16 037
12 августа 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Если мотоциклист хотел проскочить, то непонятно, на что он рассчитывал»: разбор дорожного инцидента возле ГУМа

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

На этой неделе в центре внимания часто оказывались мотоциклисты: один упал, пытаясь скрыться от ГАИ, другого за нарушения задерживали сразу несколько экипажей, третий, вероятно, хотел поставить рекорд по продолжительности езды на заднем колесе. А в новом выпуске нашей еженедельной рубрики Юрий Краснов разбирает инцидент, который произошел на перекрестке проспекта Независимости и улицы Ленина: мотоциклист, совершая поворот, едва не врезался в автомобиль, который начал движение на зеленый сигнал светофора.

Как мы знаем от автора видео, пользователя нашего форума с ником Pacman, происшествие случилось в вечернее время. Мотоциклист двигался по улице Ленина со стороны улицы Интернациональной и был последним, кто стремился совершить левый поворот на проспект Независимости. Но он запаздывал с маневром и выехал на перекресток тогда, когда во встречном направлении уже ехали машины.

Это центр: здесь больше стоят, чем едут

— Мотоциклист по какой-то причине поворачивал налево тогда, когда дополнительная стрелка уже не горела. Хорошо, что не произошло серьезной аварии: водитель успел чуть свернуть, а мотоциклист остановился, правда, затем упал, — говорит Юрий Краснов.

Эксперт раз за разом по кадрам изучает видео.

— Обратите внимание: водители поворачивают с улицы Ленина на проспект, среди них, кстати, был еще один мотоциклист. Затем движение налево прекратилось. Пауза составила около 3—4 секунд, и вот появляется мотоциклист. Для автора видео и водителя, который едет справа от него, горит уже зеленый свет, они выехали на перекресток.

В целом дорожную ситуацию в центре города можно описать очень просто: водители больше стоят, чем едут. С учетом интенсивности движения по проспекту светофоры на прилегающих улицах настроены таким образом, что у водителей не так много времени на то, чтобы проехать. В итоге приходится долго стоять, а если вы находитесь в конце очереди, то велика вероятность, что за один цикл светофора проехать не успеете: слишком мало времени.

— Кто-то рискует и едет на мигающий сигнал светофора. Но перекресток здесь достаточно большой — существует вероятность, что один водитель выедет в последний момент, а в него уже будет ехать машина. Это самое опасное, так как оба в такой ситуации будут двигаться на скорости, — подмечает Юрий Краснов.

С ходу он предлагает одну из версий произошедшего: возможно, перед мотоциклистом остановился автомобиль, а он, в свою очередь, решил проскочить. Чтобы проверить это предположение, мы попытаемся повторить маршрут человека на мотоцикле.

По следу мотоциклиста

Мы едем по улице Ленина со стороны улицы Интернациональной — так же, как мотоциклист на видео. Поворот налево, на проспект Независимости, согласно знакам, разрешен из двух рядов: из крайнего левого и из среднего. Большинство выбирает крайнюю полосу.

— У многих это вошло в привычку: ПДД обязывают водителя занимать крайнее левое положение перед поворотом налево (пункт 63 Правил). Однако мотоциклист поворачивал из среднего ряда — это разрешено, но в таком случае траектория движения через перекресток длиннее, — говорит эксперт. — С другой стороны, возможно, он ехал в левом ряду за каким-нибудь автомобилем. Стрелка замигала, и водитель авто остановился: не стал рисковать. А мотоциклист его объехал.

Еще один фактор, который нужно учитывать: поскольку поворот разрешен из двух полос, водители движутся чуть осторожнее, чтобы вписаться и не зацепить друг друга. Это замедляет движение потока.

Мы несколько раз проезжаем перекресток по маршруту мотоциклиста, чтобы оценить его маневр. Стрелка налево на улице Ленина горит всего около 17 секунд. В час пик успевают проехать далеко не все, но рассматриваемый инцидент произошел в позднее время — была ли необходимость рисковать?

— Горело уличное освещение, здесь повсюду реклама, плюс мешает свет фар встречных автомобилей. Возможно, мотоциклист просто не сориентировался. Знаете, как бывает: водитель смотрит не на стрелку, а на основной сигнал светофора. Либо его может что-то отвлечь. В любом случае, если мотоциклист хотел проскочить такой большой перекресток, то непонятно, на что он рассчитывал, — делает вывод Юрий Краснов.

Как ехал автомобиль

Меняем наш маршрут, чтобы проехать так, как двигался водитель на видео. Сразу упираемся в очередь на улице Ленина, которая медленно движется со стороны улицы Карла Маркса. Зеленый цикл на перекрестке с проспектом Независимости здесь еще короче, чем напротив: всего 13 секунд. А красный свет горит около 77 секунд. Водители нервничают и стараются «не тупить»: как можно скорее стартуют через перекресток, чтобы проехать самим и дать другим возможность успеть.

— Все мы должны сохранять ясность ума за рулем: быть спокойными и хладнокровными. Важно правильно оценить, что можно попытаться сделать, а что слишком рискованно. Согласитесь, лучше подождать лишний цикл на светофоре, чем намеренно ехать навстречу опасности, — советует эксперт.

Нам повезло: мы не успели проехать и остановились на светофоре в первом ряду в крайней правой полосе — как раз там, где находилась машина на видео.

— 3… 2… 1… Желтый свет, зеленый! Давайте представим, что мы резкие парни, стартуем быстро. Смотрите, в нашем направлении полоса смещается вправо. Это важный фактор: если кто-то попытается проскочить на поворот, сделать это будет еще сложнее.

Мы наблюдали за перекрестком некоторое время и пришли к выводу, что большинство водителей проезжают его аккуратно, строго по сигналам светофора. Но практически каждый цикл находится одна-две машины, которые стремятся проскочить. Потенциально это очень опасно, так как напротив уже заждались другие водители, которые готовы резко уйти со старта.

Подводим итог

Существует три варианта работы светофора с дополнительной секцией: стрелка может загореться одновременно с основным сигналом, либо через некоторое время, после того как зажегся основной зеленый, либо уже после того, как он погас. На улице Ленина, в том направлении, в котором двигался мотоциклист, действует самый благоприятный вариант: стрелка загорается одновременно с основным сигналом, но горит недолго.

— При проезде таких перекрестков важно быстро и объективно оценить свое положение. Если успеваешь проехать на сигнал — все в порядке, — говорит Юрий Краснов. — Но когда стрелка начинает моргать, нужно принимать однозначное решение: ехать либо нет. Следует учитывать все факторы: насколько это большой перекресток, как будут двигаться водители с другого направления. И потом: 2017-й же — год науки, правильно? Поэтому я хочу посоветовать всем водителям: ребята, давайте все делать по науке!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by