Вернувшись после поездки в Москву, многие отмечают разительные изменения: российская столица стала приятнее, и дело не только в открытии новых кафешек и магазинов. Центр удалось разгрузить от автомобилей, появились полосы для общественного транспорта, инфраструктура теперь уже более дружелюбна к пешеходам, велосипедистам, самокатчикам и т. д. Если пять-семь лет назад Минск в этом отношении выглядел более выигрышно, то сейчас очевидно наше отставание. Инструктор по вождению из Москвы в выпуске «Разборов...» рассказывает, как изменился город в транспортном смысле.
Николай Бондаренко живет в Москве, с 2014 года работает инструктором в автошколе. Изучая информацию в интернете, он натолкнулся на упоминание рулевого тренажера, который использует Юрий Краснов. Нашел того в соцсетях, связался и попросил сделать такой же: «Многие водители неверно обращаются с рулем. А обучить правильному рулению в автомобиле гораздо сложнее, чем на тренажере».
Пользуясь случаем, ведущий «Разборов...» предложил коллеге поделиться впечатлениями о движении по Минску и Беларуси, а также рассказать об изменениях в трафике Москвы: так ли уж отличаются наши города?
— В Москве такое число машин, как в Минске, обычно в 7—8 часов утра субботы или воскресенья, — сперва Николай Бондаренко делится типичными впечатлениями московского водителя. — В Москву многие едут зарабатывать, поэтому для трафика характерна спешка, все стараются добраться до нужного места побыстрее.
«Каждый считает уместным посигналить учебному автомобилю»
Юрий Краснов вспоминает случай в Минске: водитель жестко подрезал курсанта. А когда нарушителя вызвали в ГАИ и попросили объясниться, сослался на сиюминутное желание. Агрессор подтвердил, что идентифицировал учебную машину. То есть подрезал ее осознанно и в итоге получил штраф.
Вообще, для Москвы характерно два стиля движения: автомобили либо едут очень быстро (насколько позволяют камеры скорости), либо очень медленно (в пробках). Заторы по-прежнему остаются большой проблемой, однако в последнее время предпринят ряд радикальных мер. В частности, реконструированы развязки на МКАД: характерно, что в Москве уходят от «клеверных листов» в пользу развязок с достаточной величиной полос разгона и торможения.
Эффективной мерой стало также расширение зоны платных парковок в центре города.
— Я успел съездить в Несвиж и Мир. Заметил, что у вас из крайней левой полосы загородной трассы буквально выдавливают. Даже если едешь 125—127 км/ч, то сзади приближаются и моргают дальним светом фар. В России подобный стиль уже уходит. Более быстрые водители просто опережают справа, и редко кто прессингует, — рассказывает наш собеседник.
Он приводит такой пример: в России устроили эксперимент, когда автомобиль с небольшой скоростью двигался в крайней левой полосе. Целью было проверить реакцию водителей. Несложно догадаться, какой бы она была в Беларуси.
По словам Николая Бондаренко, во время эксперимента никто агрессивных действий в отношении медлительного автомобилиста не предпринимал. Водители предпочитали совершить опережение справа.
Отметим, что в Германии опережение справа на скоростных автобанах запрещено. Этот маневр считается небезопасным. Полосы как бы ранжируются справа налево по скорости — от низкой к более высокой.
Весь центр Москвы (в пределах третьего транспортного кольца) включен в зону платных парковок. Как отмечает Николай Бондаренко, теперь их организовывают в спальных микрорайонах (возле станций метро, торговых центров и пр.).
В ответ жильцы стали устанавливать во дворах шлагбаумы, ограничивая доступ автомобилей. Это вероятный сценарий и для Минска, если все уличные парковки в центре города также сделают платными.
— Из положительного: машин в центре стало меньше, ездить теперь свободнее, — заверяет Николай Бондаренко.
— А со «СтопХамом» не пересекался? — спрашивает Юрий Краснов.
— Честно говоря, видел только их ролики на YouTube.
По словам нашего собеседника, на самом деле таких мест, где выезжают на тротуары, в центре Москвы практически нет. Если автомобили движутся по пешеходной части, то скорее в «спальниках» и в условиях заторов.
Недавно минчанин разместил ролик, сделанный на пл. Богушевича в Минске. Одно из направлений никак не могло проехать из-за того, что с ул. Цеткин поворачивающие налево заблокировали движение для магистрали.
— Слышал, что у вас придумали разметку для предотвращения таких случаев и даже успели назвать ее «вафельницей», — вспоминает ведущий рубрики. — Как думаешь, это позволит исключить блокирование движения?
— Да, пару раз видел эту «вафельницу»: ее нанесли на перекрестках, где заторы скапливаются чаще всего, — говорит Николай Бондаренко. — Если зафиксируют на камеру нарушение, то наверняка придет штраф. Думаю, это со временем сработает.
— После массовой установки камер на дорогах стало спокойнее, — считает московский инструктор по вождению. — Это здорово успокоило тех, кто любит погонять. И хотя спидкамы срабатывают при превышении на 20 км/ч и более (в Беларуси этот порог составляет 12 км/ч. — Прим. Onliner), тем не менее это усмирило лихачей.
Также камеры фиксируют несоблюдение правил парковки (неоплату), необоснованный выезд на полосу общественного транспорта и другие нарушения.
— Хотя периодически замечаешь, как в заторе некоторые водители, в основном премиальных автомобилей, объезжают пробку по «выделенке», — признает Николай Бондаренко.
Раньше сотрудники ДПС в Москве останавливали водителей в основном на стационарных постах, но в последнее время, по словам нашего собеседника, все чаще видишь мобильные посты:
— В этом смысле их работа активизировалась и приняла более цивилизованный формат общения. В столице у инспекторов есть нагрудные видеорегистраторы. Это также сдерживает как одну, так и другую сторону, что позволяет избегать конфликтов.
Николай Бондаренко отмечает, что сейчас наряды ДПС часто дежурят в местах концентрации аварий, например возле нерегулируемых переходов.
— Недавно курсант рассказывал, как остановили такси, в котором он ехал, и привлекли к ответственности его и водителя за непристегнутый сзади ремень безопасности, — вспоминает коллега Юрия Краснова.
Один из самых раздражающих маневров касается движения по обочине. Как говорит наш собеседник, ГИБДД пока не предпринимает активных действий для решения этого вопроса.
За последние несколько лет в Москве чрезвычайно популярным стал каршеринг. Временные водители таких автомобилей ездят не всегда безопасно, число ДТП с их участием большое. Важным фактором является то, что машины эти чужие, а счетчик-то работает...
По мнению Николая Бондаренко, к агрессивному вождению склонны также владельцы премиальных автомобилей. Однако выделить некую категорию самых злых водителей он не может.
Одним из самых громких скандалов стала история с Марой Багдасарян и ее приятелями, которые пытались на Mercedes Gelandewagen уйти от преследования полицией.
Это происшествие сделали чрезвычайно показательным, дело стало прозрачным намеком мажорам: не надо так.
— С маршрутками вопрос тоже решили, — считает наш собеседник. — Нелегальных маршрутчиков практически вытеснили с московского рынка. Во многих микроавтобусах установлены видеорегистраторы, а также камеры, фиксирующие обстановку в салоне. Это тоже сдерживает нарушения ПДД.
В России, как и в Беларуси, многие используют видеорегистраторы — на общественном и личном транспорте.
— Встречаются ли водители с синдромом регистратора, когда человек спекулятивно трактует ПДД и нагнетает ситуацию, в которой второй участник окажется в дураках? — спрашиваем.
— В Беларуси я таких случаев встречал больше, чем в Москве.
Как считает собеседник, многих останавливает то, что данные заявителя с высокой долей вероятности станут известны нарушителю. Грубо говоря, человеку могут отомстить, зная его адрес, номер телефона и пр.
По словам московского инструктора по вождению, методика подготовки курсантов в России и Беларуси практически не отличается. Во время экзамена в ГИБДД предстоит сдать теорию, площадку и город. Основная подготовка посвящена, разумеется, испытанию в реальных условиях.
— В первый раз курсанты, как правило, сильно волнуются, поэтому экзамен сдают единицы. Но если человек хорошо подготовлен и знает учебный маршрут, то сдать со второго-третьего раза можно, — полагает Николай Бондаренко.
Экзаменатор дает команды в той же манере, что и у нас: на следующем регулируемом перекрестке поверните направо, в ближайшем разрешенном месте развернитесь и пр.
— Хотя отличий немало, в Минске и Москве по-прежнему много схожего, — замечает Юрий Краснов. — Что же касается обучения курсантов, то теперь у Николая есть очевидное конкурентное преимущество. Вообще, при должной смекалке рулевой тренажер можно изготовить самостоятельно в гараже. Конструкция достаточно простая, зато эффект при обучении — колоссальный.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by