«У меня нет цели кого-то наказывать», — говорит Денис, который системно ведет борьбу с парковкой автомобилей на пешеходной и велодорожке на пр. Любимова в Минске. Обычно он включает камеру смартфона и фиксирует разговор с автовладельцами на видео. Реакция, понятное дело, бывает разной... Мы предложили велосипедисту встретиться на месте. Можно ли добиться изменения ситуации только привлечением внимания? Что говорили водители автомобилей, стоящих на тротуаре? Через какое время приехали сотрудники ГАИ? Подробности — в субботнем репортаже Onliner.by.
Вот один из роликов, сделанных Денисом на пр. Любимова. Девушка на BMW заезжает на тротуар, который разделен на пешеходную и велосипедную часть. Увидев смартфон в руке автора видео, опускает стекло и спрашивает: «Хорошо получилось?» Тем не менее продолжает движение и оставляет автомобиль.
На еще одном видео записаны два мини-интервью — с мужчинами, находившимися возле Volkswagen и Peugeot. Машины стояли на тротуаре. Примечательно, что оба автовладельца, когда автор ролика спросил о парковке на велодорожке, заверили, будто «это разрешено». Конечно, ответить, кем и на основании каких документов, они не смогли.
Дальнейший разговор сводился к стандартному: а куда ставить автомобили?
По словам Дениса, таких роликов он сделал множество. Как и фотографий, которые обычно отправлял через форму электронного обращения в ГУВД. Правда, как поступать теперь, непонятно — ведомство предупредило, что обращения по фактам нарушений ПДД будут оставлены без рассмотрения.
— На самом деле эффекта от обращений я не ощутил: на этом участке тротуара по-прежнему и днем, и ночью стоят машины, — кивает в сторону припаркованных автомобилей велосипедист. — Приведу характерный пример. Ехал на велосипеде, впереди никого не было, я набирал скорость. Вдруг из-за кустов на велосипедной части тротуара появляется машина. Конечно, я стал тормозить, успел спрыгнуть, но велосипед врезался в колесо автомобиля. Водитель вышел, стал кричать. Тогда я вызвал милицию. В итоге мы разошлись полюбовно, без составления протоколов. А через день эта же машина снова была припаркована на тротуаре...
Денис — заядлый велосипедист. У него есть водительские права категории B, но машину продал несколько лет назад: «Мне она просто незачем, а денег просит. Передвигаюсь в основном на велосипеде, даже зимой. Изредка езжу на метро. Кстати, путь до работы что на велике, что на общественном транспорте занимает примерно одинаковое время — 45 минут».
— В какой момент решили действовать и вступать в диалог с автомобилистами, паркующимися на тротуарах? — спрашиваем.
— Пару лет назад. Всегда действовал открыто: если водитель находится возле автомобиля — подхожу, разговариваю, пытаюсь понять мотивы. Интересуюсь, что можно сделать. Большинство занимают оборонительную позицию. Иногда переходят в атаку. Часто также спрашиваю, сознательно ли они заехали на тротуар? Отвечают, что нет. Но как это возможно? Вы ехали за рулем не осознавая, что ли? Также все стараюсь снимать на смартфон. Это своеобразный гарант адекватности поведения собеседника. Стоит только выключить камеру, сразу сыплются оскорбления, угрозы.
Как говорит велосипедист, наибольшее неудобство из-за стоящих на велодорожке автомобилей возникает тогда, когда он перевозит ребенка (на велоприцепе). Приходится лавировать между припаркованными машинами и пешеходами.
С учетом габаритов прицепа это небезопасно — можно задеть стоящий автомобиль. А кто будет оплачивать ущерб? Правильно, велосипедист. Значит, это забота и о водителях тоже, рассуждает Денис.
Фактически на пр. Любимова произошел негласный «захват» тротуара автомобилистами. Сначала один начал ставить машину, потом другой, через некоторое время рядом появилось еще одно авто... Теперь это носит массовый характер и стало в какой-то степени нормой.
Точно так же происходит с парковкой в запрещенных местах. Где-то ставят, а где-то нет. На пр. Независимости редко кто осмелится бросить машину в крайней правой полосе, а на пр. Машерова это видишь постоянно.
Юрий Краснов сам садится на велосипед и проезжает участок пр. Любимова (от ул. Рафиева до пр. Газеты «Звязда»). Вернувшись, он объявляет результат: «На тротуаре припаркован 21 автомобиль».
— А после восьми вечера тут вообще все будет заставлено, — прогнозирует Денис.
Заметив, что к одной из машин приближается водитель, ведущий рубрики направляется к нему:
— Не боитесь, что привлекут к ответственности?
— Я понимаю, но парковочных мест нет. Куда ехать? — прибегает к стандартной отговорке водитель.
По словам Дениса, обычно он на это отвечает, мол, займитесь обустройством парковки, обращайтесь в госорганы, а я занимаюсь своим делом — освобождаю велодорожку от автомобилей.
Водитель Volkswagen ссылается на то, что спешит на работу, и уезжает. Это еще один ключевой момент, на котором делает акцент Денис: «Получается, каждый водитель, когда паркуется на велосипедной или пешеходной дорожке, дважды движется по ней, создавая опасность».
— Сейчас я старался обращаться к водителю доброжелательно, но было заметно, что парень напрягся, — делится впечатлениями Юрий Краснов. — Он не знал, как разговаривать, не шел на контакт.
В неоднозначной ситуации люди теряются. Вроде бы нарушение, но ведь так все поступают. Почему тогда мне нельзя? Когда же приходится парировать, то убедительных аргументов не находится.
Подходим к еще одному водителю, который находится возле своей Audi. Разговор в целом получается мирным. Мужчина объясняет, что приехал с ночной смены, мест для парковки уже не было. Заходит разговор об обустройстве дополнительных стоянок. Автовладелец только за, но никуда сам не обращался. На вопрос, как поступит, если заезд на тротуар перекроют, отвечает: «Ну что-то будем делать».
Получается, на одном участке пр. Любимова сошлись пешеходы, велосипедисты и автомобилисты.
Сложилось ощущение, что появился новый вид нарушения, который совершается с молчаливого согласия окружающих.
Впрочем, с согласия ли? Достаточно подойти к любому пешеходу, который столкнулся с автомобилем, движущимся по тротуару, и спросить его мнение. Водители услышат много неприятного...
Это далеко не первый случай конфликта из-за парковки автомобилей на тротуаре именно на пр. Любимова. Год назад большой резонанс вызвал ролик, сделанный велосипедистом по имени Максим. Парень отказывался пускать на тротуар машины, а впоследствии вызвал сотрудников ГАИ.
На месте обращаем внимание, что велодорожка по-прежнему плохо обозначена. В самом ее начале и конце есть знаки, однако этого явно недостаточно на довольно продолжительном участке. Ты даже не понимаешь, где пешеходная, а где — велосипедная часть. Почему нет знаков-дублеров, разметки, которой мало точно не будет?
Это тоже часть проблемы: будь тротуар огражден конструктивно, автомобили туда бы физически попасть не могли, а пока условность в виде запрета из ПДД их не останавливает.
— Обращался в Московское РУВД. Ответили, что следят за нарушениями, отправили предложение в администрацию района установить малые архитектурные формы, — демонстрирует бумагу Денис. — Но до сих пор этого не сделано...
— А что это изменит? — вступается за автомобилистов Юрий Краснов. — Куда-то же девать машины надо?
Что ж, используем старый аргумент: не хватает не просто парковок, а выгодного места. Ведь ночью в центре оставить автомобиль можно без проблем, а днем достаточно свободного пространства в спальных микрорайонах. Каждая машина требует 4—5 постоянных парковочных мест. Чтобы удовлетворить такой спрос, нужно в пределах Минска построить стоянку размером с Борисов.
Ни один город не решил проблему парковок расширением стоянок, а проблему заторов — расширением улиц. Это факт.
А вот подтверждение тезису, что нередко парковки используются спекулятивно — земля же бесплатная! Рядом с велодорожкой расположена парковка, на которой находится несколько автомобилей со спущенными колесами, отломанными поворотниками, сквозной коррозией кузова, пылью на стеклах. Сколько они не выезжали с законного машино-места?
По словам Дениса, он часто обращается в милицию по поводу парковки на тротуаре. В ГАИ его хорошо знают как человека, который регулярно сообщает об очередных фактах. Велосипедист демонстрирует, как это обычно бывает, набирая спецлинию 102:
— Хочу сделать обращение по поводу припаркованных на тротуаре автомобилей.
Оператор уточняет адрес, данные Дениса. Слышно клацанье клавиатуры. Заявка принята.
— Не подскажете номер обращения? — интересуется велосипедист, который изучил все нюансы общения с госорганами.
К его удивлению через несколько минут поступает звонок сотрудника ГАИ. А вскоре они сообщают: «Мы на месте». Когда подходим к служебному автомобилю, инспектор занят поиском владельцев припаркованных на тротуаре машин.
Процесс непростой: надо установить собственника, дозвониться и убедить явиться. Удается связаться с 5—6 автовладельцами, кроме водителя Daewoo. Тогда прибегают к более весомому аргументу — эвакуатору. На самом деле это крайняя мера, и не всегда есть такая возможность.
Юрий Краснов подтверждает, вспоминая свою прошлую службу:
— Это сизифов труд. Начинаешь обзванивать автовладельцев. Один не отвечает на звонки. Другой говорит, что прийти не может. У третьего номера вообще не минские. Связываешься с дежуркой области. Но даже если нашел владельца автомобиля, то не факт, что он ему еще принадлежит — вдруг машина продана по доверенности? А значит, надо вызывать эвакуатор, что не всегда возможно, потому что их ограниченное число и они задействованы в основном для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Словно в подтверждение этих слов, инспекторам поступает вызов на ДТП. Приходится прерваться и выехать на место аварии.
— Проблема серьезная и тяжело решаемая, — подытоживает Юрий Краснов. — Недельки две поработаешь в этом месте — будет порядок. Но только ослабишь контроль — все вернется на круги своя.
— Вначале у меня было желание, чтобы нарушителей наказали, — говорит Денис. — Потом я понял, что это бесполезно. А значит, нужно действовать по-другому: обращаться в СМИ, ограничивать заезд на тротуар, делать парковочную площадь более ценной для водителей.
Экшен-камеры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by