03 февраля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Нетипичный гаишник. Юрий Краснов оставляет службу в милиции

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

В первый раз судьба свела с Юрием Красновым лет пятнадцать назад. Коллеги подкинули тему: «Есть один гаишник, он все время что-то нестандартное придумывает. Съезди на акцию, а?» Как дядя Степа (разница только в ростовых значениях), нестандартный сотрудник ГАИ носился с загримированными детьми по перекрестку, упрекал нарушителей, скандировал речовки... Потом было еще много информационных поводов, репортажей и акций, но всякий раз именно эта нестандартность оставалась знаковой чертой Краснова. Спустя двадцать лет службы в милиции один из самых узнаваемых гаишников Беларуси решил уйти в отставку. В сегодняшнем выпуске «Разборов...» он вспоминает, ностальгирует и рассказывает, чем планирует заниматься.

— Отслужил двадцать лет, один месяц и двадцать шесть дней, — по важному случаю Юрий Краснов захватил с собой парадный мундир. — В ГАИ попал, можно сказать, случайно. Когда учился в Белорусском аграрном техническом университете, отец предложил: «Хочешь пойти в милицию?» А стипендия все-таки отличается от зарплаты, и я согласился.

Первым местом службы стала ГАИ Первомайского района Минска. У молодого сотрудника ДПС были права тракториста-машиниста, и ему сразу доверили эвакуатор на базе МТЗ.

— Вы представляете, что такое буксировать автомобиль по дворам задним ходом? — усмехается наш собеседник. — Всякое бывало. Однажды позвонили 1 января, мол, надо доставить на штрафстоянку аварийную BMW. Как сейчас помню, ДТП случилось на перекрестке Филимонова — Независимости. Снег, мороз... Довез до площадки на ул. Семашко, где целый час пытался припарковать: на тракторе не хватало утяжелителей, перед постоянно задирался. Но я все равно эту BMW запарковал!

Затем была работа в ГАИ Минской области, о которой сохранилось много ностальгических воспоминаний:

— Это служба на природе. В одну сторону двадцать километров дороги и в другую столько же. И дышится там легче. Меня сразу удивило: в городе радиостанция работает все время, а в области хорошо если пару раз в день заговорит. В конце 1990-х — начале 2000-х было именно так. Потом, когда перешел в «Стрелу», долго приучал себя слушать переговоры.

По словам Юрия Краснова, в спецподразделении «Стрела» он получил большой опыт по управлению автомобилями со спецсигналами: «Бывало очень напряженно. Одновременно в город приезжало много делегаций, инспекторов не хватало, и приходилось действовать за двоих: в одной руке радиостанция, в другой — тангента СГУ... А еще нужно скорость держать, вести колонну из трех-четырех машин и следить за перекрестками, чтобы никто не выехал».

Там же повезло попасть на курсы экстремального вождения, разработанные по методике Эрнеста Цыганкова.

— Тогда я стал разрабатывать свой курс по обучению вождению, — вспоминает подполковник в отставке. — Придумывал практические упражнения, потом с водителями-милиционерами шлифовал программу.

А затем вновь поворот в карьере: молодого сотрудника приглашают в ГАИ Ленинского района Минска на должность инспектора по агитации и пропаганде.

— До этого, можно сказать, я плыл по течению, — признается наш собеседник. — А в этой должности началась осознанная карьера. Я понял, зачем живу.

«Как сказал Марк Твен, у каждого есть два самых важных дня — день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем»

Далеко не все знают, как сложно в формализованной структуре, где все носят погоны, сделать что-то необычное, применять те самые нестандартные подходы. Многие смеялись (и смеются до сих пор), язвили, сыпали издевками: «Смотрите, клоун пошел». Сдаться было бы проще, но Краснов не хотел читать занудные лекции перед скучающим залом, стал экспериментировать, не боялся быть смешным, готов был преображаться.

— Часто мою карьеру предопределял случай. Когда только-только позвали на должность инспектора по агитации и пропаганде, то выделили кабинет и там я случайно нашел книгу по педагогике, — продолжает экс-сотрудник ГАИ. — Прочел о том, что знания детьми лучше усваиваются во время игры. Стал думать, а как же быть? Узнал, что у «МакДональдса» есть актер, который выступает в роли клоуна. Предложил совместить приятное с полезным. Сначала просто наблюдал, а вскоре сам начал участвовать в постановках. По сути, я учился у актера.

Однако одних наблюдений недостаточно. Без актерских данных невозможно было бы стать запоминающимся, легко входить в образ, подыгрывать журналистам и телеведущим.

— Потом стали выступать в школах, я разработал сценарий, — рассказывает о своих методах обучения Юрий Краснов. — Перед детьми выступал верблюд, который живет в пустыне и не знает ПДД, а мой напарник играл роль инспектора.

«Нас еще спрашивали: а вы точно сотрудники ГАИ?»

Для школьников это было представление, но на самом деле — учеба. Затем стали звать по всему городу, выступали в кинотеатрах, залы были переполнены. А однажды тогдашний начальник Минской ГАИ Василий Бульбенков передал благодарность руководства Мингорисполкома. Это воспоминание для меня очень дорого.

Теперь уже бывший инспектор признается, что претензии по поводу его выступлений, комментариев поступали регулярно, причем многие были обоснованны: «Как-то в бульварной прессе прочитал, что мозг у женщин и мужчин якобы работает по-разному, и ляпнул это в эфире одного из телеканалов. Вышел скандал. Меня вызвали к начальству, устроили головомойку».

— Ошибок было немало. Иногда просто не знаешь нюансов и обжигаешься, — делится опытом Юрий Краснов. — Тем не менее считаю, что таким образом удавалось самовыражаться. Поймите, у меня уже был имидж, на какие-то вещи закрывали глаза: ах, ну это ж Краснов. Хочу заметить, что руководство при желании могло бы быстро прекратить мою деятельность. Но нет, со мной беседовали, решали, как быть. И я за это, конечно, благодарен.

Интересно, что многие до сих пор называют Юрия Краснова гаишником, хотя последние несколько лет он работал совсем не в ГАИ. Некоторое время преподавал в Академии МВД, а после — в Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны.

— В академии я преподавал автомобильную подготовку, основы организации дорожного движения, контроль эксплуатации технических средств, — перечисляет собеседник. — За эти три года обучил несколько групп курсантов, которые, как планировалось, станут сотрудниками ГАИ.

А потом программу сократили, Краснову предложили преподавать огневую подготовку, которую он тоже хорошо знает: как выходить на огневую позицию, действовать в условиях ограниченного пространства, быстро извлекать оружие из кобуры.

— Кстати, во время службы в ГАИ никогда не доводилось применять оружие, только лишь демонстрировал готовность, — уверяет подполковник в отставке. — Как-то патрулировали дорогу возле Минского моря, вдруг встречный микроавтобус выехал наперерез и остановился на обочине. Водитель резко выскочил из машины и бросился в лес. Предупредил, что буду стрелять. Тогда мужчина остановился. Оказалось, у него не было водительских прав.

«Другой случай был в Бобруйске. Уже поднимая жезл понял, что автомобиль не остановится. Напарник был готов к преследованию. В какой-то момент потянулся к кобуре, но понял, что вокруг люди... После преследования машина остановилась в тупике. В салоне находились два брата — один мастер спорта по автомобильному спорту, второй — кандидат в мастера спорта. Оба пьяные...»

После сокращения курса автомобильной подготовки в академии преподаватель перешел в учебный центр Департамента охраны МВД, где продолжил заниматься любимым делом.

— На последнем месте службы была чисто практическая работа: приезжали водители-милиционеры, занимались на тренажерах, на автодроме, — говорит Юрий Краснов. — К тому моменту я уже разработал курс лекций, свою методику подготовки.

Постепенно появилась цель: сделать доступной качественную подготовку к вождению для всех. Чтобы каждый мог подготовиться к автошколе или повысить уровень управления автомобилем.

— Работа в милиции предполагает определенные рамки, — объясняет собеседник. — А обычных людей за рулем все-таки больше, и в неприятные ситуации они попадают гораздо чаще. Мне же хочется помочь как можно большему числу водителей, потому и решил оставить службу. Сейчас мои планы связаны с Центром повышения квалификации ДОСААФ, буду учить, помогать.


— После каждого жизненного этапа становишься лучше или хуже, — подытоживает Юрий Краснов. — Мне кажется, у меня получилось. Я прикоснулся к педагогике и помогал людям — они становились увереннее, мобильнее, их жизнь менялась к лучшему. Все-таки служба в милиции требует определенных жертв: и дежурства, и внеурочная работа, и нервы... Но сейчас хочется вспоминать только хорошее. А потом, спустя много лет, напишу, может быть, книжку о том, как я работал в милиции.

Электронные книги в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by