Стечение целого ряда обстоятельств привело к трагическому происшествию на Смиловичском тракте в Минске (выезд на могилевскую трассу). В комментариях всплыла информация, якобы у покупателя стеклоомывающей жидкости выпал телефон, он нагнулся и... Однако непосредственный очевидец печальных событий опроверг этот слух, хотя мобильник в данной истории, по предварительным сведениям, все же фигурировал... Между тем «незамерзайкой» на месте происшествия больше не торгуют, хотя на МКАД такую мобильную точку мы нашли. Продавец заверил, мол, все документы в порядке, сколько раз уже проверяли. В то же время в Мингорисполкоме говорят: разрешения на продажу спиртосодержащей жидкости на обочинах дорог в принципе нет и быть не может.
В нашей ментальной культуре принято ассоциировать дорогу с жизнью, где все время движение, люди, торговля. Бабушки у обочин, продающие яблоки и грибы, встречаются также в Литве и Польше. Но, например, в Германии это маловероятно, и уж тем более на скоростной трассе. Опасно, знаете ли...
Обоснованность подобных запретов подтверждает трагический случай, который произошел 16 ноября, в минувшую пятницу. Многие проезжавшие в тот вечер это место могли видеть на обочине поврежденный Citroen, грузовик, разбросанные банки со стеклоомывающей жидкостью и тело погибшего человека.
Кто-то сначала решил, что жертвой ДТП стал продавец «незамерзайки». Но вскоре поступила информация от ГАИ: «Водитель грузовика, двигаясь по могилевской трассе в направлении поселка Сосны, совершил наезд на вышедшего из авто водителя — мужчина хотел приобрести стеклоомывающую жидкость и съехал на обочину, на которой ею торговали. В момент, когда „покупатель“ наклонился в сторону проезжей части, чтобы взять бутылку с жидкостью (хотел оценить товар), был совершен наезд».
Во время разбора нам удалось выяснить, что трагедии предшествовала целая череда обстоятельств. Случайности сложились в один миг в одном месте...
Примерно за 500 метров до места ДТП находится заправка. Обращаем внимание, что от АЗС вдоль проезжей части ведет тропинка. Можно решить, что люди ходят здесь часто. А чуть поодаль натолкнулись на подтверждение нашей догадки — информационный щит с изображением знака и предупреждением об интенсивном движении пешеходов.
— Хорошо, что тут предусмотрено ограждение, не только разделяющее встречные потоки. Это для безопасности самих же пешеходов, — замечает Юрий Краснов. — На подобных трассах в Германии идти по краю проезжей части категорически запрещено. Если что-то случилось (например, сломался автомобиль), надо при возможности убрать его с проезжей части, надеть световозвращающий жилет и быстро покинуть салон, перейдя за ограждение. Именно там следует дожидаться экстренных служб.
«А у нас на обочинах зимой продают „незамерзайку“, летом — грибы-ягоды, осенью — арбузы, весной — коврики»
Как используется обочина, хорошо видно по следам колес. Ведущий рубрики напоминает, что на правой по ходу движения обочине остановка разрешена, а вот стоянка — нет. Исключение можно сделать только для работ по разгрузке-погрузке, высадке пассажиров и пр.
— Получается, покупатель может остановиться, а вот продавец с автомобилем уже нарушает ПДД, — резюмирует Юрий Краснов.
А вот и место происшествия. Находим столб, трава возле которого заметно примята. Впоследствии продавец «незамерзайки» подтвердил, что находился именно возле этой опоры, а банки выставлял в 30—40 сантиметрах от сплошной линии разметки (на обочине).
В комментариях высказывались водители, которые не раз проезжали мимо этой торговой точки. Кто-то даже уверял, мол, сам задумывался, как бы ненароком не задеть «пирамиду» из пластиковых канистр.
— На форуме писали, что это нелегальная торговля. Но с точки зрения ПДД никакие претензии не предъявишь. Продавец стоит в стороне. Милиции заявит, что не знает, чье это — дескать, просто шел мимо, — рассуждает ведущий «Разборов...».
Ограждения вдоль края проезжей части на данном участке дороги нет. Отметим также, что трасса имеет небольшой подъем, и это может сказываться на обзоре.
— Многие задавались вопросом, почему водитель грузовика принял правее (по предварительной информации, наезд был совершен на обочине), — продолжает эксперт. — Кто-то предположил, что шофер якобы объезжал затор, но я не верю в эту версию.
Вообще, остановка и стоянка на обочинах скоростных трасс у нас привычное дело. Пока едем на место происшествия, обращаем внимание на несколько грузовиков, припаркованных на МКАД. Аналогичная ситуация на выезде из Минска в сторону могилевской трассы.
Юрий Краснов решает спросить, что заставляет водителей останавливаться именно на обочине. Ведь в полукилометре есть хорошо обустроенная парковка, где обсудить дела или отдохнуть явно будет безопаснее и спокойнее.
Водитель припаркованной на обочине Lada Largus, увидев странного человека в яркой куртке, решает не связываться и резко нажимает на педаль газа. Правда, через пару сотен метров таксист снова притормаживает. В этот раз ведущему рубрики все-таки удается перекинуться парой фраз с мужчиной. Тот причину остановки не назвал, сказал, что «так надо», и опять ретировался.
Чуть поодаль стоит грузовик электриков — рядом проводятся работы. Про случай недельной давности мужчины не слышали. Юрий Краснов спрашивает, обозначают ли служебный автомобиль особым образом в таких ситуациях. Да, на задней части кунга есть две наклейки, но достаточно ли этого?
Электрики объясняют, что с ГАИ работы обычно согласовывают при перекрытии полосы для движения — тогда выставляются конусы, временные знаки и пр.
— Врезаться на обочине в грузовик шансов, конечно, меньше, — соглашается ведущий «Разборов...». — Хотя перед вами может ехать габаритный автомобиль, который перекроет обзор и затем резко перестроится. А грузовиков на «могилевке» почти всегда много...
Неожиданно Юрий Краснов вновь возвращается к рассуждениям о том, как грузовик оказался на обочине: «Вдруг водитель отвлекся, например, на телефон? Сейчас многие не отрываются от смартфонов во время управления автомобилями. Бетономешалка едет, а водитель даже указатели поворота не включает, потому что мобильник возле уха — его словно кто-то навигирует по телефону».
И все же разговоры во время этого разбора так или иначе возвращались к «омывайке», торговле на обочине и легальности всего процесса. В комментариях даже было замечание: человек погиб, а они «незамерзайку» обсуждают.
Верно кто-то подметил: могло случиться что угодно, и это не повод совершать наезд на человека, тем более что ширины проезжей части на данном участке дороги хватает. Этот же пользователь высказал догадку — многие сейчас отвлекаются на смартфоны, мало ли что могло случиться.
Безусловно, факт продажи «омывайки» на обочине скоростной дороги — это фактор аварийности. Не было бы точки — водитель Citroen не остановился бы.
На месте трагедии на могилевской трассе, понятное дело, никто «незамерзайку» уже не продает. Зато на МКАД такое место торговли мы обнаружили. Недалеко от Лошицы есть широкий карман, где припаркован минивэн. На крыше автомобиля — банки с голубой жидкостью, заднее сиденье завалено упаковками.
Мужчина, продающий «омывайку», оказывается словоохотливым. Говорит, что продает когда 20, когда 30, когда 50 банок в день. С каждой получает 50 копеек. Не густо, если, конечно, это правда.
— Слышали про случай на могилевской трассе? — спрашивает продавца Юрий Краснов.
— [...] это все! — нецензурно реагирует мужчина. — Я того хлопца, который продавал, знаю... Телефон выпадает на дорогу — он [покупатель] за ним и на!
Ведущий рубрики вспоминает, что аналогичная версия высказывалась в комментариях. Сразу возникает солидарное мнение — источник у нее один и тот же.
Между тем торговля в кармане кольцевой идет бойко. При нас на импровизированное место продажи заехали несколько водителей, намеревавшихся купить «омывайку». Некоторые даже не выходили из салона — покупали канистры опустив стекло. Благо цена — всего-то 5 рублей.
— После ДТП на «могилевке» многие свернулись, а вы продолжаете торговать. Легально? — спрашивает Юрий Краснов.
— Все есть. Акцизы уплочены, договоры составлены, сертификат есть... Приезжали проверяли меня. На «ипэ» я работаю, — живо объясняет мужичок.
В главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома, куда мы позже обратились за комментарием, на это отреагировали с удивлением: разрешения на продажу спиртосодержащей жидкости на обочинах дорог в принципе нет и быть не может, контроль возложен на правоохранительные органы, о каждой такой точке следует сообщать по телефону 102.
По мнению самого продавца, проверки направлены на то, чтобы покупали «незамерзайку» белорусского производства. Но она якобы плохая — воняет, российская качественнее — «спирт другой и лучше моет».
Заметим, что каждый год при наступлении холодов возникает одна и та же проблема — появление «омываек» с незатейливыми названиями и по низкой цене из РФ. Судя по комментариям, многие при покупке ориентируются в первую очередь на запах жидкости, хотя это совсем не показатель качества. Три года назад мы с помощью литовских экспертов проверяли стеклоомыватели российского и белорусского производства. Аутсайдерами стали две жидкости из РФ, содержание метанола в которых зашкаливало.
Напомним, метанол, который является токсичным спиртом, ничем не пахнет, и некоторые производители (в особенности российские, там много этого дешевого сырья) его активно используют — уличить в превышении концентрации можно только в результате лабораторных исследований.
Конкуренты метанола — этанол и изопропанол. Они существенно дороже, в особенности последний. Причем оба аналога имеют запах: этанол напоминает медицинский спирт (его даже сопровождают «грязными» присадками, чтобы никто не вздумал употреблять внутрь), а изопропанол похож на резко пахнущий технический спирт. Так что хороший стеклоомыватель как раз-таки должен пахнуть...
А вот что продают на обочинах, хороший вопрос. Заметим, пару недель назад Госстандарт уже провел проверки и выявил некачественную и даже опасную для здоровья жидкость из РФ: в составе некоторых «незамерзаек» был обнаружен метиловый спирт, о наличии которого изготовитель в маркировке не сообщил. Доля этого компонента в образцах превысила допустимую в нашей стране норму (не более 0,05 объемного процента) в 118—181 раз.
Во время разбора пытаемся связаться с предпринимателем, который вроде бы имеет отношение к расстановке продавцов «омывайки» на трассах и МКАД. Ранее он изъявлял желание высказаться по поводу того, как сложно работать и почему не удается получить разрешение. Но сейчас у него на телефоне стоит режим запрета входящих звонков.
Зато нам удается связаться с продавцом «незамерзайки». Вот что он рассказал Юрию Краснову:
— Я стоял спиной к движению. Он [покупатель] остановился за банками лицом к движению. Боковым зрением видел, как его ударило... Мы находились примерно в метре друг от друга. Его сбило, когда он нагибался за банкой, чтобы понюхать, не вонючая ли она.
— Я думал, что он уже купил и шел к машине...
— Не-не. Изначально его автомобиль стоял в 10—15 метрах. А банки находились в 30—40 сантиметрах от линии разметки (на обочине).
По словам свидетеля ДТП, мужчина не успел купить «омывайку», когда произошел наезд.
— А почему водитель грузовика выехал на обочину? — спрашивает ведущий рубрики.
— У него вроде бы упал телефон, он левой рукой держал руль, а правой потянулся за мобильником...
После этих слов все становится на свои места. Если версия верна, то это объясняет, почему автомобиль принял правее. Ну а мужчина из Citroen, как мы помним по информации ГАИ, в этот момент наклонился к банкам с «незамерзайкой». Трагическое совпадение...
Буквально за 500 метров до места трагедии находятся крупный магазин и заправка. На обоих торговых объектах продают стеклоомывающую жидкость, причем на фасаде магазина размещена огромная надпись, информирующая о специальной цене.
Да, «незамерзайка» стоит чуть дороже и придется потратить на 5—10 минут больше, но и условия более безопасные и комфортные — можно спокойно оставить автомобиль на парковке.
— На заправке литовская «омывайка» стоит 12 рублей, гродненского производства — 9 рублей. В магазине продавали российскую за 7,5 рубля, — перечисляет Юрий Краснов. — На обочине банку можно купить за 4—5 рублей. Я тоже как-то приобретал таким способом, но она при минус 10 и замерзла... В любом случае, покупать или нет — решать вам. Но вы должны знать, что, делая покупку на обочине, тем самым поощряете работу таких мобильных точек. С одной стороны, нелегальную, с другой — небезопасную. Это во-первых. А во-вторых, подвергаете свое здоровье и жизнь риску.
— Версия с упавшим телефоном водителя многое объясняет, — подводит итог непростого выпуска ведущий рубрики. — По трагической случайности покупатель нагнулся ближе к банке, когда грузовик ушел правее... Поэтому даже если что-то упало во время управления автомобилем, это не повод нырять под рулевое колесо. Меня, например, очень задевает, когда в фильмах показывают героя за рулем машины, который разговаривает, повернувшись к пассажиру, в течение 6—7 секунд. Понятно, что автомобиль везут на тележке, а актер ничем не управляет. Но все же... Как показывают исследования, достаточно 0,07 секунды, чтобы оценить ситуацию. Не более того.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by