21 784
15 сентября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Сколько времени займет движение по проезжей части и по тротуару. Велочеллендж в Минске

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Получила продолжение велотема, поднятая неделю назад в «Разборах...». В комментариях к публикации встречаются не только осуждение и порицание. Кто-то встает на защиту автора роликов, а кто-то его даже опознал (говорят, раньше парень был больше известен как граффити-художник). Самым интересным нам показалось письмо, поступившее в редакцию. Непредставившийся (почему, станет понятно позже) велосипедист прислал видео своего проезда по пр. Дзержинского в Минске и, по сути, бросил вызов: а вы сможете проехать за такое время, дотошно соблюдая все требования ПДД?

От «Петровщины» до Богушевича за 10 минут. Вызов брошен

Автор письма, приславший ролик, предложил проехать по пр. Дзержинского, который, напомним, был реконструирован несколько лет назад. По словам велосипедиста, если следовать всем требованиям ПДД, то поездка превращается в сплошное мучение, сопряженное с постоянным спешиванием, преодолением бордюров, объездами подземных переходов и мест проведения ремонтных работ.

В качестве сигнального маршрута был выбран участок проспекта от станции метро «Петровщина» до пл. Богушевича. Автор видео двигался по проезжей части, что в принципе возмущает многих автомобилистов.

Однако видно, что он действовал достаточно осмотрительно: постоянно оборачивался, старался ехать как можно ближе к бордюру, исключая опережение троллейбуса и объезд припаркованных машин.

Это совершенно иная тактика, нежели стиль парня из предыдущей статьи на фиксед гир. Сравнение не очень уместно в том смысле, что последний действует явно напоказ и готов к конфликтам (создается ощущение, что даже сам их ищет), а автор представленного ролика использует велосипед для передвижения, стараясь все же минимизировать риск.

Велосипедист остановился лишь однажды — на пл. Богушевича. Судя по видео, проезд выбранного участка занял 10 минут и 7 секунд. «Попробуйте проехать этот маршрут, соблюдая ПДД (спешиваясь, спускаясь в подземные переходы, преодолевая бордюры), и замерьте время. Результат вас поразит», — обещает автор ролика.

Это предложение нам показалось интересным, хотя итог был понятен заранее. Но стало любопытно: какова же будет разница?

Отметим, что в развитых странах велосипедистов отправляют на проезжую часть или даже выделяют им велопути конструктивными методами, причем не только для повышения комфорта. Считается, что совмещение с пешеходными тротуарами неприемлемо, так как возникает угроза для прохожих.

Велосипедизм головного мозга?

Компанию во время челленджа нам согласился составить минчанин по имени Глеб. Последние двадцать лет велосипед для мужчины  — основной вид транспорта. Глеб крутит педали даже в холодное время года.

Глеб ездит на велосипеде по Минску круглый год

Сразу оговоримся: водительские права у велосипедиста есть и пользуется он автомобилем по мере необходимости, когда, например, надо перевезти тяжелый груз или доставить пассажиров за город. Однако на работу и за покупками, к примеру на Комаровку, Глеб ездит на велосипеде. Точнее, на одном из них. В велогараже мужчины — гибрид, шоссейник и др.

Внешний вид этого велосипеда говорит сам за себя: ручки потертые, шины имеют следы длительного использования, сумки в дорожной пыли. Видно, что это рабочий транспорт, которым пользуются регулярно.

— Я достаточно долго езжу на велосипеде. Знаю, куда смотреть и как остаться в живых, — говорит Глеб. — Но я нетипичный случай.

По его мнению, у велосипедистов в Минске есть альтернатива: «Тротуар все-таки не болото, где проехать в принципе невозможно. Просто существует ряд сложностей. Но, подчеркну, это преодолимая проблема».

В развитых странах пересечения путей разных категорий участников дорожного движения минимизируют или делают безопасными (устанавливая светофоры, искусственные неровности, искривляя улицы и т. д.), на корню исключая конфликт и тяжкие последствия.

— Велосипедист может избежать происшествий, если владеет собой и транспортным средством, — замечает Глеб.

В то же время он признает, что ездить на тонких покрышках (особенно как у фиксед гир) по тротуару некомфортно из-за стыков в плитке.

— Кстати, насчет фиксеров. Что думаете по этому поводу? — подключается к разговору Юрий Краснов.

— Не думаю, что это существенная проблема. Максимум, они помнут кому-то бампер. Хотя кататься среди автомобилей действительно опасно. Я пару раз встречал фиксеров на улице. Это обычные ребята. А их стиль передвижения — это некий эпатаж. Видео — способ развития канала на YouTube, чтобы потом, возможно, его монетизировать.

«Фикс совершенно не похож на обычный велосипед. Это как самолет и вертолет. Вроде бы оба летают, но принципы перемещения в воздухе — различные»

— Но они же создают опасность... Это спортивный снаряд, который раньше использовался исключительно на треках. Гантелей вы же в троллейбусе не размахиваете! — приводит такой аргумент ведущий рубрики.

Наш собеседник признает, что движение по тротуару таит много неожиданностей. Особенно часто опасность может возникать на пересечениях с местными проездами.

— Однажды двигался по тротуару на велосипеде, а водитель автомобиля выезжал из двора, — вспоминает Глеб. — Позже я понял, что он смотрел на проезжую часть и отслеживал машины, а меня, вероятно, не видел. Но сложилось впечатление, что водитель остановился, пропуская меня. А в самый ответственный момент автомобиль тронулся, наехав на переднее колесо моего велосипеда. Инспекторов не вызывали, разошлись на месте.

Юрий Краснов обращает внимание, что на велосипеде Глеба нет звонка. «Значит, нет необходимости? Все-таки можно прогнозировать действия прохожих?» — спрашивает ведущий «Разборов...».

— На самом деле раньше у меня был звонок, но когда им пользовался, то люди пугались, шарахались, — рассказывает велосипедист. — Теперь, увидев скопление людей на тротуаре, вежливо прошу: «Разрешите, пожалуйста, проехать». Как реагируют? Оборачиваются и уступают дорогу.

Итог предсказуемый, но все же...

Встречу назначаем около станции метро «Петровщина», где запланировали старт челленджа. По совпадению рядом над проезжей частью висит растяжка, посвященная Дню без автомобиля.

Многие ошибочно считают, будто цель мероприятия — на один день отказаться от машины. Отдельные скептики даже радуются, если число транспортных средств в городе 22 сентября, наоборот, увеличивается (такое случается, например, в дождь).

На самом деле День без автомобиля — лишь эпизод Европейской недели мобильности, во время которой рассуждают о многих проблемах: о том, чем мы дышим, зачем нужна машина, какие есть альтернативы и т. д. В Минске, к счастью, не все так плохо, город меняется, появляются новые инструменты.

За последние годы к нам пришел Uber, который считают дополнением к общественному транспорту, появились системы каршеринга (на прошлой неделе заявил о себе крупный игрок). Но эти варианты все равно завязаны на автомобиле. Реальной альтернативой называют использование велосипеда, общественного транспорта и пешие прогулки.

Впрочем, вернемся к нашей цели. Юрий вместе с Глебом должны проехать тот же маршрут, что и автор видео, но с важной оговоркой: им необходимо строго соблюдать ПДД. А значит, спешиваться, двигаться по тротуару (такая возможность на маршруте есть) и т. д.

Особенные неудобства велосипедистам доставляет требование спешиваться перед пешеходными переходами, а на пр. Дзержинского это приходится делать регулярно. Говорят, проще объехать квартал, чем один раз спешиться.

Первый раз спутникам приходится остановиться на развязке Дзержинского — Алибегова, где расположен обычный пешеходный переход. В последние годы в Минске стала появляться так называемая экспериментальная разметка, знаки и светофоры, но это не тот случай.

Еще пару лет назад при возведении двухуровневых развязок мало задумывались о необходимости организовывать хорошие и безопасные пути для пешеходов и велосипедистов.

Наиболее критичная точка типовой минской развязки — пешеходный переход в месте съезда с магистрали. На большой скорости водитель может не успеть остановиться. Особенно показателен пример возле развязки пр. Независимости — МКАД, где после нескольких ДТП с участием велосипедистов установили ограждения.

Заметим, что Глебу и Юрию приходится спешиться на развязке дважды (перехода-то два!).

А возле станции метро «Михалово» возникает дилемма: либо спуститься в подземный переход, либо сделать крюк через «зебру». Глеб с Юрием выбирают второе. Говорят, велосипеды слишком тяжелые...

— Было бы здорово, конечно, если бы тут была велодорожка, которая позволила бы избежать неудобств, — считает Краснов.

Напомним, сам он выступает за то, чтобы разрешить велосипедистам двигаться по проезжей части.

Вновь трудность. Глебу и Юрию приходится спешиваться задолго до пешеходного перехода. Возле торгового центра много автомобилей. В общем, не пройти, не проехать...

Около магазина «Палас» очередная остановка: на местном проезде установлены обычные, а не экспериментальные знаки «Пешеходный переход». Отметим, что велосипедисты спешиваются в четвертый раз. Это эквивалентно четырем кварталам!

Тут же на тротуаре стоят два автомобиля коммунальных служб. Некоторые велосипедисты реагируют на такие факты резко, готовы конфликтовать, отстаивая «свою» территорию.

На трехуровневой развязке Глеб с Юрием выбирают средний уровень. Там светофоров нет, только два пересечения с проезжей частью, то есть снова нужно спешиваться! Оба отмечают, что им повезло — троллейбус перекрыл пешеходный переход, а на въезде на кольцо стояли машины и опасности не было.

Станция метро «Грушевка». Спутники снова ищут ближайший наземный пешеходный переход. Таковой оказался размещен примерно в двухстах метрах. На минуточку, пришлось сделать крюк в четыреста метров!

Проезжая ул. Хмелевского, замечаем, что секундомер показывает 24 минуты. Это уже вдвое больше, чем весь путь у автора ролика. Однако...

Снова про спешивание. Например, на пересечении с 1-м Извозным переулком надо слезать с велосипеда. На соседней улице (Извозной) установлен экспериментальный знак и можно ехать спокойно. А на перекрестке с 3-м Извозным переулком снова традиционный переход... Как-то несистемно.

На остановке общественного транспорта у велосипедистов возникают сложности при объезде пешеходов. Глеб демонстрирует, как решает проблемы в оживленных местах, и аккуратно просит людей расступиться. Действительно, этот участок удается минуть без конфликтов и никого не напугать.

А вот настоящий квест! На месте строительства очередной развязки (с первым кольцом) нужно двигаться в объезд: покрытие сменяется то щебнем, то бетонными плитами, то песком. Кому-то каждый день приходится преодолевать такой путь!

Но главное — это огромный крюк, который приходится пройти/проехать для того, чтобы преодолеть место проведения ремонтных работ. Налицо традиционная для Минска проблема, когда временные пути обустраиваются с минимальным удобством для пешеходов и велосипедистов.

В какой-то момент Глеб и Юрий спешиваются, так как по песку становится сложно ехать. В конце концов они отказываются двигаться по узенькой тропинке и решают проехать по большему пути.

— Товарищи белорусы, разрешите проехать!— это уже Краснов использует прием своего спутника, когда они упираются в группу дорожных рабочих.

Наконец велосипедисты финишируют возле пл. Богушевича. Смотрим на секундомер — 35 минут 49 секунд! Даже если «отминусовать» две минуты, потраченные на мини-интервью возле станций метро «Грушевка» и «Михалово», а также сделать скидку на небыстрый темп движения, разница все равно получается существенной — против 10 минут 7 секунд у велосипедиста из ролика.


— На нашем пути встречалось не так много препятствий, но замечу, что мы ехали в прогулочном темпе и потому не сильно устали, — подводит итоги челленджа Глеб. — Двигались бы чуть быстрее — остановки раздражали бы больше. Это не здорово, когда все время останавливаешься и идешь пешком под руку с велосипедом.

— Двигаясь на велосипеде, ездите аккуратно, правильно пересекайте проезжую часть, — присоединяется Юрий Краснов. — И помните не только про свое желание быстро проскочить.

Покрышки для велосипедов в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by