17 434
02 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Дети сориентировались лучше взрослых». Двое Красновых разбирают случай на пешеходном переходе

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Иногда водители понимают, почему нужно снижать скорость перед пешеходным переходом, только в зале суда. А в реальных дорожных условиях происходит то, что зафиксировал автомобильный регистратор на ул. Кульман в Минске. Два мальчугана терпеливо стояли около «зебры», пока мимо проезжали машины. В комментариях решили, что детей не было видно из-за кустов. Но мы же не диванные эксперты, чтобы делать выводы по видео. Вместе с двумя Красновыми выехали на место и убедились: кусты не такая уж большая помеха — автомобилисты обязаны были уступать!

Как всегда, в начале сентября повышенное внимание уделяется детям: из каждого утюга призывают быть внимательнее, всегда ездить с включенным ближним светом фар, заранее снижать скорость перед «зебрами». Обычно это воспринимается: да-да, слышали, знаем. Доказательство тому, что это может быть обычным человеческим лицемерием, — в ролике участницы нашего форума.

— Некоторые водители по-прежнему не очень правильно ведут себя при подъезде к пешеходному переходу, — начинает разбор Юрий Краснов. — В рассматриваемом ролике скорость у автомобилей небольшая, но от этого вдвойне обиднее — почему не притормозить и не пропустить ребятишек?

Отметим, что, судя по многолетней статистике, в начале осени в Минске не происходит резкого всплеска аварийности с участием детей, как принято считать. То есть предупреждениям все-таки внемлют.

Не сказать, что в этой ситуации существовала большая опасность для детей. Примерно в десяти метрах от перехода установлена искусственная неровность. Водители хорошо об этом знают и заранее притормаживают. Кстати, это один из первых «спящих полицейских», появившийся в городе. Его установили в качестве эксперимента, а когда увидели эффективность, опыт масштабировали, вызвав бурление в среде автомобилистов. Тем не менее число ДТП с участием пешеходов удалось значительно снизить.

— Автор видео (за рулем была девушка) — молодец, дети тоже отлично повели себя и терпеливо ждали, — продолжает эксперт. — А вот три встречных водителя проехали и не остановились. Четвертый (на Mazda с российскими номерами), возможно, тоже продолжил бы движение, но тут раздался гудок клаксона.

Любопытный момент: сигнал подал стоящий за автором видео водитель, как бы провоцируя на нарушение. Девушка действовала во всех смыслах благоразумно и четко — не поддалась на провокацию.

Зашла речь о неоднозначном поведении пешеходов, которое иногда можно наблюдать. Случается, люди стоят около «зебры», водители притормаживают, а никто дорогу пересекать не собирался. Впрочем, рассматриваемая ситуация совсем другая — дети вели себя как взрослые: предсказуемо, безопасно, терпеливо.

— В любом случае, даже если пешеход отвернулся, это не значит, что его можно не пропускать, — обращает внимание Юрий Краснов. — Если же вы остановились, а он продолжает смотреть в другую сторону, то можете подать короткий звуковой сигнал, чтобы обратить на себя внимание, и показать жестом руки — я пропускаю. Так сказать, внести определенность в ситуацию, избежать недопонимания.

По словам эксперта, во время службы в ГАИ он часто обучал детей правилам безопасного поведения на дороге. В том числе своих сыновей. Один из них — 9-летний Егор — согласился поучаствовать в выпуске.

Советы такие: всякий раз при подходе с ребенком к дороге нужно акцентировать внимание на опасности, озвучивать действия и комментировать окружающую обстановку.

Юрий Краснов с сыном Егором

Основной посыл: ребенок должен вести себя предсказуемо, не ускоряться резко, отслеживать ситуацию, не едет ли кто-то рядом с притормозившей машиной. При этом держать руку нужно так, чтобы дети не могли вырваться (в районе запястья), — подобные случаи бывали, происходили наезды.

— Есть одна особенность, хорошо знакомая детским психологам: в определенный момент ребенок может забыть, растеряться, испугаться или просто не воспринять опасность и потому повести себя непредсказуемо для водителей, — замечает Юрий Краснов. — Что ты ни делай, предупредить такой импульс практически невозможно. Тяжкий груз лежит на взрослых.

Конечно, водителям хотелось бы, чтобы дети вели себя как роботы — по заранее прописанным алгоритмам. Но это абсолютно неестественно для здорового ребенка, у которого много энергии и мало опыта.

В мою бытность инспектором, когда мы дежурили около пешеходных переходов, я наблюдал за поведением участников дорожного движения, — вспоминает эксперт. — Мои выводы такие. Водители хотят, чтобы переходов вообще не было, а люди проезжую часть не пересекали. Ну а если пересекали, то ждали, пока машины проедут, и только потом быстро-быстро перебегали, не мешая автомобилистам. Также водители хотели бы, чтобы люди, приближаясь к проезжей части, поднимали табличку: «Я тебя вижу!». Почему-то считается, что пешеходы не смотрят по сторонам. Это не так! Абсолютное большинство людей, даже когда говорят по телефону или слушают музыку через наушники, все же следят за автомобилями.

Обращаясь к пешеходам, Юрий Краснов дает главную рекомендацию: убедитесь, что водитель видит вас и реагирует, снижает скорость: «Дело в том, что есть автомобилисты, которые не видят переход. Другие обращают внимание на соответствующие знаки и разметку, но не замечают пешехода. Третьи думают, будто он не собирается пересекать проезжую часть. Четвертые, заметив человека, вспоминают, где педаль тормоза и какой ногой на нее нажимать. И совсем уже крайний случай: для отдельных водителей остановиться или снизить скорость — глобальная проблема. Это же надо педали нажимать, переключать передачи, а потом трогаться снова».

Теперь исследуем ситуацию вокруг пешеходного перехода. Важный момент: буквально в 100—200 метрах находится школа, рядом другая. На противоположной стороне — еще одна. «Зебра» расположена прямо на изгибе — выезде из двора. Интересно, что учебный год уже начался, а на тротуаре асфальт местами вскрыт (вдруг ребенок решит обойти по проезжей части?).

Особое внимание обратили на кусты, которые, по мнению комментаторов, могли скрывать пешеходов. Действительно, с тротуара может показаться будто для водителей этот участок скрыт густой растительностью. В то же время заметим, что дети стояли на самом краешке — на бордюре.

Тогда Юрий Краснов сел за руль и стал двигаться по пути автомобилей, не пропустивших мальчуганов. Так вот, оказалось, что примерно с 30—40 метров просматривается не только переход, но и часть тротуара и даже уголок машины, припаркованной во дворе.

В рассматриваемой ситуации дети стояли справа

— В принципе, водители могли хорошо видеть детей, в особенности если соблюдали требования знака «40», который тут установлен, — считает эксперт. — С какой бы скоростью вы ни приближались к переходу, сбрасывайте газ и заносите ногу над педалью тормоза. Словом, действуйте так, как вы бы действовали при подъезде к пересечению с главной дорогой.


— Некоторые водители, двигаясь со скоростью 60 км/ч, снижаются до 50 км/ч и считают, что этого достаточно, дескать, тогда они успеют среагировать. Поверьте, не выйдет! — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — 1086-й закон безопасного поведения на дороге гласит: чем меньше скорость при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, особенно в условиях ограниченного обзора, тем меньше вам грозит проблем.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by