Угоны, слежка и ОМОН на авторынке: ветеран уголовного розыска рассказал о работе в 90-е

 
19 713
74
24 августа 2018 в 15:00
Источник: Пресс-служба МВД

Ветеран столичного уголовного розыска Николай Веремьев во второй половине 90-х — начале 2000-х раскрывал преступления в сфере автобизнеса. Об особенностях службы того времени оперативник рассказал в материале пресс-службы МВД.

Деятельность автоворов в то время приобрела организованный характер.

— Работать было непросто. От нас ежедневно ждали результатов, поэтому приходилось внедрять новые формы и методы раскрытия преступлений, — рассказал Николай Веремьев. — Недостаточно было просто ловить воров и находить украденные машины, нужно было делать продукт криминального автобизнеса нерентабельным: выявлять связи фигурантов, ликвидировать каналы сбыта, пресекать возможности легализации похищенных авто. Нередко приходилось работать по следам преступления даже после осуждения злоумышленников.

Оперативники часто проводили рейды. На городских СТО и в гаражных кооперативах привыкли к появлению милиции. А на столичном авторынке были шокированы при виде ОМОНа, ГАИ и экспертов.

— Как только территория максимально наполнялась товаром, мы перекрывали все выезды и осматривали транспорт, обращая особое внимание на подозрительные экземпляры. В итоге «серые» машины часто обнаруживали при попытке злоумышленников спешно выехать с территории либо на опустевшей площадке по окончании работы рынка, — продолжает Николай Веремьев. — Добросовестные продавцы в случае неудачного двухдневного торга, как правило, уезжали восвояси. Преступники же предпочитали оставлять машины до следующего «базара». Подозрительные авто эвакуировали на стоянку, где они ожидали своих владельцев. Как правило, с одного рынка мы вывозили 10—15 похищенных машин.

Николай Веремьев

Если в 90-х ворованные автомобили в Беларусь попадали в основном из России, то к 2000-м направление поменялось: украденные авто из Европы стали пригонять через Литву.

— Наверняка многие видели сцены в фильмах, когда вор заводит авто, провернув замок зажигания специальным устройством. Затем начинает «газовать», трогается с пробуксовками, едет быстро и на повышенных оборотах двигателя, резко стартует на светофоре. Такая картина — это не вымысел режиссера, это взято из жизни. Потому как если машина заглохнет, вор не сможет завести ее повторно. Все из-за того самого спецустройства, часть которого при взломе остается в замке зажигания. Прокрутить его повторно уже не получится. И чтобы доехать до гаража, угонщик излишне жмет на педаль газа.


Со временем системы безопасности автомобилей становились совершеннее, но преступники также использовали новые уловки. Появились сканеры, перехватывающие сигналы с оригинального чип-ключа и позволяющие открыть и завести автомобиль без него. В таком случае злоумышленникам нужно было следить за желаемой машиной, пока жертва не воспользуется чип-ключом.

Впервые такое устройство попало в поле зрения столичных сыщиков в начале 2000-х. Тогда в разработке находилось двое минчан, которые совершили кражи дорогих автомобилей. Были известны места хранения машин, хватало материалов для задержания фигурантов. Однако была вероятность упустить сканер. Чтобы его заполучить, нужно было задерживать злодеев в момент совершения преступления. И такая возможность вскоре представилась.

— Поступила информация, что подозреваемые присмотрели престижную машину около ТД «На Немиге». Мы установили наблюдение, — вспоминает ветеран уголовного розыска. — В итоге при перехвате сигнала с ключа фигуранты были задержаны, а устройство изъято и передано на исследование. В то время устройство считалось уникальным и стоило огромных денег, а его изъятие помогло предотвратить немало хищений.

Позже появились сигнализации с функцией спутникового слежения. На это злоумышленники ответили созданием «глушилок», которые не пропускали сигнал от машины на спутник. Использовались также устройства, обнаруживающие спрятанные под кузовными панелями датчики GPS.

Появление мобильной связи позволило сыщикам использовать новые инструменты в борьбе с автоворами.

— В то время нередко воровали машины на заказ, под конкретные документы. То есть если транспорт был утилизирован, поврежден в ДТП и т. д., то под оставшиеся документы можно было украсть максимально похожую машину. Документы на авто даже продавались по объявлениям в газетах. В комплекте могли идти еще и настоящие регистрационные знаки, а иногда и элементы с номером кузова. Когда появилась мобильная связь, мы начали использовать телефоны-ловушки. В распоряжении нашего отдела было четыре или пять номеров, которые мы размещали в газетах с объявлениями о покупке автодокументов, регистрационных знаков, проблемных в юридическом плане машин, то есть всего того, с чем работали автоворы. И они нам звонили, — говорит Николай Веремьев.


Со временем автоворы-одиночки исчезли полностью, их место заняли организованные группы, иногда даже организации. В преступном коллективе у каждого была своя роль: следить за жертвой, вскрывать авто, перегонять в отстойник, перебивать номера, изготавливать документы, продавать машину и т. д.

— В конце 90-х в Минск приехал латвиец. Цель прибытия — хищение партии дорогих иномарок под заказ. Через объявления он арендовал на месяц десять гаражей и пригласил из России троих исполнителей. На протяжении двух недель они похищали транспорт и загоняли его в снимаемые отстойники. На этом работа трио заканчивалась, и к преступлению подключался слесарь, который менял номера кузовов под привезенные из Прибалтики документы. Для перегона «легализованных» автомобилей также вызывались новые лица, — говорит Николай Веремьев. — Схема так бы и осталась неизвестной, но одну машину нам удалось найти в одном из столичных гаражей. Эта зацепка позволила нам выйти на организатора и задержать его. Оказалось, он никого из исполнителей не знал, о встрече с ними договаривался через посредников. Через них же получал заказ и средства на исполнение. Вот такой парадокс: преступление совершено, причастных много, координатор задержан, но «железных» доказательств недостаточно, перспективы наказать всех виновных мизерные.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!