06 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Косоглазие, слепота и близорукость. Как со зрением у вашего автомобиля?

Фары — глаза не только автомобиля, но и водителя. Машина «косит»? Острота «зрения» снижена? Система освещения частично или полностью «ослепла»? В подобных случаях всегда есть риск, что ослепленный вами автомобилист выедет на встречку и... Когда все водители были обязаны ездить с включенным ближним светом, стало хорошо видно, у кого имеются проблемы. Минская ГАИ воспользовалась возможностью направить проблемные с этой точки зрения машины к автомобильному офтальмологу: водителей останавливали и предлагали пройти бесплатную диагностику, а при необходимости — откорректировать фары на сервисе одного из дилеров. Что может грозить за «неправильную» оптику в обычное время?

В Беларуси о световой проблеме говорят незаслуженно мало. Несоответствия обычно выявляются при прохождении техосмотра. Но после введения госпошлины на станции диагностики отправляются далеко не все, и порой замечаешь явные проблемы с оптикой проезжающих мимо автомобилей. Хотя точно определить оптические проблемы могут только специалисты.

В странах Евросоюза техническому состоянию уделяют большое внимание. В Литве во время рейда дорожной полиции мы стали свидетелями остановки водителя «стосорокового» Mercedes. Причина — в машине установлены китайские ксеноновые лампочки.

Раз производителем не предусмотрено — значит, не положено. Обычно за такое нарушение грозит штраф и аннуляция техосмотра. Но владелец все исправил прямо на месте: ему пришлось заплатить 5 евро (в качестве штрафа), зато ТО остался действующим.

— В Беларуси каждый сентябрь проходит комплекс спецмероприятий «Внимание, дети». Движение с включенным ближним светом фар во время акции обязательно, — напоминает руководитель пресс-службы Минской ГАИ Сергей Зараник. — Это также хорошая возможность напомнить о требованиях к оптическим приборам, которые, увы, соблюдаются не всегда. Намеренно к ответственности никого привлекать не будем, просто предложим пройти бесплатную диагностику фар на сервисе. Подчеркну, что цель — не оштрафовать, как многие ошибочно полагают, а обратить внимание на проблему.

У сотрудников отдела технадзора ГАИ, которые знают все о технических требованиях к автомобилям, первым вызывает вопросы Opel Omega с транзитными номерами. Ощущение, что фары светят в разные стороны. «Косоглазие» может определить только прибор.

Водителю предлагают бесплатно пройти диагностику оптики. Тот сначала сомневается, а потом то ли в шутку, то ли всерьез спрашивает: «А фары отполируете?»

Проходить диагностику или нет — дело исключительно добровольное. Никого не заставляют. В случае отказа автомобилист вправе следовать дальше.

Однако владелец Opel, сообразив, что предложение серьезное, соглашается. Его просят проехать на сервисную станцию, сотрудники которой согласились бесплатно провести диагностику, а при необходимости — и регулировку, отметив актуальность проблемы.

— Фары — это одна из систем активной безопасности автомобиля, — напоминает инженер Леонид Ковалев. — Представьте, если в темноте вы недостаточно хорошо сможете отслеживать дорожную обстановку. Или, наоборот, расположение на трассе и скорость вашего автомобиля будут сбивать с толку встречных водителей.

Процесс проверки занимает несколько минут. Используется оборудование немецкой компании. Прибор напоминает те, что применяют на станциях диагностики.

— Правая фара светит нормально, а левая — вниз, — объявляет показания прибора Леонид Ковалев.

Леонид Ковалев

Сотрудник сервисной станции достает инструмент, чтобы привести световой пучок в норму. Ничего сложного: нужно всего-то добраться до регулировочного винта и подкрутить, сверяясь с показаниями прибора. Самое важное — точность измерения.

Некоторые автовладельцы, к слову, пробуют отрегулировать фары самостоятельно, подъезжая вплотную к стене. Но этот дедовский способ чреват большой погрешностью. Важна ровная поверхность и другие факторы.

Правда, поправить фару Opel не вышло: крепление сломано и отрегулировать световой пучок невозможно. Для парней, купивших автомобиль два дня назад, это оказалось неприятным сюрпризом. Озадаченные, они уезжают...

Между тем вспоминаем полуанекдотичный пример из Германии. Ходит байка, будто во время идиотентеста (официальное название — медико-психологическое обследование) задают вопрос, мол, что делать, если ночью вы ехали за рулем по трассе и увидели человека, висящего в петле на дереве. Правильный ответ: срочно ехать на сервис и отрегулировать свет фар.

— Корректировка света фар обязательна после кузовного ремонта и любого ДТП, пусть даже мелкого, — отмечает Леонид Ковалев. — А при замене ламп рекомендуется проверить соответствие требованиям производителя. Разумеется, сам автовладелец также может заметить некоторое искажение.

Как показывает наш последующий опыт, у большинства автомобилей старше десяти лет есть проблемы со «зрением». Во время эксплуатации и на неровностях дорог «глазомер» сбивается, и требуется вмешательство специалиста.

Вот, например, останавливают водителя Renault Trafic. Одна фара у микроавтобуса светит ярко, а другая более тускло. Мужчина, находящийся за рулем, ссылается на то, что торопится на дачу. Вдруг веское слово говорит жена: «Давай проверим — ничего страшного, успеем».

Супруга оказалась полностью права. Через несколько минут инженер сервисной станции сообщает: «Обе фары светят чуть ниже положенного».

На этот раз процедуру удается провести без особых сложностей. Пучок можно корректировать в двух направлениях — по горизонтали и вертикали. Каким должен быть угол наклона, обычно указывается на фаре или креплении.

Пока ждем следующего автовладельца, согласившегося пройти диагностику, заходит речь об особенностях отдельных запчастей. Некоторое время назад активно ввозили «бэушные» детали из Великобритании, в том числе оптику. Белорусские водители покупали и устанавливали их, не учитывая важный нюанс. Движение в Соединенном Королевстве левостороннее, а значит, пучок направлен на левую обочину. Если же использовать такие фары на правосторонних дорогах, то, соответственно, они будут слепить встречных водителей.

По словам специалистов, на автомобилях BMW и других производителей этот нюанс можно подкорректировать, перенаправив световой пучок в нужную сторону. Но на машинах некоторых марок этого сделать нельзя.

Опять перемещаемся на дорогу, где дежурят сотрудники ГАИ. Те обращают внимание, что, несмотря на объявленный комплекс спецмероприятий, многие едут без включенного ближнего света фар.

Останавливают одного из таких водителей. Мужчина, управляющий Volkswagen Caddy, говорит, что про акцию знает и просто забыл. Сейчас это типичное объяснение...

В ГАИ напоминают, что в ПДД есть оговорка на этот счет и в эти дни движение без ближнего света фар трактуется как нарушение. Штраф по части 3 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — до 2 б. в. (сейчас — 46 рублей).

Пожалуй, уместно будет также процитировать пункт 166.9: «В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии) в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, предусматривающих движение транспортных средств в светлое время суток с включенными ближним светом фар или дневными ходовыми огнями (при их наличии)».

Следующим притормаживает универсал Audi A4 с ксеноновыми фарами. Водитель радостно соглашается проехать на диагностику, где специалисты подтверждают обоснованность подозрений сотрудников ГАИ: одна фара светит выше, чем надо, другая — ниже.

Во время попытки привести световой пучок в соответствие с задумкой производителя выясняется, что регулировочный винт не прокручивается. Вердикт такой: нужно проводить ремонт фары. Это тоже какой-никакой результат — теперь автовладелец будет знать о проблеме и, надеемся, решать.

К слову, у этой модели Audi ксеноновые лампочки предусмотрены заводом. Хотя порой, в особенности на старые машины, ставят так называемый «псевдоксенон» — дешевые лампочки, изготовленные в КНР. Водителю хорошо, а вот встречным...

— Управление автомобилем со световыми приборами, которые не предусмотрены конструкцией, трактуется как нарушение ПДД, — комментируют сотрудники ГАИ. — По части 3 статьи 18.12 КоАП предусмотрен штраф до 1 б. в. (сейчас — 23 рубля).

По словам инспекторов, в Минске такие нарушения фиксируются все реже и реже. Хотя раньше была, например, мода вставлять разноцветные лампочки в габаритные огни. Теперь такой «иллюминации» уже не увидишь. Чаще всего останавливают за перегоревшие лампочки и поврежденные фары.

— Неработающие внешние световые приборы — стоп-сигналы, фары, указатели поворотов — могут быть фактором аварийности, — подчеркивают в ГАИ. — В светлое время суток на таком транспортном средстве можно ехать к месту ремонта, в темное движение вовсе запрещено.

Инспекторы как раз останавливают Mazda6 с транзитными российскими номерами. Одна из лампочек явно «умирает», а внутри фары образовался конденсат. В приложении к ПДД перечислены неисправности, с которыми не допускается эксплуатация транспортных средств, в том числе имеется такая оговорка — «Внутри оптических элементов находятся не предусмотренные конструкцией предметы (жидкости)».

М-да. Тут корректировка не поможет — нужно решать проблему кардинально. Водителя просят не откладывать. Тот уверяет, что вот-вот плотно займется машиной.

На дороге показывается народный белорусский автомобиль — Volkswagen Passat B3. Водитель говорит, что купил машину девять лет назад, пробег составляет 900 тысяч. Состояние кузова — практически идеальное для такого «возраста». Беспокоит только звук двигателя. А что с фарами? И вновь решающее слово за супругой автомобилиста: «Проверим».

Через несколько минут сотрудник сервисной станции подтверждает, что подозрения были небезосновательными — требуется небольшая корректировка.

Параллельно возникает вопрос: как правильно выбирать лампочки? Лучше всего ориентироваться на маркировку, которая обычно указывается на самой фаре или креплении. Правда, не везде она есть. Проще снять лампочку — если, конечно, вы уверены, что она корректно установлена прежним владельцем.


Любопытно, что у многих автомобилей старше десяти лет, коих в Беларуси большинство, обнаружились некритичные проблемы со световым пучком фар. Отрегулировать его просто и сравнительно недорого, а вот на дороге такое «косоглазие» может создавать трудности для окружающих. При этом встречались более серьезные нарушения, которые автовладельцы обещали устранить со дня на день.

Благодарим за помощь в организации мероприятия компанию «АВТОИДЕЯ»
(официальный дилер BMW, BMW Motorrad и MINI)

Автомобильные лампы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка