимание, что его слова стоит воспринимать с сомнением. «Там разбирается милиция, — подчеркнул мужчина. — Я взял ту BMW, такую же отдал Максиму, ничего с ней не делал. Просто провели обмен, причем Максим сам меня нашел, я не навязывался. Я не представлялся другим именем. Даже в мессенджере, в котором мы переписывались, я подписан как Руслан. О том, что с машиной проблемы, я не знал. Он с друзьями приехал на обмен, осматривали ее со всех сторон, в том числе тот „стакан“. Ему еще парни говорили: смотри, стоит ли брать, много вложений требует (передняя подвеска была убита). Но тот настоял. Я тогда не видел проблем, я не специалист, не криминалист. Докажет, что я виноват, — никаких вопросов. Не докажет — пожалуйста, его машина стоит по определенному адресу, он знает, где она находится. Может приехать и забрать ее. В свое время я покупал BMW в Бресте, там ее не поставили на учет (из-за поддельного номера), а в Борисове поставили и слова не сказали.

Сам я не скрываюсь, не убегаю. После действий Максима я пошел ему навстречу, чтобы не разжигать конфликт: поехал к человеку, которому отдал Rover в обмен на Mercedes CL. Его зовут Сергей. Попросил аннулировать обмен, вернуть 75-й, даже предложил 200 долларов сверху из своего кошелька — за моральный ущерб. Но он не согласился. Не буду же я силой забирать машину, как-то воевать. Предупредил Сергея: могут быть проблемы. Его адрес в Глубоком я и сообщил Максиму и его матери. Они почему-то не захотели туда ехать, насколько знаю. После Сергей начал скрываться, отключать телефон. В этой всей истории именно я оказываюсь в проигрыше. У Максима-то остается BMW, он может вернуть Rover. А у меня BMW арестуют, останусь без денег, потраченных на ее покупку. Тот мужчина, у которого я купил BMW, начал говорить о нехорошей истории только тогда, когда их вызвали в милицию, так что я не был предупрежден. Для меня оптимальный вариант разрешения конфликта — отдать ему Rover (4 тысячи я нигде не найду), а от BMW избавиться, отправить на запчасти. Документы на нее все равно арестованы».

В УГАИ МВД подчеркнули, что слова Руслана не соответствуют действительности, по крайней мере в фразе «Я покупал BMW в Бресте, там ее не поставили на учет (из-за поддельного номера), а в Борисове поставили и слова не сказали». Инспекторы провели проверку, подняли историю BMW: «Автомобиль с указанным VIN был привезен в 2006 году по удостоверению таможни и зарегистрирован в Гродно. Он был поставлен на учет на законных основаниях. Затем машина была повреждена, но документы на нее остались. Из нее вырезали „чашку“ и вварили в другой BMW, временно ввезенный на территорию РБ без прохождения процедуры таможенного оформления. После этого были зафиксированы неоднократные попытки поставить автомобиль на учет (и в Бресте, и в Борисове) — подчеркнем, все закончились неудачей. В ГАИ налажен механизм, при котором невозможен описанный Русланом „маневр“. Признаки вваривания „чашки“ обнаруживались каждый раз».

А где же машина сейчас?

Максим предоставил нам старые фотографии своего Rover 75. Информацию о продаже похожей машины мы нашли среди действующих объявлений на профильном сайте. Колесные диски, некоторые нюансы кузова и салона имеют абсолютное совпадение: потертость на заднем бампере, дырка от тлеющей сигареты на водительском сиденье, способ крепления магнитолы. Только передний бампер и левая фара заменены.

Оказывается, автомобиль «прописался» в Докшицах, на нем установлены новые номера — то есть владельцу каким-то образом удалось поставить его на учет. При этом мать Максима, владелица машины, повторяет, что не передавала копию паспорта. Она обратилась в ГАИ с просьбой провести проверку по факту постановки Rover на учет. Руслан же уверяет, что тоже не знает, как именно это стало возможным. А что же новый хозяин? В объявлении говорится, что его зовут Михаил (не Сергей), указан телефон для связи, правда поговорить с ним не удается — звонок автоматически переадресовывается на голосовую почту абонента, он не перезванивает.

В УГАИ МВД заметили, что постановка на учет Rover была осуществлена законным путем (по счету-справке), посредником стало ЧУП, занимающееся комиссионной торговлей. «Rover был снят с учета женщиной (матерью Максима), — уточнили инспекторы. — Если она подозревает нарушения в продаже, ей необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о незаконном завладении имуществом».

Следующий шаг Максима и его матери — иск в суд о признании сделки недействительной. Тогда, как они предполагают, Rover арестуют, его нельзя будет продать, необходимо будет доставить на штрафстоянку. Последнему покупателю — Михаилу из Докшиц — придется самостоятельно разбираться с продавцом.


Юристы напоминают: любые действия, будь то обмен без оформления, передача документов на автомобиль или оформление доверенности в обмен на деньги, «продажа машины по расписке», никакого отношения к купле-продаже ТС не имеют и не порождают юридических последствий ни для покупателя, ни для продавца. Лучшим способом избежать неприятностей называют оформление договора купли-продажи при каждой автомобильной сделке. Есть и другие неприятные последствия, например ответственность за чужую аварию. «Даже если передаете свой автомобиль на некоторое время — оформите доверенность,говорит юрисконсульт Виктория Сташко. — Эта услуга стоит недорого, но вы обезопасите себя. Если кто-то совершит ДТП, то пусть с него и требуют компенсацию. Иначе будьте готовы возмещать ущерб за чужую аварию. Вы можете дать свою машину лучшему другу на время или передать потенциальному покупателю, договорившись оформить документы по ее продаже позже. Однако если отдадите автомобиль и не оформите хотя бы доверенность, а на нем будет совершено ДТП, отвечать за причиненный вред будете именно вы. При этом в случае продажи машины надо оформлять соответствующие документы — доверенность не заменяет договор купли-продажи».

История Максима — далеко не уникальный случай. Снижение покупательской способности повлекло за собой рост обменов, не требующих крупных сумм «на руках». Проблемы возникают, когда люди хотят вернуть машину. Не так давно мы писали о ситуации в Минске. Один автовладелец хотел сменить на что-нибудь свою Mazda 323, другой — Citroen Xantia. Встретились, обменялись. А когда один из участников сделки захотел вернуть назад свою машину, было уже поздно — ее продали.

Комплекты ксенона в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by