У минчанки Юлии банальная проблема: права получила 10 лет назад и де-юре может считаться опытным водителем, но де-факто ее стаж составляет всего несколько часов. Сейчас возникла необходимость ездить за рулем служебного автомобиля. Первым делом девушка поменяла старое удостоверение на новое, вторым — обратилась за помощью к опытным автомобилистам. Сразу предупреждаем: если в роли инструктора выступает муж, то нередко такие истории заканчиваются семейными ссорами (вплоть до разводов). Как научить и не разругаться вдрызг, рассказывает Юрий Краснов в субботнем выпуске.
Служебный автомобиль Юлии — Mitsubishi ASX с АКПП. «Преимуществ у „автомата“ — миллион! Не надо отвлекаться, думать, какую передачу включить. Выжала газ и поехала», — улыбается девушка.
Юрий Краснов настоятельно рекомендует не усложнять условия для новичка и тренироваться на машине, аналогичной той, на которой будет ездить водитель. В нашем случае таковым стал Hyundai Tucson (полный привод, коробка — «автомат»).
— Несмотря на мизерный стаж, девушка ездит довольно уверенно, — делится первыми впечатлениями эксперт. — После занятия на площадке она уже рвалась в город... Ну что ж, раз такое дело, то почему бы и нет? Заодно посмотрим, насколько новичку комфортно в минском потоке и готовы ли ему помогать окружающие.
— Конечно, страшно. Пару часов на площадке — и сразу в поток, — перед поездкой Юлия немного мандражирует. — А еще машина новая, сзади пассажиры...
В наших реалиях настоящая учеба часто начинается именно после получения прав, когда опытный автомобилист (друг, брат, папа, муж) садится рядышком.
И вот первая опасность: если у такого инструктора не хватает такта и терпения, то все может закончиться грандиозным скандалом.
Впрочем, наш эксперт — тертый калач. Забегая вперед, заметим: несколько раз нам казалось, что вот-вот случится столкновение, однако Краснов все время успокаивал: «Я контролирую... Знаете, сколько там еще места было!»
Совет эксперта тем, кто собирается учить новичка (получившего права), такой: первое время лучше всего ездить по дорогам с малой интенсивностью движения и не в часы пик. Водителю нужно постепенно привыкать к потоку, его не следует бросать в воду, мол, плыви.
— Нужно четко понимать, чего опасается новоиспеченный автомобилист. Больше всего его пугает, что он сам управляет машиной, это огромная навалившаяся ответственность, — объясняет Юрий Краснов. — Уверенность появится только после нескольких занятий, когда человек увидит, что у него все получается и ничего страшного нет.
По словам эксперта, поначалу водители ездят очень аккуратно, потом же, с приходом уверенности, начинают рисковать, меньше контролируют обстановку и попадают в неприятные истории.
Вспоминается интересный опыт в Швеции, где эксперимента ради решили обучить группу курсантов навыкам экстремального вождения. А позже узнали, как у них дела. Оказалось, эти водители чаще попадали в аварии, чем обычные, поскольку были чересчур уверены в своих силах и порой действовали опасно, полагаясь на умения.
А наши впечатления пока такие: Юлия едет аккуратно, своевременно замечает пешеходов, отслеживает знаки. Однако неуверенно чувствует себя в таких сложных моментах, как поворот налево со второстепенной.
На одной из улиц наш кроссовер довольно близко проехал от выезжавшего с парковки автомобиля, но девушка заверила: «Машину на „аварийке“ видела, все нормально».
— Пока плохо удается отслеживать ситуацию по зеркалам, для меня это тяжело, — признается через некоторое время наша водитель.
— Перестроение вообще один из самых сложных маневров. Перед поворотом или разворотом мы можем замедлиться или остановиться, а тут приходится все делать на скорости, определять расстояние до автомобилей, их динамику, — объясняет эксперт. — Включите поворотник, при необходимости замедляйтесь или ускоряйтесь, отслеживайте задние машины и главное — не нагнетайте!
— Я человек-стресс, — продолжает гнуть свою линию Юлия. — В экстренной ситуации мне тяжело удается собраться.
Самое интересное, что буквально через несколько минут наша водитель доказывает совершенно обратное. Девушка обращает внимание на прохожего в милицейской форме. А затем... путает педали. В результате машина резко ускоряется, но через доли секунды так же внезапно тормозит.
— Видите, как вы быстро сориентировались, и ничего страшного не произошло, — подбадривает эксперт, хотя заметно, что Юлия сильно разволновалась.
«Многие после таких инцидентов боятся сесть за руль, и напрасно. Дома же рекомендую поработать с условными педалями: выжимать то газ, то тормоз. Так отрабатываются рефлексы...»
Все же эти слова не в достаточной мере успокоили девушку. Тогда Юрий Краснов решает отвлечь ее блиц-опросом, это его фирменный прием:
— Управление автомобилем для вас что?
— Кайф, комфорт.
— Окружающие водители желают вам зла?
— Думаю, нет.
— Под каким соусом надо подавать мужчину?
— (смеется) Под острым!
— Пешеход должен быть для водителя священной коровой?
— Да, конечно. Везде.
— От кого больше зависит успех в отношениях мужчины и женщины?
— От обоих. Вы что, еще и знания по русскому языку проверяете?
— Нет, просто пытаемся снять стресс.
Замечаем, что в некоторых моментах Юрий Краснов берется за руль и помогает девушке объехать люк или не задеть попутный троллейбус.
Эксперт объясняет, что иногда это вынужденная необходимость, но ни в коем случае нельзя действовать резко: «Случается, новички, приближаясь к светофору, зажимают руку и машина съезжает в сторону, обычно правее».
— Молодцы, ребята! — это девушка уже возмущается, что ее опередили и перестроились на перекрестке.
— На самом деле они вам не помешали, — обращаем внимание, что Юрий Краснов больше действует как психолог, а не как инструктор по вождению. — Проблема неопытных водителей в том, что они пугаются, когда перед ними перестраиваются. Им хочется больше пространства. Но в городском потоке при скорости 30 км/ч можно ехать на расстоянии в 15 метров до переднего автомобиля и ничего страшного не случится.
Говорим о способах обозначения на дороге. Юлия считает, что обклеив машину всевозможными предупреждениями, она себя обезопасит. Краснов поддерживает девушку: «К такому водителю остальные относятся как минимум снисходительно». Мы же считаем, что это может провоцировать некоторых автомобилистов на некорректные действия по отношению к «чайнику».
Возвращаемся непосредственно к процессу управления машиной. Эксперт говорит Юлии:
— Если хотите лучше реагировать в сложных ситуациях, когда надо что-то рассмотреть, — группируйтесь, наклоняйте голову чуть вперед, как будто вы на боксерском ринге. Тогда точнее воздействуешь на органы управления.
По окончании поездки делимся своим мнением: Юлия больше ориентируется по левому препятствию и не отслеживает боковой интервал справа, ей не всегда удается держать полосу. Кроме того, девушка резковато тормозит перед светофором.
— Замечания верные, — соглашается эксперт. — До определенного момента эти моменты убрать не удастся. Надо находиться рядом, все время помогать. Некоторые элементы придется отрабатывать на площадке.
— Волнительно, немного стыдно за педаль — отвлеклась на прохожего и здрасьте, — подытоживает сама Юлия. — Я очень самокритичная и расстроилась... Сам факт, что допустила ошибку, гнетет. Над помарками надо работать. Справа у меня действительно как будто нерабочая зона. А перестроение пока — самый сложный маневр, я еще не разобралась с зеркалами. Ну и страх присутствует...
— Всему свое время, — Юрий Краснов, кажется, доволен занятием. — Не держите полосу, но будете... По поводу педали. Вам домашнее задание: положите на пол два предмета и отрабатывайте — газ-тормоз... Волнение естественно, но оно усугубляет ситуацию. Поэтому, уважаемые инструкторы, поддерживайте человека, не нервируйте его, он не может выполнить сразу все, что вы от него требуете. И никогда не говорите: тебе нельзя ездить, это не твое.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!