Поговорите с мотоциклистами: мотосезон завершают не на официальных мероприятиях — его закрывает погода. Многие продолжат ездить «до упора», пока не пойдет первый снег. И еще одна особенность: самое напряженное время в плане дорожной безопасности — это как раз начало сезона и его конец. Каждый вроде бы понимает, что и дороги не в том состоянии, и погода все хуже, а желания покататься — хоть отбавляй. Поэтому на днях на патрулирование городских улиц и проспектов отправились сотрудники ГАИ Минска и спецподразделения МВД «Стрела», а с ними и корреспонденты Onliner.by. Так обоснованы ли жалобы на мотоциклистов, какое самое распространенное из нарушений и кого пришлось преследовать с маячками?
Экипажи выезжают на вечернее дежурство. Будний день, город плотными потоками растекается по спальным районам, час пик. В такое время велика нагрузка на главные проспекты столицы. Все идет своим чередом, если каждый участник дорожного движения соблюдает правила.
— От минчан, которые проживают в микрорайонах Веснянка и Лебяжий, часто поступают жалобы на мотоциклистов, которые в вечернее время шумят, мешают отдыхать, — говорят сотрудники ГАИ. — Действительно, проспект Победителей пользуется у байкеров определенной популярностью: широкая проезжая часть, длинная прямая, ведущая к выезду из города либо к МКАД. Ограничение скорости на некоторых участках — 80 км/ч. Другое дело, что часть водителей позволяет себе ехать и 180 км/ч.
Ст. 18.13 КоАП: превышение скорости движения. Влечет наложение штрафа, размер которого зависит от того, насколько была превышена скорость. За повторное нарушение в течение года может грозить лишение прав.
Сейчас — нет, слишком интенсивный трафик. Но едущие со скоростью потока мотоциклы и не шумят так, чтобы досаждать жильцам многоэтажек. Инспекторы останавливают мотоциклистов, чтобы проверить документы. Каждый водитель выполняет требования. У большинства все в порядке, и проверка занимает не более минуты. Однако некоторым приходится задержаться.
— Ситуация такова, что на дорогах есть техника, которая свое отъездила. У мотоциклов выявляются технические проблемы, часто изношены шины, есть неполадки с тормозами — а это все вопрос безопасности. Если человек купил мотоцикл, потому что он дешевле автомобиля, то и состояние у него будет соответствующим. А все же хотят себе транспорт помощнее, хотя в первую очередь стоило бы задуматься о собственных навыках и опыте, — подчеркнули сотрудники технадзора.
Реже, по их словам, встречаются мотоциклы с измененными элементами конструкции. Такой тюнинг недопустим, и в случае выявления владельцу транспортного средства будет выдано предписание на устранение несоответствия.
— В каждом случае владельцу дается строго обозначенное время, за которое необходимо привести транспортное средство в порядок. До тех пор его эксплуатация на дорогах общего пользования запрещена, — добавили в ГАИ.
По понятным причинам любое техническое несоответствие означает, что транспортное средство не сможет пройти техосмотр. С этим и связано большинство вопросов, которые возникали у инспекторов к мотоциклистам во время нашего рейда.
— Не везет так не везет. Меня третий раз останавливают за этот год без техосмотра, и третий раз на этом самом месте. Не буду больше здесь ездить, — с грустной иронией говорит один из остановленных мотоциклистов.
Таких, как он, немало. Не пройден техосмотр, притом что в остальном все в полном порядке.
— Одно из самых распространенных нарушений, — констатируют в ГАИ. — Мотоциклисты ездят не круглый год. Видимо, думают, что за сезон не попадутся.
Наверное, это знакомо и некоторым водителям. В настоящее время заплатить штраф за непройденный техосмотр зачастую дешевле, чем его пройти. Но что, если за год попасться не один и даже не два раза?
Ч. 5 ст. 18.12 КоАП: управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр. Штраф: от 1 до 3 б. в. При повторном нарушении в течение года: от 2 до 5 б. в.
— Сказать честно, почему техосмотр не прошел? — напрямую спросил один из мотоциклистов, пока инспектор составлял протокол. — Это дорого. Причем речь не о техническом состоянии байка. Я говорю о госпошлине, или о транспортном налоге, — называйте как хотите. Мотоциклистов обязали проходить техосмотр на два года. По две базовые величины за год. Итого: 92 рубля. А о состоянии дорог я вообще ничего не хочу говорить — вы сами все видите.
И эта точка зрения распространена среди многих участников дорожного движения.
Кроме того, некоторые мотоциклисты привыкли часто менять технику. Они говорят о том, что нет смысла на два года проходить техосмотр, если зимой собираешься продать байк.
— Я свой уже снял с учета, буду продавать. А себе ищу что-нибудь другое, что-нибудь для дальних поездок, — рассказал один из мотоциклистов. — На «спорте» тоже можно отправиться на «дальняк», но это на любителя. Неудобно, жесткий он.
И подобные мысли одолевают очень многих байкеров. Нужен либо более удобный мотоцикл, либо более мощный, либо более спортивный. Либо просто нужен еще один мотоцикл. Что поделать — такой стиль жизни, понятный многим.
Стемнело. Автомобилей на дорогах стало значительно меньше. Но к мотоциклам это не относится. В такое время многие любят прокатиться по пустому городу, пока позволяет погода.
Контроль на дороге также осуществляют сотрудники спецподразделения «Стрела» на служебных мотоциклах. Инспекторы говорят, что к ним мотоциклисты относятся с уважением.
— По крайней мере, никто особо не пытается скрываться, в случае чего. Когда видят, что за ними мотоцикл со включенным проблесковым маячком, — останавливаются, — говорят инспекторы-мотоциклисты.
Во время дежурства они поддерживают связь с экипажами на автомобилях, так что в случае необходимости будет оказана помощь.
По рации передают, что недалеко от железнодорожного вокзала был остановлен мотоциклист, не имеющий водительского удостоверения нужной категории.
Ст. 18.19 КоАП: управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Штраф в размере от 5 до 20 б. в., при повторном нарушении в течение года — от 20 до 50 б. в.
— Минск — относительно спокойный город в плане дисциплинированности водителей, — отмечают сотрудники «Стрелы», которые несут службу по всей республике. — Среди регионов также выделяется Гродненская область. А вот на дорогах местного значения дела похуже. Хватает «бесправников», есть те, кто садится на мотоцикл или мопед нетрезвым. У них, конечно, техника попроще: «Явы» да «минскачи», не говоря уже о скутерах.
Примечательно также, что к людям на тяжелых мотоциклах — «круизерах», к примеру, — у инспекторов за весь вечер почти не возникло вопросов.
— Это увлеченные люди, у них другое отношение ко всему. Есть документы, мотоциклы в идеальном состоянии — сами видите. Но они и едут медленнее: берегут себя, берегут технику. Таков имидж, и чаще всего он раз за разом подтверждается. Исключения бывают, но не часто, — пояснили сотрудники ГАИ.
Между тем еще одного мотоциклиста остановили на улице Радиальной — не было отметки о техосмотре. Парень утверждал, что как раз ехал его проходить. В десятом часу вечера.
Чижовка. В такое время в будний день на дорогах практически пусто. По расписанию ходит общественный транспорт, остальных караулят таксисты. Патрульный автомобиль «Стрелы» поворачивает на одном из перекрестков и оказывается на светофоре позади группы, в которой 10—15 байкеров. Никаких сомнений: нас заметили. Неужели кто-то станет нарушать ПДД на виду у экипажа спецподразделения?
Мотоциклисты стартуют со светофора. Кто-то старается двигаться в голове группы, кто-то, кажется, отстает. Девушки, сидящие за байкерами, оглядываются на патрульную машину.
Внимание инспекторов обратил на себя один из мотоциклистов, который отстал от остальных. Казалось, что парень нервничает: он перестраивался из полосы в полосу без причины, невпопад включая указатели поворотов. Было принято решение проверить его состояние: сотрудник ГАИ, обращаясь к мотоциклисту по громкой связи, потребовал съехать вправо и остановиться. Никакой реакции не последовало.
— Водитель мотоцикла номер [называет регистрационный номер. — Прим. Onliner.by], вправо принимаем и останавливаемся, — повторил инспектор.
Но байкер продолжал движение, игнорируя и требования ГАИ, и вой сирены. Впереди на перекрестке горел красный сигнал светофора, стояли автомобили и остальные мотоциклисты. Проехать между ними было бы затруднительно.
Наконец мотоциклист подчинился требованиям и остановился у края проезжей части. Водителем оказался молодой человек, его пригласили в служебный автомобиль. Несколько байкеров остановились позади машины — дожидаться товарища.
— Все нормально, — невесело сказал им мотоциклист, садясь в автомобиль.
— Нормально? А ты сам нормальный? — посыпались в его адрес вопросы от друзей. — У тебя документы хотя бы есть?
— Есть...
— За исключением прав соответствующей категории, — добавил инспектор, сверяясь с базой данных.
Выяснилось, что молодой человек с категорией «B» в водительском удостоверении не имел права управлять мотоциклами. Кроме того, не был пройден техосмотр. Но самое плохое в его ситуации — неподчинение требованиям сотрудников ГАИ.
Ст. 18.21 КоАП: невыполнение требования об остановке транспортного средства. Влечет штраф, а в некоторых случаях и лишение права управлять транспортными средствами.
— Некоторые ошибочно предполагают, что раз у них нет отдельной категории в правах, то и лишение их не касается. Это не так. В данном конкретном случае был остановлен водитель, который управлял транспортным средством и не подчинился неоднократным требованиям об остановке. В соответствии с законодательством ему грозит лишение права управлять транспортными средствами, — пояснили инспекторы.
В результате на мотоциклиста было составлено три протокола.
Пока сотрудники ГАИ оформляли бумаги, байкеры в стороне сетовали на своего приятеля. Искали того, кто сможет перегнать его мотоцикл, обсуждали, что во время движения сигнализировали всем о том, что сзади едет патрульный автомобиль, и можно было смешаться с остальными.
После составления протоколов все продолжили движение. Парню пришлось доверить свой мотоцикл товарищу, а самому ехать у него за спиной. «Стрела» вернулась к патрулированию улиц.
— Молодой человек подтвердил, что думал о том, чтобы удрать. Но впереди на светофоре стояли машины, он не рискнул, — прокомментировали инспекторы. — Случается всякое, и каждый инцидент требует индивидуального разбора. Бывает, водитель не понял, что требования адресуются именно ему, не сориентировался в обстановке. Это учитывается. Но к данному мотоциклисту несколько раз обращались через громкоговоритель, назывался номер его транспортного средства. И он все равно продолжал движение. Такое поведение говорит само за себя.
В частном разговоре один из мотоциклистов высказал нам свою точку зрения о ситуации на дорогах. По его словам, мотоциклисты не заинтересованы в том, чтобы нарушать. Это имидж, который необходимо исправлять.
— На самом деле мы много общаемся с ГАИ, пытаемся найти решение, как сделать ситуацию на дорогах безопаснее. И поверьте, абсолютное большинство всё воспринимает адекватно. Нормальный мотоциклист не станет ездить без шлема, не станет скрываться. Действительно серьезные, опасные для всех членов дорожного движения нарушения — это единичные случаи. Нам бы хотелось, чтобы в обществе это понимали. Если кто-то едет опасно или шумит ночью у вас во дворе — это не мотоциклисты в целом. Это отдельный товарищ, который позволяет себе слишком многое. И никто из своих его за это не похвалит, — подчеркнул собеседник.
Это мнение соотносится с позицией Госавтоинспекции.
— Проводятся не только рейды, но и серьезная профилактическая работа. Мы пытаемся найти общий язык с теми, кто хочет услышать. За этот год прошла не одна встреча с мотоциклистами, в том числе в неформальной обстановке. Требование ГАИ — неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, уважительное отношение к обществу, — подчеркнул начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Сергей Зараник. — И нужно сказать, что эти требования, похоже, были услышаны. К концу сезона снизилось количество обращений от граждан, нет всплеска аварийности с участием мотоциклистов. Считаю, что это позитивные итоги нашей совместной работы.
Мотошлемы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by