Сейчас в Европе проходит неделя мобильности, которая обычно сопровождается чередой мероприятий. В Минске тоже намечены акции и активности для горожан. Один из запланированных пунктов — повлиять на хаотичную парковку на улице Киселева, где водители маршрутных автобусов вынуждены выезжать на встречную полосу. В течение нескольких дней нарушения там будут фиксировать волонтеры-экологи.
Всемирный день без автомобиля пройдет в пятницу, 22 сентября. Эта акция — лишь вишенка на торте, и ее цель вовсе не отказаться от поездки на машине, как многие ошибочно полагают. Во время Европейской недели мобильности, которая сейчас проводится, говорят о проблемах транспортной доступности, структуре перемещения горожан, точках тяготения, инициирующих пешие прогулки, и пр.
Беларусь участвует в таких мероприятиях уже девять лет. В Минске, в частности, уже пообещали обеспечить бесплатный проезд в общественном транспорте для автовладельцев, которым надо будет только предъявить права и техпаспорт на машину.
Запланированы шоу велокаскадеров, роллеров, воркаут. Эффектным обещает стать пробег «светящихся» велосипедов по проспекту Независимости и др. На улице Широкой собираются открыть велогараж (стоимость размещения в месяц — 3 рубля).
Но главные мероприятия все же связаны с автомобилями. Изучая, сколько человек хотя бы на день отказались от личного авто, измеряют объем вредных веществ, количество приобретенного топлива и другие параметры. Как правило, в Минске фиксировалось небольшое снижение трафика.
Реальные меры по уменьшению транспортной нагрузки на центр города известны давно и доказали эффективность на Западе: введение парковочных зон, где контроль оплаты будет проводиться регулярно и системно, развитие системы общественного транспорта, улучшение условий для движения велосипедистов.
Наиболее волнующий многих минчан вопрос связан с парковкой автомобилей. Проблема сложная и неоднородная, что бы ни говорили. Где-то неправильно стоящая машина перекрывает путь пешеходам и доставляет дискомфорт, а где-то — ограничивает обзор и является фактором аварийности.
На улице Киселева из-за припаркованных на проезжей части автомобилей возникают заторы, а общественный транспорт и другие водители вынуждены частично или полностью выезжать на встречную полосу. Представители товарищества «Зеленая Сеть», решившие присоединиться к неделе мобильности, хотят попробовать повлиять на ситуацию.
— Не хотим, чтобы кого-то штрафовали, наша цель — наладить диалог с водителями, объяснить, к чему приводит это нарушение, — демонстрируют листовки ребята. — Тут же как с теорией разбитых окон. Стоит одному начать парковаться на тротуаре, как его примеру последуют остальные.
По задумке, волонтеры, заметив неправильно припаркованный автомобиль, будут обращаться к его водителю с просьбой переставить машину и освободить путь. Если в салоне никого нет — сделают несколько снимков на планшет и положат под дворник листовку.
Все зафиксированные нарушения будут аккумулироваться по такому же принципу, как на платных парковках. Но хода им давать не планируется — сведения нужны для статистики. Например, нужно разобраться, кто регулярно оставляет здесь автомобиль: одни и те же люди или разные?
В случае первого нарушения будут размещать зеленую листовку, во второй и последующие разы красную. Аналогичный метод применяется возле ЦУМа и железнодорожного вокзала.
Проблема с парковкой на ул. Киселева существует давно. На затрудняющие движение автомобили жаловались водители общественного транспорта. Однако усиление контроля ГАИ давало кратковременный эффект.
Позднее, когда представляли работу прибора «Паркрайт» (автоматически фиксирующего нарушение остановки/стоянки), обещали начать работу с этой улицы. Но пока технология не работает, и тут все по-прежнему.
В конце концов, поднимался даже вопрос об изменении схемы движения автобусов, чтобы исключить улицу Киселева. Эти планы тоже пока не реализованы.
— Готовы ли к неадекватной реакции водителей, ведь часто даже когда нарушение очевидное, автомобилисты находят миллион оправданий и тут же переходят в атаку?— спросили у экологов.
Однако представители «Зеленой Сети» заверили, что настроены миролюбиво, хотят добиться понимания. Мол, намерены вести диалог, а не провоцировать конфликты.
Честно говоря, это вызвало у нас определенную долю скепсиса. Не единожды доказано: нарушение правил парковки могут предотвратить только системные меры — либо неотвратимость наказания (что осуществимо с помощью приборов автоматической фиксации), либо физический барьер (делиниаторы, малые архитектурные формы и др.).
Впрочем, эксперты, консультировавшие экологов, настроены не так пессимистично. По итогам акции они намерены подсчитать процент нарушителей до и после, а также вычислить эффект от листовок.
Конечно, идея недели мобильности не только в том, чтобы убрать автомобили, которые мешают остальным. Это время, когда рассуждают об изменении в матрице мобильности: вот год назад я ездил на личном автомобиле, а сейчас чаще использую метро и велосипед. К чему движется город? Что меняется? По-прежнему частная машина удобнее, чем общественный транспорт? Как сделать, чтобы было наоборот?