23 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Когда сбивает навигация. Что не так со знаками на МКАД?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Системам навигации на наших дорогах традиционно уделяется второстепенное значение. Порой складывается ощущение, что направления обозначены формально. Вроде бы знаки установлены по стандартам, но как-то вразнобой, часто находятся непосредственно перед поворотом, когда перестраиваться уже поздно. Сколько аварий произошло из-за импульсивных действий водителей, которые поздно заметили нужный съезд! Только попадая на хорошие трассы, понимаешь, что может быть иначе. Даже на московской кольцевой дороге с информационно-указательными знаками дела обстоят го-о-ораздо лучше, чем на минской. Словом, ехали по самой интенсивной магистрали страны и удивлялись.

О чем речь

Пропуск нужного поворота и последствия. Факты

— Сейчас в Facebook популярен ролик, сделанный камерой наружного наблюдения на скоростной магистрали, — показывает видео на смартфоне Юрий Краснов. — Это иллюстрация к тому, что бывает, если водитель пропустит нужный поворот и станет действовать необдуманно. В данной ситуации торможение легковушки привело к опрокидыванию одной фуры и развороту другой. Такое, увы, происходит довольно часто, но мы практически не задумываемся о реальных предпосылках.

Речь о системе навигации на скоростной трассе. Наиболее показательная ситуация сложилась в этом смысле на минской кольцевой дороге. Водитель, который по какой-то причине не сориентировался и пропустил нужный съезд, порой начинает действовать импульсивно. К чему это приводит? Давайте вспомним последние происшествия.

Майский случай. Водитель ВАЗа (автомобиль был с прицепом) пропустил поворот на Партизанский проспект и понял это, когда уже миновал съезд на ул. Ваупшасова. «Мужчина остановился в среднем ряду. По его словам — чтобы убедиться в безопасности и аккуратно перестроиться», — рассказали тогда в ГАИ.

Следом в средней полосе двигался Fiat. Его водитель объяснил, что перед ним резко перестроился какой-то автомобиль и он увидел стоящую машину с прицепом. Мужчина пытался уйти от столкновения, но безуспешно. Fiat протаранил прицеп, а тот смял заднюю часть ВАЗа. Обошлось без пострадавших.

Примерно через месяц уже на другом участке МКАД было зарегистрировано похожее ДТП, но с более печальными последствиями. По предварительным данным ГАИ, женщина за рулем Peugeot 107 поняла, что проехала заправку, и попыталась перестроиться, но поскольку поток был плотный, у нее не получилось.

Ехавший следом Mercedes GL врезался в хетчбэк. От удара Peugeot отбросило во вторую полосу, по которой ехал еще один внедорожник — Mercedes Gelandewagen. Пассажирку Peugeot доставили в больницу, где 39-летняя женщина скончалась.

«Местные грузовики бьются с неместными»

О том, что система навигации на наших улицах далека от идеальной, говорилось не раз. Эксперты считают: соответствующим знакам уделяется второстепенное значение, и очень напрасно. При поступлении важной информации в условиях высокой скорости некоторые водители склонны к резким и необдуманным действиям. Немногим удается подавить импульс, проехать мимо и развернуться в следующем узле.

— А давайте посмотрим, как выглядят информационно-указательные знаки на кольцевой, — предлагает Юрий Краснов, выезжая с проспекта Дзержинского на МКАД.

Сразу же находим подтверждение догадке. Информационно-указательный знак предупреждает о повороте к филиалу БГУ за пару десятков метров. На скорости в 80—90 км/ч водителю остается лишь с досадой воскликнуть: «Во-о-он же он... был».

— Это еще не самый показательный пример, — считает ведущий «Разборов...». — Когда я служил в ГАИ, часто доводилось выезжать на развязку МКАД — ул. Бабушкина. На этой улице расположен ряд предприятий, туда движется большой поток грузовых автомобилей. Не все иногородние водители знают, куда именно сворачивать. Информационно-указательный знак перед поворотом стоит в середине полосы торможения.

По словам Юрия Краснова, он предлагал разместить важное оповещение раньше, но для этого почему-то не нашли технической возможности.

Обращаем также внимание, что знак установлен на обычной опоре справа. Если в первой полосе будет ехать габаритное транспортное средство (тот же грузовик), то есть риск, что он закроет его для других автомобилистов.

— Обычно водители на кольцевой дороге движутся в среднем и крайнем левом ряду, потому что справа можно упереться в трактор или еще что-то тихоходное, — предупреждает Юрий Краснов. — Так вот, если вы ищете нужный поворот, то стоит действовать от обратного. Выберите первую полосу и езжайте потише.

Эксперты говорят: определить хорошую систему навигации довольно просто. Вопрос у автомобилиста только созрел, а ответ — уже перед глазами.

На соседней развязке с ул. Казинца замечаем еще одну примету минской кольцевой дороги. Как раз в этом узле позаботились о дублерах. Мы насчитали три информационно-указательных знака (первый — за триста метров до поворота). Все они расположены справа, но на разной высоте.

Как и в случае со светофорами, нужную точку на условной картинке приходится искать глазами.

Именно из-за того, что сам знак находится слишком низко, он нередко скрыт автомобилями. Типичный пример. Перед съездом на Игуменский тракт автопоезд остановился на обочине. Увидеть, что именно написано на щите со световозвращающим покрытием, можно с большим трудом.

Путает также большое число съездов, расположенных на коротеньком участке кольцевой дороги. В какой из них попадать? Наверняка не раз сбивались даже опытные автомобилисты.

— Немудрено запутаться при съезде с внутренней стороны МКАД на ул. Тимирязева, — подтверждает ведущий «Разборов...». — Там образовалось скопление съездов. Вроде бы заранее видишь указатель, готовишься совершить маневр, но попадаешь не в Ждановичи, а на переулок Масюковщины...

Отметим, что рядом располагается еще одна крупная развязка — с пр. Победителей. Это также влияет на дорожную ситуацию. Нередко на данном участке МКАД регистрируются массовые аварии, спровоцированные резким шараханьем автомобилей.

Аналогичная проблема существует перед развязкой с пр. Независимости (также с внутренней стороны МКАД). Большое число знаков, несколько съездов. И оба-на, ты вдруг оказываешься не на проспекте, а на территории заправки...

А вот еще пара наблюдений. Перед съездом на ул. Шаранговича знак частично перекрыт стойкой АЗС. Предупреждение о повороте на ул. Громова мы вообще не увидели, как будто съезд там не предусмотрен (на самом деле не так).

Мы иностранцы, нам нужна «Чижовка-Арена»

Чтобы было правдоподобнее, Юрий Краснов придумывает легенду: «Что если мы иностранцы и ищем „Чижовка-Арену“. Помогут нам указатели?» Перед чемпионатом мира по хоккею в 2014 году всерьез озаботились тем, как болельщики будут добираться до спортивных сооружений. Планировалось даже построить развязку МКАД — ул. Ташкентская, но в итоге от этой идеи отказались. А вот указатели установили. По идее они должны довести нас до нужной точки.

Первый знак замечаем за 9 км, следующий — через 2 км. Интересно, что в данном случае название объекта продублировано латиницей (обычно улицы указываются на белорусском).

— Как подсчитать число километров? Только если навскидку, — размышляет ведущий рубрики. — Это странный ориентир, хотя ничего лучше еще не придумали. Именно поэтому так важны знаки-дублеры. В первый раз человек может пропустить или не придать значения указателю. Во второй раз будет внимательнее, но и этого мало. В третий раз он убедится, что надо готовить маневр. А четвертое и пятое напоминание водитель уже будет искать глазами.

По дороге обращаем внимание на обозначения трех съездов. Дублеров не увидели, сами знаки установлены прямо перед поворотом, буквально в нескольких десятках метров. Если будешь ориентироваться только по ним, подготовиться к маневру практически нет никаких шансов!

При этом иногда на информационно-указательных знаках размещаются данные, которые для рядового водителя не несут никакой пользы. Например, какая разница автомобилисту, к какому району относится участок МКАД? Люди пользуются более понятными ориентирами: рыбокомплекс, авторынок в Малиновке, Ждановичи...

— Бросается в глаза также разный размер шрифта, — говорит Юрий Краснов. — У меня хорошее зрение, и я легко могу прочесть любую надпись издалека. Но обозначение «Чижовка-Арены» какое-то скромное.

С удивлением понимаем, что знаки нам предлагают доехать до Партизанского проспекта. Хотя проще было бы попасть через развязку, построенную возле перекрестка Чижевских — Уборевича. Хм, ну что поделаешь, мы ведь следуем легенде и строго движемся по знакам...

В самом узле не видим указателей на «Чижовка-Арену», хотя их размещение в месте маневра было бы логичным. Ладно, вроде как сами должны сообразить. Допустим, все же сообразили и развернулись.

Выехав на внутреннюю сторону МКАД, вновь встречаем знак «Чижовка-Арена» с указанием расстояния. Нашлись! Значит, все-таки попадем на хоккей?

Несмотря на большое число указателей, непосредственно перед съездом дублирующих знаков все-таки не хватает. Последнее оповещение установлено посередине полосы торможения. Легко проехать мимо. Или что делать? Резко затормозить и пытаться перестроиться? К чему это приводит, мы уже знаем.

Иногда просто не у кого спросить, почему водитель пропустил поворот

Полбеды, если водителя заставляют «давать кругаля». Самое плохое, если поздно размещенная информация реально влияет на безопасность, становится предпосылкой к ДТП. Этому не придают большого значения и по той причине, что иногда просто не у кого спросить, что именно произошло, где была допущена ключевая ошибка.

Восемь лет назад на МКАД возле развязки с ул. Кижеватова Fiat Bravo вылетел за пределы проезжей части и врезался в столб. Машину разорвало на две части, водителя выбросило из салона. Шесть человек (два парня и четыре девушки), ехавшие в автомобиле, погибли на месте происшествия. «Причиной ДТП стала невнимательность водителя и неправильный выбор скорости. Он стал перестраиваться из среднего ряда в крайний правый, не справился с управлением, машину занесло, и она врезалась в столб», — сообщили следователи.

Высказывалось предположение, что водитель поздно сориентировался. Якобы ему надо было съехать на ул. Кижеватова, и он мог предпринять резкий маневр, поздно сообразив или заметив знак.

Юрий Краснов советует в таких обстоятельствах тренировать хладнокровие и ни в коем случае не предпринимать резких действий: «Если проехали съезд, не надо тормозить, останавливаться или резко перестраиваться. Поезжайте до следующей развязки и там развернитесь. Никто за это вас не осудит».

— Знакомый как-то собирался в поездку по Европе, заглянул в атлас и ужаснулся: столько развязок, съездов, — вспоминает ведущий рубрики. — За голову схватился: как не запутаться? После поездки спрашиваю: ну и как же ориентировался? А он говорит: очень просто, там тебя столько раз предупредят, что запутаться сложно.

Имеет значение не только система дублеров знаков, но также их размещение, цветовое обозначение, шрифт и прочие нюансы.

В Германии, например, о важном направлении предупреждают за несколько километров, за километр, за 500 метров. Водитель настолько информирован и подготовлен, что вероятность проехать мимо снижена до минимума. При этом указатели всегда находятся на видном месте и имеют стандартное исполнение. Ну и конечно, на полосах разгона-торможения на немецких автобанах не экономили. Там достаточно расстояния, чтобы снизить или набрать скорость.


Кто-то скажет, мол, зачем вообще нужны указатели, если на смартфон сейчас можно установить навигационное приложение, коих немало? Однако тот, кто много ездит по незнакомым маршрутам, хорошо знает — это работает только в тесной связке. Всегда нужно физическое подтверждение тому, что сообщил голос из навигатора.

— Бросается в глаза несистемность в размещении объектов маршрутного ориентирования, — подытоживает поездку Юрий Краснов. — Где-то указатель установлен до полосы торможения, где-то — за пару десятков метров до съезда, и они редко дублируются. Самое удобное, когда знаки расположены на П-образной стойке, над дорогой, прямо перед глазами водителя. Лучше ситуация обстоит на крупных развязках. Как правило, информация дублируется, и первый знак находится за несколько сотен метров до поворота. На большинстве же участков шансов подготовиться к маневру у непосвященного водителя мало. А позднее оповещение о повороте — это предпосылка к тому, что автомобилист, незнакомый с местностью, начнет суетливо перестраиваться и кого-то подрежет. Все-таки своевременная информация на скоростной дороге с высокой интенсивностью движения жизненно важна.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by