Говорят, французы всегда были «немного того» в вопросах автомобилестроения. Вспомните хотя бы Renault Avantime или линии дизайна Picasso. Не исключено, что за подобную необычность и любят машины из Франции. Когда на международную автовыставку в 1955 году привезли Citroen DS, его неординарность вызвала настоящий фурор. Это был прорыв и в дизайне (флагман выбирали в качестве основной машины как политики, так и кинозвезды), и в технологии — чего стоит система объединенной гидравлики, отвечавшей за подвеску, тормоза и рулевое управление одновременно.
Обычно знакомство с автомобилем начинается с разглядывания внешнего вида. Но мы решили отложить созерцание на потом и сразу «нырнули» под капот олдтаймера. Каждому, кто окажется на площадках у Национальной библиотеки и Дворца Республики во время ретроралли 9 июня, советуем с Citroen DS поступить точно так же. Почему? В первую очередь из-за внушительных размеров бачка зеленого цвета, занимающего центральное после двигателя место в подкапотном пространстве. Это начало гидросистемы, наполненной жидкостью LHM (Liquide Hydraulique Minéral), питающей основные агрегаты всей машины. Можно сказать, прорыв и горе этой модели.
Сначала о хорошем: почему прорыв? Хорошо подумайте, прежде чем дать ответ: сколько вы знаете моделей, в которых объединено в единое целое гидравлический привод коробки передач, гидропневматическая подвеска, гидроусилитель руля и гидравлическая тормозная система? «Четыре в одном. Зачем платить больше?» Вся жидкость находится под давлением, проделывает длинный путь… и имеет зеленоватый оттенок, а потому и все детали гидросистемы решили красить в зеленый.
А теперь о плохом: почему горе? Просто представьте себе утечку жидкости LHM. Зеленая лужа под автомобилем означает полную его недееспособность. То есть буквально не работает ничего, кроме мотора и разве что «дворников». В начале карьеры DS именно так и происходило: они отличались ненадежностью. Владельцы, сталкивавшиеся с бедой, бежали к ремонтникам, а на станциях попросту не знали, что нужно делать: нюансы строения машины держали в секрете. К 60-м представители Citroen излечили типичную болезнь, а заодно и объяснили механикам, как действовать в случае поломок. И эта эпоха стала свидетелем стремительного успеха DS. Аббревиатура-индекс DS была созвучна французскому слову «Deesse», что в переводе означает «богиня». Так машину и прозвали.
Хотя, признаться, стартовала модель в 1955 году не менее успешно. Известен факт, что показали ее в Париже 6 октября в 9:00 — в момент открытия автосалона. А уже в 9:45 французы подписывали 750-й контракт на поставку новой машины. К концу того же дня количество заказов перевалило за 12 тысяч. Тогда говорили: в день появления этой модели все остальные автомобили разом устарели на десять лет. Одних клиентов подкупил авангардный дизайн, других — инновационная по тем временам гидросистема.
Франция гордится этой технологией неспроста. Именно благодаря ей выжил президент страны генерал Шарль де Голль при покушении в Пти-Кламар в 1962-м. Основатель Пятой республики выбрал в качестве правительственного авто не бронированный, а обыкновенный серийный вариант DS (что тоже о многом говорит). Об этом знал радикально настроенный подполковник ВВС Франции Жан-Мари Бастьен-Тири и его единомышленники. Они считали де Голля тайным коммунистом. На эту мысль их подтолкнул курс главы государства на независимость Алжира (на тот момент колонии) от Франции и заявления Шарля о праве народов на самоопределение. Бастьен-Тири воспринял это как государственную измену и решил убить де Голля. Был разработан план: по пути следования кортежа президента вооруженная автоматами и взрывчаткой группа должна была резко напасть из засады на парижском перекрестке.
Команда открыла огонь по президентскому «Ситроену», в него попало 14 пуль, два колеса лопнули. И тут на арену событий выходит гидросистема. Она построена таким образом, что при любых боковых нагрузках кузов сохраняет горизонтальное положение относительно дороги. Гидроподвеска не дала потерять шоферу контроль над автомобилем, несмотря на подбитое колесо и мокрое покрытие. Водитель просто прибавил скорость, и ему удалось быстро выйти из зоны обстрела. Вскоре заговорщиков нашли и арестовали. Исполнение смертного приговора Бастьен-Тири стало последней казнью через расстрел, проведенной во Франции. Ну а де Голль по достоинству оценил необыкновенные возможности DS.
Мы специально проехались по ямам весенних дорог столичного пригорода. И пришли к однозначному выводу — де Голль был прав. В этом случае не подходят стандартные фразы из рядовых тест-драйвов, описывающие подвеску, а-ля «высокая энергоемкость», «проглатывает неровности». Для DS неровностей просто нет. Абсолютно серьезно: едем по гравийке, похоже пережившей артобстрел, и не чувствуем ничего. Ни малейшего толчка или хотя бы крена — как по гладильной доске. Немного даже странно двигаться по такой дороге и ни разу не качнуться.
Кресла в этой модели не имеют ни намека на боковую поддержку, но они мягче бабушкиного дивана. Не сказать, что это суперудобно для автомобиля. Но просто совершенно необычно.
Пожалуй, единственной ординарной деталью здесь можно назвать двигатель. Это рядный четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 1,9 литра и мощностью в 90 «лошадей», и, наверное, это все, что нужно знать об этом скучном агрегате. А вот в остальном — сплошные уникальности. Приведем несколько иллюстрированных примеров.
Для достижения аэродинамической эффективности кузов построили в форме капли. Коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,382.
Образу капли способствовали и повторитель стоп-сигнала на задней стойке под крышей, и закрытые задние колеса. Заднее крыло снимается с помощью одного болта.
А что скажете про практически отсутствующую решетку радиатора и воздуховоды под фарами? Если не сильно впечатляет, дополним, что после 1967 года на самых дорогих версиях стали выпускать особую оптику. Внутренние (маленькие) фары дальнего света были связаны с рулем и поворачивались вслед за передними колесами. А большие связывались с подвеской и поднимались/опускались в зависимости от загрузки.
Главный несущий элемент кузова — это днище. К нему приваривался подрамник, стойки, а также каркас крыши.
Запустить двигатель — повернуть рычаг на рулевой колонке влево (ключ можно не трогать). Переключить передачу — отпустить газ и продвинуть тот же рычаг вправо. Так работает полуавтомат.
Нельзя не рассматривать односпицевый руль. При ровных колесах спица смотрит в положение часовой стрелки «полвосьмого». Такой руль еще долго оставался фирменной «фишкой» Citroen. Позже от него отказались из соображений безопасности: как минимум необходимо было куда-то встроить подушку.
Еще одно на те времена новшество — пластиковая передняя панель. Плюс одно нестандартное решение — зеркало заднего вида, стоящее на ней. На самом деле, не самое удобное расположение.
Вашему вниманию — грибок. Эта кнопка заменяла педаль тормоза. Как нам удалось убедиться, к ней нужно привыкнуть, чтобы избежать резких остановок. Крайняя слева педаль — стояночный тормоз. Не путать со сцеплением — КПП ведь полуавтоматическая. Передние тормоза (дисковые) размещались не внутри колес, а рядом с коробкой передач. Задние — барабанные.
Специальный, разделенный на две половинки госномер — вишенка на торте.
Вторая волна популярности накрыла Citroen DS в 1965 и последующем году. Если машина спасла де Голля, то вполне сможет помочь и любимому французами антигерою. Видимо, так решили создатели фильма «Фантомас разбушевался». Именно поэтому злодей в перерывах между разработкой телепатического оружия разъезжает на этой модели. Думаем, многие из тех, кто родился в Советском Союзе, помнят на те времена эпичнейшую сцену ухода Фантомаса от погони на DS, тюнингованном крыльями. Смотрите сами — «Такси» отдыхает.
В 1975 году, после без малого 20 лет выпуска и изготовления почти полутора миллионов автомобилей, производство Citroen DS было прекращено. К счастью, один из этих весьма экстравагантных, напичканных нестандартными технологиями автомобилей прописался в Беларуси. Увидеть его можно будет 9 июня на площадках у Национальной библиотеки и Дворца Республики во время ретроралли.
Моторные масла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by